Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. . . ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. . . ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»






 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет

Кафедра литературы

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой

_____________ А. В. Урманов

«______»_________2013 г.

 

 

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА В.О. ПЕЛЕВИНА «S.N.U.F.F»

 

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности – 050301.65 – Русский язык и литература

 

Исполнитель: студент группы 5 А Корчагин И.К. ­­­­­­­­­­­­­­­­ ______________ дата _______________ подпись И. К. Корчагин
Руководитель: (к.ф.н, доцент кафедры литературы) ­­­­­­­­­­­­­­­­ ______________ дата _______________ подпись В. В. Гуськов
Рецензент: (к.ф.н, доцент) ­­­­­­­­­­­­­­­­ ______________ дата _______________ подпись  
Нормоконтроль: (ученая степень, должность) ­­­­­­­­­­­­­­­­ _____________ дата ________________ подпись  
  Защита состоялась   «__»___________2013 г.   Оценка «______________»
  Председатель ГАК: (ученая степень, должность) ­­­­­­­­­­­­­­­­ _____________ дата ________________ подпись  

 

Благовещенск 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТВОРЧЕСТВА В.О. ПЕЛЕВИНА.. 7

1.1 Проблема метода в творчестве В.О. Пелевина. 7

1.2 Жанровое своеобразие творчества В. Пелевина. 20

2 ЖАНРОВЫЕ КОДЫ УТОПИИ И АНТИУТОПИИ РОМАНА ВИКТОРА ОЛЕГОВИЧА ПЕЛЕВИНА «S.N.U.F.F». 30

2.1 Жанровые черты (коды) утопии и антиутопии. 30

2.2 Жанровые коды утопии и антиутопии в произведении В.О. Пелевина «S.n.u.f.f.». 38

3 САТИРА, КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.О. ПЕЛЕВИНА «S.N.U.F.F.». 46

3.1 Теория сатирических жанров. 46

3.2 Черты сатирического в романе В. Пелевина «S.n.u.f.f.». 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 70

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Виктор Олегович Пелевин (родился в 1962) – писатель, пришедший в русскую литературу на рубеже 80-90-х годов XX века, сегодня является одним из наиболее ярких и читаемых авторов последних десятилетий.

В своих произведениях он поднимает множество извечных вопросов человечества. В чем смысл жизни человека? Что такое сознание? Как устроен мир?

Творчество Пелевина не входит в рамки обычного творчества, поэтому его сложно отнести к какой либо школе. В его произведениях можно найти черты сюрреализма, постмодернизма, символизма, фантастики. Сам он себя относил когда-то к школе поп-арта. Объединение опыта множества школ даёт ему право использовать приёмы каждой из них. Пелевин в своих произведениях мастерски играет событиями, местом действия произведения. Часто он вводит в заблуждение читателя, чтобы потом привести его к неожиданной кульминации и тем самым в полной мере выразить авторскую позицию.

Решая «вечные проблемы» человечества автор далёк от скучной назидательности. Он погружает читателя в свой особый мир, где каждая деталь насыщена смыслом, который невольно входит в сознание, заставляя переоценивать собственную систему ценностей. Авангардный писатель использует различные традиционные и нетрадиционные литературные приёмы. Сложное и интересное отношение пространства и времени – это тоже один из «фирменных» приёмов Пелевина.

В декабре 2011 года, тиражом в 150 000 экземпляров в свет вышел новый роман В.О. Пелевина под названием «S.n.a.f.f.». Действие романа происходит в постапокалиптическом будущем, где просматриваются черты современности, мутировавшие странным гипертрофированным образом. Автор гротескными приемами высмеивает и выпячивает повседневный упадок, окружающий нас в реальном, современном мире. Роман содержит актуальную иронию, перетекающую в едкий сарказм, очень много скрытых и очевидных аллюзий на современную обстановку в России и мире.

Пелевин заявил жанр этого произведения как роман-утопия. Однако уже при первом прочтении становится ясно, что писатель либо иронизирует над «идеалистическими» взглядами автора-повествователя – Камилолы Карпова, либо вводит читателя в заблуждение, пытаясь привлечь его внимание к насущным проблемам неидеального общества.

В романе переосмысляются жанровые клише утопических и антиутопических романов XX в. Здесь переплетены антиутопия, постапокалипсис, социальная сатира и тонкий юмор. Сцепление жанров в романе вызывает интерес, так как является отражением современных литературных процессов.

В связи с этим выбранная тема представляется актуальной.

Объектом исследования является художественный текст романа Виктора Олеговича Пелевина «S.n.a.f.f.».

Предметом исследования является процесс синтеза жанровых моделей в романе В.О. Пелевина «S.n.a.f.f.».

Целью нашей дипломной работы является последовательное рассмотрение жанровых процессов в тексте Виктора Пелевина, позволяющее говорить об особенностях формирования специфической жанровой структуры романа «S.n.a.f.f.».

Для достижения данной цели нам придется решить ряд з адач:

1) систематизировать суждения критиков и литературоведов об особенностях творческой манеры В.Пелевина;

2) обобщить суждения теоретиков и историков литературы о процессе интеграции художественных (в том числе и жанровых) форм;

3) изучить коды утопического и антиутопического произведения и выявить, как данные коды отразились в романе В.О. Пелевина «S.n.a.f.f.»;

4) ознакомиться с сатирическими жанрами, сопоставить повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» с романом В.О. Пелевина «S.n.a.f.f.».

Решение поставленных задач позволит выявить своеобразие жанровой структуры в романе В. Пелевина «S.n.a.f.f.».

В отечественной критике роман В.О. Пелевина «S.n.a.f.f.» пока не получил должного освещения.

Серьезного, значимого, научного и литературоведческого критического материала по данному произведению почти нет. В основном оценку, данную читателями роману «S.n.a.f.f.», Виктор Пелевин получил в Интернет форумах, в виде различных коротких комментариев или статьях, размещенных на сайтах, посвященных его творчеству.

Творчество В. Пелевина рассматривалось в отечественном литературоведении начиная с 90-х годов ХХ в. Однако творческое наследие писателя до сих пор недостаточно полно и системно изучено, далеко не все аспекты его творчества получили подробное освещение, не существует трудов, где литературоведческому рассмотрению подверглось бы все творчество писателя.

К творчеству писателя обращались исследователи русской литературы конца XX в., рассматривая проблемы русского литературного постмодернизма (О.В. Богданова, В. Курицын, М.Н. Лейдерман, Н.А.Лихина, И.С. Скоропанова), пути развития русской фантастики (С. Бережной, М. Мещерская), проблемы концептуализма (С.С. Жогов). Но в большинстве работ представлен не анализ в рамках традиционного литературоведения, а критика творчества Пелевина (К.В. Азеева, Е. Некрасов, А. Немзер, А. Генис, И. Роднянская, Д. Володихин, Д. Быков, П. Басинский). Работы литературоведов дают некоторое представление о философской, эстетической концепции творчества Виктора Пелевина, рассматривают художественные приемы, содержат попытки анализа проблематики, отдельных образов.

Вопрос жанрового своеобразия произведений писателя рассматривается в диссертации Ю.В. Пальчик. Она представляет монографический анализ прозы Виктора Пелевина с точки зрения жанрового своеобразия. Кроме того, жанры прозы Виктора Пелевина рассматриваются Ю.В. Пальчик как синтетическая структура эпических форм.

Диплом состоит из Введения, Главы 1, Главы 2, Заключения, Списка использованной литературы.

 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 189. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия