Студопедия — Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии






На протяжении всей своей истории украинский народ не имел другого учебного заведения, которое оказало бы столь большое влияние на развитие образования, науки и культуры, как Киево-Могилянская Академия. В ней работали известные просветители, ученые, общественные и церковные деятели, усилия которых были направлены на объединение всех сил, способных поддержать национально-культурное возрождение, достижение национальной независимости. В вопросах украинской государственности значительный интерес представляют идеи, выдвинутые основателями Киево-Могилянской

Академии - И. Борецким, М. Смотрицким, 3. Копистенским, П. Могилой, их последова-телями вплоть до просветителей и политических деятелей первой половины XVIII в.

Академия сыграла важную роль как объединительный духовный очаг всех земель Украины. Наиболее важные события, которые предваряли образование украинского государства, - формирование вооруженных сил, единение различных общественных групп, образование национальной школы и национальной церкви - осуществлялись при непосредственном участии деятелей Киево-Могилянской Академии.

 

В историко-патриотической и религиозной литературе четко прослеживается мысль о необходимости борьбы с иностранным гнетом за свободу родной земли и народа, (121) обосновывается идея создания суверенной украинской державы. Уже в трактатах П. Могилы - основателя Академии - есть подходы к концепции собственной украинской государственности, независимой ни от Польши, ни от России. Киевским ученым импонировала идея просвещенного властелина, "философа на троне", который способствует просвещению, совершенствует законы, заботится о благополучии граждан и добрых отношениях с соседними государствами. Эта мысль присутствует в работах П. Могилы, в частности, в его переводе с греческого произведения дьякона Агапина, в котором изложены наставления византийскому императору Юстиниану. В трудах П. Могилы содержатся размышления о светской власти, которые не всегда созвучны с идеей

верховенства власти церкви. Такие его взгляды на взаимоотношения церкви и государства разделялись не всеми учеными Киево-Могилянской Академии. В частности, С. Яворский, профессор Академии, а позднее блюститель патриаршего престола в России, поддерживая политику Петра I, направленную на развитие армии, флота, экономики, образования, был недоволен реформой церкви. Он решительно защищал интересы последней, ее власть в духовной жизни общества, выступал против подчинения церкви светской власти. Церковь, по мнению С. Яворского, стоит над государством и должна иметь не только церковную, но и светскую власть. В России верховенство церкви никогда не было реальным, поэтому усилия С. Яворского не давали желаемых результатов, хотя в какой-то мере сдерживали Петра I.

В годы правления Петра I окончательно сложилась абсолютная монархия, были созданы основные политические институты этой формы правления. Петр I юридически оформил неограниченность власти монарха. Положения, содержащиеся в петровских указах, получили дальнейшее обоснование и развитие в работах Феофана Прокоповича - философа, писателя, профессора и ректора Киево-Могилянской Академии. Последовате-льный сторонник абсолютизма, он различал несколько "образов высочайшего правитель-ства" - "народодержавство" (демократия), аристократию и монархию. Кроме того, считает ученый, бывают и такие "образы правления", которые "смешанный состав имеют". Он резко критикует аристократическую и демократическую формы правления. (122) Учиты-вая взгляды западноевропейских мыслителей Ю. Липсия, Г. Греция, Т. Гоббса, С. Пуфен-дорфа по проблемам государства и права, основываясь на теории естественного права и общественного договора, Ф. Прокопович создает теорию просвещенного абсолютизма. Сущность ее состояла в приоритете светской власти, подчинении церкви государству, секуляризации церковных и монастырских владений. Концепция просвещенного абсолю-тизма определяла абсолютного монарха как верховного носителя государственной власти, ставила его над всеми гражданскими законами, исходя из того, что все его действия направлены на общенародную пользу.

Киево-Могилянская Академия способствовала изучению произведений Платона, Аристотеля, Ж. Бодена, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, а также голландских и немецких мыслителей эпохи Реформации, посвященных проблемам государства и права. Перевод и изучение этих работ имели немаловажное значение для развития идей украинской государственности, политических взглядов украинского народа, пробуждали в нем мысли о собственной исторической судьбе, независимости и свободе.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия