Студопедия — Праздники и представления эпохи Петра I
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Праздники и представления эпохи Петра I






Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Пётр I, устроив в Москве в 1697 году первое «триумфование» по случаю взятия Азова. С тех пор подобные торжества стали обычаем. К устройству праздников привлекались опытные специалисты-техники, поэты писали торжественные оды. Придворные представления в эти годы носили в известной мере демократический и весёлый характер. Даже сама пышная торжественность балов и ассамблей зачастую служила объектом осмеяния. Достаточно вспомнить создание «Всешутейшего собора», который А.М. Горький считал своеобразной трансформацией потех ярыжек, глумцов и скоморохов, то есть возрождением традиций русского народного творчества¹.

Торжественно весёлым было карнавальное шествие, устроенное однажды Петром на масленицу. Целый день из села Всехсвятского к Кремлю двигались военно-морские суда, поставленные на сани. Сам Пётр, одетый флотским капитаном, окружённый генералами и офицерами, ехал на 88-пушечном большом корабле, который везли 16 лошадей. За кораблём «плыла» гондола, в которой находилась царица в костюме пасторальной крестьянки. Её окружали дамы и кавалеры в аравийских костюмах.

За гондолой царицы тянулась так называемая «неугомонная обитель» - множество маскарадных шутов в санях, сделанных наподобие драконовой пасти. Шуты были наряжены журавлями, лебедями, лисицами, волками, медведями и огненными змеями. На колеснице, запряжённой «сиренами», восседал Нептун с трезубцем в руках. Всё это пело, играло на различных инструментах, кувыркалось, кричало, танцевало…

При входе в Кремль, шутейная процессия была встречена пушечным салютом и фейерверками. Кстати, в петровские времена многие придворные празднества стали сопровождаться фейерверками.

Истоки фейерверочного искусства на Руси восходят к глубокой старине, и связаны они, как и многое в истории русской культуры, со скоморохами. Это они ввели в обиход «огненные потехи», используя сухой плаун (ликоподий), обладающий способностью мгновенно вспыхивать.

«Огненные игрища» вошли в моду в XVI – XVII веках, в дни рождественских праздников, которые народ встречал весёлыми гуляньями.

 

  1. Горький М. Письмо к А.П. Чапыгину, - «Звезда», № 7, 1938, с. 241.

 

По свидетельству историков, при дворе Алексея Михайловича на гуляньях и игрищах использовали «летающие потешные огни» и «зажигательные нарядные стрелы», как тогда назывались ракеты.

С конца XVII века фейерверки получили большое распространение, венчая праздники и различные торжества. Пётр I сам принимал деятельное участие в их подготовке. По его распоряжению для фейерверочных праздников стали изготовлять специальные машины, строить монументальные декорации. Известно, что один из фейерверков, подготовленный лично Петром I, продолжался в течение трёх часов.

Фейерверки на Руси являли целые огненные представления, где был сюжет, развитие действия, кульминация и завершение. Правомерно назвать эти представления «фейерверочным действом».

Сохранилось подробное описание фейерверочного действа, состоявшегося в Петербурге 1 января 1712 года в честь русско-турецкого мира.

На Неве, напротив дворца петербургского губернатора Меншикова, был сооружён театр фейерверочного представления – целый комплекс, состоящий из триумфальных, ворот, арок, транспарантов, эмблем.

Одни за другими возникали огромные фигуры, рисунки, надписи, прославляющие силу и могущество государства Российского, его славную столицу и могучий российский флот. На фейерверочном представлении присутствовали иностранные дипломаты, и многие намёки в адрес враждебных России государств предназначались им.

«В малой дуге, - читаем мы в описании фейерверка, - явится звезда северна горяща и полумесяц свою светлость Северу поделяет. А между ними вошла тёмная туча, тогда тот полумесяц отвращается лицом от своей звезды…

…Потом окажется крепость морская, у которой в одной картине подпись сия: «Бог, укрепи камень сей». Значит, сия крепость – Санкт-Петербург. В другой картине сие подписание: «На счастливое шествие сему». Причём корабль со всеми парусами по ветру в гавань прибысть. Значит сие, какую благость впредь государству через сие привлечёт»¹.

Как видно из приведённого примера. Фейерверочное действо строилось по разработанному сценарию и несло не просто развлекательные функции, но и было политически направлено.

 

 

 

 

 

1. Старинные фейерверки в России. Л., изд. Эрмитажа, 1960, с. 43.

 

В сентябре 1720 года в честь победы над шведским флотом в Петербурге было поставлено массовое действо, продолжавшееся 4 дня. При громе пушек суда Российского флота проконвоировали по Неве «пленных» - шведские корабли, захваченные в битве при Гренгаме. Этот торжественный ввод пленных кораблей знаменовал собой утверждение могучей силы Российского флота и был встречен присутствующими с огромным энтузиазмом.

А вечером набережная Невы, площади и центральные улицы вспыхнули тысячами огней иллюминации. Праздник венчало фейерверочное действо, где был представлен Нептун, плывущий на колеснице, и торжественно трубящая Победа.

Один из фейерверков вспыхнул на Неве. На больших плотах, стоящих на реке, были заготовлены фейерверочные декорации. Действие состояло из трёх аллегорических картин. После них ночное небо озарили тысячи ракет, шутих, огненных колёс и др. Интересно отметить, что пиротехники, обслуживавшие действо, были одеты в яркие маскарадные костюмы.

Традиционные в конце XVII и начале XVIII века российские фейерверочные действа стали позже неотъемлемым компонентом больших праздников – в дни рождества, на масленицу, на Новый год.

 

Б – 11.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3899. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия