Студопедия — Феноменология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феноменология






Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – немецкий мыслитель, родоначальник одного из направлений современной философии – феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.

Г. рассматривал философию как строгую науку – науку о феноменах сознания. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непрерывно нуждаются в определенном философском обосновании. Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: ее основной объект – это научное знание и познание, ее цель – построить науку о науке, т.е. “наукоучение”. Подлинная ф. в отличие от фактуальных наук – наука не о фактах, а о сущностях. Ее предмет искусственно абстраг-ся от явлений объект мира (природы, общества) и сводился искл-но к явлениям сознания (феномены сознания как чистые “сущности, образующих мир идеального бытия” - они понимались как нечто абсолютное в качестве идеи (эйдоса), существующее в сознании и одновременно независимое от него применит-но к познающему индивиду. Явл «не имеет никаких «реальных свойств», оно не знает никаких реальных частей, никаких реал изменений и никакой причинности». имеют надличностный, всеобщ характер).

Феномен-гия трактовалась Гуссерлем как ф, превратившаяся в «строгую науку» благодаря использованию аппарата чистой логики и матем-ки, ч якобы позволяло ей поконч с эмпиризмом и исследовать сущности. Это д/б искл-ть проявл субъек-зма, специфического науч релятивизма и антропологич подхода. Строгая наука во всяком случае есть не психолог-ая и вообще не реальная связь, кот подчинены акты мышления, а объект-ая или идеальная связь(прот натурализма и психологизма в поним внутр мира чел) Ф-ф выделял связь вещей, существующую в сознании, и связь истин. Сама вещь природы не имеет ничего общего с ее «воспринятостью» в сознании. Дерево, например, может сгореть, разложиться и т.д.; смысл же его, как нечто неотделимое от сущности, «не может сгореть, в нем нет химических элементов, нет сил, нет реальных свойств». Для феноменологии не важно, существует ли предмет в действительности или является иллюзией – главное, чтобы он существовал как объект для сознания, т.е. был феноменом.

Сам Гуссерль называет феноменологию дескриптивной, т.е. описательной, наукой. Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом томе своих “Логических исследований” Гуссерль говорит, что логические законы не психологичны по природе, тем самым критикуя психологизм.

Выделение предмета феноменолог-ого исследов-я проводилось благодаря внутрен направленности сознания на предмет и при помощи метода редукции (лат. reductio — возвращение). В данном случае речь шла об упрощении и сведении сложного процесса познания к более простому, т.е. выведении «за скобки» всех тех обстоятельств, которые осложняют и искажают этот процесс. Метод феноменолог-ой редукции включал этап историч редукции, когда не учитываются различные концепции, относящиеся к познавательному процессу; этап эйдетической (греч. eidos — образ, форма, сущность) редукции, когда «очищаются» явления сознания с целью придания им идеальных форм; этап трансцендентальной редукции, когда учитываются, наконец, особенности субъекта познания, его собственные «переживания» и акты. В результате подобной методологической операции оставалась область чистого («ясного») сознания, свободная по отношению к внешнему миру и выступавшая основой формирования категориального аппарата науки.

В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет (свободная от индивидуальных характеристик – расовых, психологических, социальных и установок (обыденных знаний)). Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных фактов. Т.о. Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентального мира сущего. Хотя сами сущности у него выступают как “значения”, не обладающие собственным статусом. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий.

Феноменологии Гуссерля в силу ее особенностей присуще специфическое толкование такой философской категории, как истина. В целом она рассматривалась априорно и трансцендентально-(понимаются предельно общие понятия отражающие универс-ые св-ва бытия., единое. истина, благо) «Никакая истина не есть факт, т.е. нечто, определенное во времени. Истина, правда, м/им значение, ч вещь существует, состояние имеется налицо, изменение совершается и т.п. Но сама истина выше временного, т.е. не имеет смысла приписывать ей временное бытие, возникновение или уничтожение». По Гуссерлю, в чистой логике истинно то, ч абсолютно; истина тождественно едина, воспринимают ли ее люди, ангелы или боги. Что касается относительных истин, то они ставились в прямую зависимость от состояния логического мышления

В последние годы – критика сциентистских установок в филовсофии. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики (истолкование, понимание текстов).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 226. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия