Студопедия — Соотношение правовых и неправовых (религиозных, этических, иных) механизмов в регулировании общественных отношений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение правовых и неправовых (религиозных, этических, иных) механизмов в регулировании общественных отношений






 

Для Испании характерно в целом достаточно гармоничное сочетание правовых и неправовых механизмов регулирования общественных отношений и отсутствие ярко выраженных противоречий между ними. Этика деловых отношений, корпоративная этика, местные локальные социальные регуляторы, религиозные нормы направлены не на то, чтобы отойти от установок государства, содержащихся в правовых актах, или противопоставляться им, а на сохранение, развитие и саморегулирование в тех областях, где государство не считает нужным вмешиваться и само создает простор для дополнительного регулирования. В случае становящегося все более очевидным различия в регулировании в регулировании с помощью правовых и неправовых механизмов последнее слово остается за государством. Здесь, надо отметить, тоже доминирует взвешенный подход, и решения принимаются в результате детального обсуждения, длительных дискуссий в обществе и в парламенте. Окончательное решение проблемы бывает разным в зависимости от контекста даже в отношении вроде бы аналогичных явлений.

Так, принцип равноправия, уважения человеческого достоинства независимо от его происхождения - явление, относительно недавно появившееся в Испании, - налагается в стране на общественные структуры и регулирование более традиционного характера. Например, на местном уровне традиционным является доминирование во многих случаях коллективных прав жителей (в виде derechos communes) над правами индивида. Согласно положению, содержащемуся в п. 1 ст. 132 Конституции Испании, они защищены наравне с государственной публичной собственностью.

В Испании сохраняется и такая локальная социальная группа со своими групповыми традициями, писаными и неписаными правилами, как аристократия, по-прежнему оказывающая значительное влияние на политическую жизнь страны. Титулы наследуются либо присуждаются за заслуги Королем. В современной Испании титулы не дают дополнительных прав, за ними нередко не стоят ни земельные владения, ни какие-либо доходы, а их носители часто трудятся как и остальные граждане, зарабатывая на жизнь. Однако принадлежность к аристократии расширяет возможности носителя в плане вхождения в высшие слои общества, использования титула для рекламы продукции и т.д. Традиционно в Испании существовала система наследования титулов преимущественно по мужской линии, что, как известно, находится в противоречии с положениями современного гражданского законодательства, базирующегося на равноправии, в связи с чем в испанском обществе периодически возникали дискуссии, имели место обращения аристократок в Конституционный суд Испании и Европейский Суд по правам человека с требованием отмены традиционного порядка наследования титулов (с отрицательным результатом*(318)). Однако в 2006 г. Кортесы приняли Закон от 30 октября 2006 г. 33/2006 о равенстве мужчины и женщины в отношении порядка наследования аристократических титулов*(319). С одной стороны, это свидетельствовало о стремлении законодателя последовательно реализовывать принцип равноправия в стране. С другой стороны, данный акт вызвал неоднозначную реакцию в стране: Конституционный суд счел его бессмысленным, а со стороны левых поступили предложения об упразднении аристократии. В Испании сохраняется специальный орган, оказывающий помощь главе государства в вопросах соблюдения порядка наследования титулов и их восстановления, а также ведущий архивы по этим вопросам - Депутация грандов*(320). Он был создан еще в 1815 г., реформирован в 1915 и 1999 гг. Его существование также порождает юридические проблемы, для решения которых необходима значительная гибкость и нестандатные подходы. Так, в 1999 г. при реформировании Устава этого органа Государственным советом был решен вопрос, который являлся предметом доктринальных дискуссий вокруг юридической природы Депутации грандов как публичной корпорации (на момент ее появления и из-за ее функций). Государственный совет 22 апреля 1999 г. высказался в том смысле, что Депутация грандов как корпорация является не публичной и не частной, а "смешанной корпорацией", и создал тем самым новую категорию.

Идея тщательного соблюдения прав человека уже является достаточно укорененной в Испании, тем не менее в ее контексте периодически возникает вопрос о допустимости сохранения тех или иных традиционных способов регулирования общественных отношений, урегулирования конфликтов и т.д. В частности, периодически ставится вопрос о совместимости с современной защитой прав человека такой испанской традиции взыскания долгов, как использование "сборщика во фраке" ("el cobrador del frac")*(321) или обращение в "Монастырь взимания" ("El Monasterio del Cobro")*(322). Хотя эти организации зарегистрированы как юридические лица и должны соблюдать законы в своей деятельности, что отмечают и они сами (например, организация "сборщиков во фраке" на своем сайте подчеркивает, что осуществляет взыскание долгов "строго с уважением действующего законодательства и фундаментальных прав"*(323)), некоторые из применяемых ими методов вызывает дискуссии с точки зрения совместимости с фундаментальными правами (опубликование списка должников в газетах; раздача визиток соседям, чтобы они знали, что рядом живет должник, и т.д.). Кроме того, наряду с высокопрофессиональными сборщиками встречаются и не вполне добросовестно осуществляющие свои полномочия (например, не выяснившие предварительно природу долгов и достоверность информации о них). В связи с этим в Кортесах был поставлен вопрос о необходимости разработки и принятия закона, регулирующего деятельность предприятий, занимающихся взиманием неоплаченных долгов*(324). Своеобразное внутреннее регулирование нередко существует в различного рода культурных объединениях. Например, в Стране басков распространены чоко - закрытые общества, некоторые из которых возникли еще в XIX в. и сохраняющие традиции басков в области гастрономии. Они имеют целый ряд особенностей как в отборе потенциальных претендентов на членство (во многие не принимают женщин, эта традиция связана в основном с опасностью участия в любого рода объединениях в прошлом; там, где их принимают, женщины не участвуют в приготовлении блюд, так как это изменило бы суть чоко), так и в порядке деятельности. По существу это - форма досуга, но в силу запрета публичного пользования языком в годы правления Франко чоко превратились в оригинальный способ сохранения баскской культуры (не только гастрономической, но и песенной, традиций общения и т.д.). В современной Испании как форма культурного объединения чоко очень популярны и существуют очереди желающих вступить в них.

Вопрос о применении религиозных норм в Испании урегулирован в договорной форме, в соответствии с соглашениями, заключенными государством со Святым престолом и иными религиозными организациями (Федерацией евангелических религиозных организаций Испании, Федерацией сообществ израэлитов Испании и Исламской комиссией Испании). Религиозные нормы применяются при заключении брака*(325), в стране признается как гражданский, так и религиозный брак. Например, мусульманский брак осуществляется по канонам ислама, для его заключения достаточно выразить желание вступить в брак в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. Однако заключение брака в религиозной форме по любой конфессии предполагает предварительное получение сертификата о брачной правоспособности супругов в органах ЗАГС*(326) и обязательное последующее уведомление государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания с внесением сведений об этом в соответствующий реестр органов ЗАГС. При этом стороны при заключении религиозного брака должны соответствовать требованиям ГК Испании*(327).

Сфера действия корпоративных норм в сфере бизнеса несколько сужается по мере более детального его регулирования в законодательстве, подзаконных актах и, главное, правом ЕС, в отношении объема правомочий органов руководства и контроля акционерных обществ, порядка их функционирования и т.д.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия