Студопедия — Пример 3a.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пример 3a.






Теперь Вы, наверное, спросите: зачем было выполнять эти "сумасшедшие" построения, когда можно просто брать те или иные аппликатуры аккордов и играть. На самом деле, если Вы добросовестно выполнили все, что было предложено в занятии, то Вы освоили арпеджио всех аккордов входящих в минорную аккордовую гамму, заметили, что все арпеджио взаимосвязаны, все аккорды состоят из нот минорной гаммы, по которой выполняется построение. Полученные знания дадут о себе знать при импровизации, т.к. Вы лучше станете понимать гриф. Но не спешите! Это лишь первый шаг, цель которого дать понять, что ничего сложного в этом материале нет. Понять его очень просто, а чтобы применить его на практике надо заниматься, анализируя материал, а не цитируя его.

Удачи!

Урок 6. Ритмические рисунки

В этом уроке мне хочется представить Вашему вниманию один из методов, с помощью которого можно ритмически разнообразить игру на инструменте.

Как правило при исполнении сольных партий, начинающие музыканты мало или вообще не уделяют внимания ритмическим фигурам в исполнямых ими фразах. На записях мы слышим ровные пассажи, состоящие из групп нот одной длительности. Мне кажется это очень скучным как для слушателя, так и для исполнителя. Поэтому, давайте в этом уроке попробуем разнообразить несколько пассажей путем изменения их ритмических структур.

Для того чтобы проделать это, нам понадобятся знания о том, какие бывают длительности нот, пауз и как они обозначаются.

Рассмотрим как обозначаются ноты и соответствующие им длительности.

На схеме написана пауза, затем нота, которая ей соответствует и числовой эквивалент. Такого понятия как числовой эквивалент вообще не существует. Я его ввел для того, чтобы было легче усвоить материал. Он равен числу нот (пауз) одной длительности, которое можно вместить в один такт. Также он равен названию нот, т.е. 16-е, 8-е, целые и т.д. Например, если весь такт заполнен 8-ми нотами, то там их будет ровно 8.

Здесь существует еще одно правило. Если рядом стоят две залигованые ноты, то звучит одна нота (первая), которая по длительности равна сумме залигованых нот. Залигованых нот может быть несколько. Если рядом с нотой стоит точка, то длительность ноты увеличивается в 1,5 раза.

Один из методов, с момощью которого можно понять ритмические структуры является следующий. Самая маленькая длительность нот - 64-е, т.е. в такт можно вместить 64 ноты этой длительности и одна нота будет длиться 1/64 такта. 32-х нот будет 32, т.е. в такт может вместиться 32 ноты, соответственно одна нота равна 2/64 такта. 16-е - 4/64, 8-е - 8/64, 4-е - 16/64, 2-е - 32/64 и целые ноты - 64/64. Когда у Вас будет какой-нибудь ритмический рисунок, состоящий из нот разной длительности, то правильность его Вы сможете проверить путем сложения полученных коэффициентов.

Теперь, давайте попробуем применить все это на практике. Для начала давайте рассмотрим несколько примеров, содержащих ровную ритмику. Сверху над нотами изображена исходная ритмика пассажей.

Пример 1a:


Звуковой файл

Пример 1b:


Звуковой файл

Пример 1c:


Звуковой файл

Теперь пришло время изменить в этих фразах ритмические рисунки. В фразах не меняется количество нот, которые вмещены в такт, но ритмика изменяется координальным образом. Рассмотрим ритмические рисунки. Обратите внимание на то, что в каждом примере один и тот-же ритмический рисунок. Но записан он по разному. Для того, чтобы понять, что это одно и то-же Вам надо просто внимательно посмотреть на ноты и вспомнить правила, о которых мы говорили в начале занятия.

Хорошим упражнением для отработки ритмических рисунков будет следующее. Вы включаете метроном в очень медленно темпе и пытаетесь сыграть ритмическую фигуру исполняя рисунок при помощи только одной ноты. Самым идеальным вариантом будет запись рисунка на секвенторе или компьютере и игра под него. Если у Вас есть компьютер, то Вы можете использовать MIDI-файлы. В них на одном треке прописан метроном и ритмический рисунок, исполненный на малом барабане.

Ритмический рисунок 1:


Звуковой файл

Ритмический рисунок 2:


Звуковой файл

Ритмический рисунок 3:


Звуковой файл

Итак Вы отработали ритмику. Пришло время объединить все это с исходными пассажами. Внимательно слушайте звуковые примеры. Играйте в очень медленном темпе. Над нотами сверху видны новые ритмические рисунки.

Пример 2a:


Звуковой файл

Пример 2b:


Звуковой файл

Пример 2c:


Звуковой файл

Обязательно пробуйте составлять свои ритмические рисунки и применять их в своей игре. Область применения этого метода очень широка. Ритмические рисунки можно применять как в сольной, так и в ритм-игре на инструменте. Слушайте какие ритмические рисунки применяют другие музыканты. Очень неплохо при этом фиксировать их на бумаге и пробовать использовать их в своих пассажах. Кстати, когда я составлял ритмические рисунки для этого урока у меня не было рядом инструмента и я довольно смутно представлял как все это будет звучать.

Вот пример использования ритмического рисунка. Таким приемом часто пользуются гитаристы, играющие в направлении progressive-rock.


Звуковой файл

Надеюсь этот урок поможет Вам обрести еще больший контроль над исполняемой Вами музыкой. Удачи!

Урок 7. Ладовая относительность

В сегодняшнем занятии мы разберем, пожалуй, одну из самых важных тем. Это ладовая относительность.

Рано или поздно многие музыканты задают себе вопрос: надо ли изучать лады, если можно прекрасно сочинять и играть свою музыку используя только пентатонику? Причем пентатонику можно играть и на прогрессии аккордов, в чем мы убедились в одном из предыдущих уроков. Я не хочу навязать свое мнение. Скажу лишь одно, если Вы хотите полностью контролировать музыкальную ситуацию, то понимание ладов и их взаимосвязи друг с другом - необходимая вещь, в чем, я очень надеюсь, Вы убедитесь, проработав этот урок. Совсем не обязательно всегда использовать этот подход. Он является лишь одним из серии приемов, которые используют в своей игре музыканты.

Система ладов зародилась несколько веков назад. Все это время она видоизменялась тем или иным образом, и дошла до нашего времени, превратившись в очень мощный инструмент для создания музыки.

Сегодня мы разберем 7 ладов. Точнее не разберем их, а постоим самостоятельно, используя ноты лишь минорной гаммы.

Самое время сейчас вспомнить второй урок из цикла, который назывался "Элементарные прогрессии". В нем были рассмотрены 2 прогрессии, которые были построены, как в последствии мы разобрались, по ля-минорной аккордовой гамме. В уроке было предложено несколько фраз, которые мы играли поверх прогрессии, в каждом такте на новый аккорд. На разные аккорды фразы звучали по-разному. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

Для начала давайте разберем несколько примеров, которые в дальнейшем помогут лучше усвоить материал. Вот что мы будем делать. Мы сыграем ля-минорную гамму несколько раз. Причем каждый раз от новой ноты, т.е. сначала от 1-й ступени, затем от 2-й, от 3-й и т.д.

Итак, начнем с 1-й ступени:

Пример 1-1:


Звуковой файл

Теперь сыграем ля-минор, начав исполнять его от 2-й ступени:

Пример 1-2:


Звуковой файл

Думаю, Вы поняли систему и 5 остальных примеров Вы, не затрудняясь, сможете построить самостоятельно, но на всякий случай я приведу их аппликатуры.

Примеры 1-3, 1-4, 1-5, 1-6, 1-7:


Звуковой файл 1-3
Звуковой файл 1-4
Звуковой файл 1-5
Звуковой файл 1-6
Звуковой файл 1-7

У нас имеется 7 фраз. Точнее это не совсем фразы, а фрагменты ля-минорной гаммы. Теперь давайте проделаем следующее. Попробуем сыграть все эти примеры поверх аккордовой гаммы, которую мы разобрали в одном из предыдущих уроков, а конкретнее, поверх ля-минорной аккордовой гаммы. Напомню гамму, которая у нас будет использоваться как прогрессия. Она полностью повторяет ля-минорную аккордовую гамму, каждый аккорд в ней длится ровно 1 такт и выглядит она следующим образом: Am, Bdim, C, Dm, Em, F, G. Если Вы внимательно посмотрите, то в прогрессии ровно 7 аккордов, а у нас в запасе имеется ровно 7 фраз. Давайте попробуем объединить все это таким образом, что на 1-й аккорд (Am) мы будем играть пример 1a, на 2-й (Bdim) - пример 1b и т.д.

Пример 2a:


Звуковой файл

Чтобы вы смогли исполнить пример самостоятельно, я предлагаю Вам воспользоваться файлом, в котором записан только аккомпанемент.

Звуковой файл 2a (минус)

На самом деле, Вы сейчас сделали ни что иное, как исполнили 7 различных ладов. Почему это произошло? Ведь мы исполнили лишь фрагменты ля-минорной гаммы, т.е. мы исполнили одну гамму. А произошло это потому, что мы исполняли гамму ля-минор, начиная от разных ступеней. В первом такте мы действительно исполняли ля-минор, и эта гамма соответствует аккорду 1-й ступени, т.е. аккорду ля-минор. А во втором такте сменился аккорд. Теперь это аккорд второй ступени - ля-уменьшенный и на него мы исполняем все тот же ля-минор, но считаем первой ступенью новой гаммы - вторую ля-минора, т.е. ноту си. И если Вы посмотрите на второй такт относительно нового центра, т.е. ноты си, то Вы увидите, что получилась совсем новая гамма, в корне отличная от ля-минора. В третьем такте то же самое, но первой ступенью считаем третью и т.д. в последующих тактах.

В этом и заключается принцип ладовой относительности. Мы играем одну гамму на прогрессию аккордов, а в результате получаем несколько за счет смены аккордов. Большинство музыкантов пользуются именно таким принципом, при игре думают только об одной гамме. Я же считаю, что это не позволяет полностью контролировать музыкальную ситуацию. Например, Вы играете в тональности ля-минор ля-минорную гамму на аккорд 4-й ступени, т.е. аккорд ре-минор. Но ведь Вы мыслите ля-минорной гаммой, следовательно, исполняете свои пассажи, в которых главный акцент делается на сильные ступени ля-минора (имеется в виду тоника(1), терция(3) и квинта(5)). Но ведь в аккорде ре-минор сильными ступенями являются ноты ре, фа и ля, а в аккорде ля-минор - это ноты ля, до, ми. Это значит, что пассаж будет звучать менее уверенно, чем, если бы Вы думали о новой гамме с новыми сильными и слабыми нотами. Соответственно, я предлагаю всегда при смене аккорда мысленно переходить к новой гамме, которая ему соответствует. Конечно, в результате Вы будете исполнять ту же гамму, но при игре думать о другой.

Для того чтобы более подробно разобрать принцип действия ладовой относительности я предлагаю разобрать лады, которые у нас получились из ля-минора, а также их аппликатуры. Здесь мы встретим три уже знакомым нам по уроку "пентатоника и ее производные" гаммы, но посмотрим на них уже немного по другому.

Рассмотрим наиболее удобные для исполнения аппликатуры ладов и их наименования. Следующие 7 примеров по своему звучанию аналогичны примерам серии 1.

  • красный цвет - тоника гаммы;
  • синий цвет - терция;
  • желтый цвет - квинта;

Пример 3-1: Эолийский Лад (Am)


Пример 3-2: Локрийсикй Лад (Bdim)


Пример 3-3: Ионийский Лад (C)


Пример 3-4: Дорийский Лад (Dm)


Пример 3-5: Фригийский Лад (Em)


Пример 3-6: Лидийский Лад (F)


Пример 3-7: Миксолидийский Лад (G)


Если Вы внимательно посмотрите на примеры, которые только что разобрали, то Вы увидите, что по своему звучанию они идентичны примерам серии 1. Отличие состоит лишь в том, что в этих примерах используются наиболее удобные для исполнения аппликатуры. Особое внимание уделите нотам, которые обозначены красным, синим и желтым цветом. Это ноты, из которых состоит арпеджио обыгрываемого аккорда, т.е. ноты из которых состоит аккорд. Вспомните урок про аккордовые гаммы, и все станет предельно ясно.

В предыдущих примерах мы встретили несколько уже знакомых нам ладов. Это эолийский, дорийский и фригийский. И если раньше я предлагал играть все эти гаммы на минорный аккорд, то теперь при игре надо думать о каком именно минорном аккорде (аккорде какой ступени) идет речь и использовать соответствующую гамму. Например. Если прогрессия пьесы написана в тональности ля-минор и у нас звучит аккорд ми-минор, то его надо обыгрывать при помощи фригийского лада (пример 3-5). Это касается и других ладов. Если звучит аккорд фа-мажор, то его надо обыгрывать при помощи лидийского лада (пример 3-6).

На мой взгляд, самым лучшим является такой способ обыгрывания аккордов. Это способ, при котором главное внимание в пассажах сконцентрировано на арпеджио аккорда, т.е. думать при игре надо об арпеджио, а все остальные диатонические ноты лада (диатонические ноты лада - это ноты из которых состоит гамма) рассматривать как вспомогательные. Для того чтобы лучше усвоить это, Вам необходимо знать аппликатуры арпеджио всех ладов. Я рекомендую построить их самостоятельно. Сделать это можно, посмотрев на рисунки с аппликатурами и сыграв при этом только ноты, которые выделены красным, синим и желтым цветом. На всякий случай я приведу ноты и аппликатуры.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 792. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия