Студопедия — Методические приемы рассказа в экскурсии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические приемы рассказа в экскурсии






Особенности рассказа в экскурсии заключаются в его полной подчиненности показу объекта. Рассказ, предшествующий показу объекта должен быть емким, содержательным, направленным на зрительное восприятие объекта, который будет представлен зрителям. Темп рассказа зависит от скорости передвижения группы. В рассказ важно включать цитаты, образные характеристики объекта показа. Рассказ не должен быть многословным и длинным, содержать большое количество дат, цифр, фамилий. Содержание индивидуального текста экскурсии должно включать вступление, основную часть и заключение.

Необходимо установить контакт с группой, познакомиться. Экскурсовод уточняет, откуда группа, какой численный состав группы. В начале экскурсии экскурсовод кратко информирует группу о предстоящем маршруте и программе экскурсии, знакомит группу с водителем. Во время экскурсии и запланированных пауз не допустимы посторонние разговоры экскурсовода с водителем. Перед началом экскурсии необходимо проверить исправность микрофона. Важным условием успешной экскурсии является феномен живого творчества, общий психологический настрой самого экскурсовода, его настроение, открытость и готовность к общению с группой. Уже с первых фраз необходимо передавать слушателям радость предстоящей встречи с прекрасным и удивительным. Для экскурсовода - профессионала, любящего свое дело, важно увлечь аудиторию, подобрать нужные образные слова, способные включить не только внимание, но и интерес, настроить на чувственное восприятие окружающего мира. Главным условием в формировании имиджа экскурсовода – быть скромным и естественным в поведении, избегать позерства, быть самим собой, достойно представлять историю и события. Краткость, ясность изложения, осмысленное раскрытие сущности, интерпретация, экспромт достигаются в процессе рассказа при условии глубокого знания материала, личного осознания феномена личности, события или явления. Речь определяет сущность человека. Уместно привести высказывание Сократа: «Заговори, я хочу тебя увидеть».

В процессе проведения экскурсии важно не демонстрировать себя, работать для людей с душевной самоотдачей, проникновенно, с уважением, отдавая должное, прежде всего, тому, что экскурсанты проявляют интерес к истории, культурному наследию. Не допускать ложной многозначительности и «рисовки». Вступление экскурсовода - важная часть экскурсии, так как именно от этого общего эмоционального «включения» аудитории зависит весь последующий настрой и атмосфера в группе. Здесь очень важно подобрать «нужные ноты» творчества, емкие, содержательные слова, образные метафоры, отражающие главный смысл и цели экскурсии, обозначить, в чем уникальность города или памятника, с которым предстоит познакомиться.

К основным методическим приемам рассказа экскурсовода относятся:

1) описание объекта показа или события;

2) информационная справка об объекте показа;

3) объяснение, как главный прием рассказа, позволяющий раскрыть тему экскурсии кратко, по сути, имеющее непосредственное отношение к объекту; 4) репортаж, применяется при демонстрации объекта в действии (например, крестный ход, реконструкция исторического сражения и т.д.);

5) комментарий, пояснение по поводу события;

6) локализация событий:

7) вопросы и ответы;

8) ссылка на очевидцев;

9) задания детям – написать отзыв, сделать рисунок;

10) цитирование;

11) литературный монтаж.[29]

При проведении экскурсии необходимы логические переходы от одного объекта или сюжета, к другому. Если это невозможно, в зависимости от ситуации, необходимо продумать, чем можно заменить возникшую паузу.

В подобных случаях рекомендуется, например, использовать ресурс портфеля экскурсовода, связанный с темой и целью экскурсии, или обратиться к рефлексивной оценке сюжета, логическому осмыслению вслух увиденного феномена. Что касается построения логических переходов в сюжетной линии рассказа, то проблема эта должна решаться не во время проведения экскурсии, а на этапе проектирования маршрута и разработки индивидуального теста экскурсии, с использованием текстовых подвязок при переходе от одного объекта показа к другому. На эту проблему необходимо также обратить внимание во время работы над текстом экскурсии и обкатки экскурсионного маршрута. Начинающему экскурсоводу в подобных ситуациях лучше не полагаться на экспромт, а детально отработать все предполагаемые переходы, связки. Итак, с ловесное начало в экскурсии получило условное название «рассказ», который соотносится с информационным и аналитическим материалом, раскрывающий тему, состоящий из комментариев при показе объектов, оценок и выводов по основным вопросам и подтемам. Экскурсовод в рассказе сообщает, поясняет, характеризует, дает представление о зрительном облике объекта, картине события. Рассказ же в его общепринятом понимании является лишь частью выступления экскурсовода. В экскурсионном рассказе используют различные формы, которые в практике относят к методическим приемам рассказа - справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования и т. д. Особенности рассказа в экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т. е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Первый вариант в практике рассказа соотносится с экскурсией, когда показа практически нет. Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсовода. На этом уровне широко используются наглядные по­собия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень знакомства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется. При втором варианте преобладает рассказ, который носит лекционный характер, наглядность используется в незначительной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы - репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т.п. Показ подчинен рассказу и используется в качестве иллюстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рас­сказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические приемы рассказа.

Рассмотрим следующее сочетание элементов экскурсии, когда рассказ равен показу. На этом уровне значительно возрастает удельный вес предметной наглядности (показа объектов). Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значе­ние и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осуществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами. На этой ступени становления экскурсии происходит деление объектов на основные и дополнительные,обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознакомления с объектами. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называется по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы и т. п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться отдельные методические приемы показа. Подбираются логи­ческие переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах. Далее рассмотрим практику сочетания показа и рассказа, когда показ занимает ведущее место в экскурсии, а рассказ - второстепенное. Активно используются методические приемы показа и рассказа, а также отдельные виды экскурсионного анализа. Логические переходы превращаются в словесно-зрительные мостики между подтемами. Экскурсия становится единым целым. Активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изучают памятники истории и культуры, достопримечательные места. Вступительное слово и заключение становятся самостоятельными частями экскурсии, место недостающих звеньев восполняют наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Мероприятие может классифицироваться как экскурсия.

Итак, в данном разделе рассмотрены основные методические приемы рассказа экскурсовода, особенности методических приемов, направленные на характеристику объекта показа или события, информационную справку об объекте показа, где выделены главные приемы рассказа: объяснение, репортаж, комментарий, пояснение по поводу события, локализация событий, литературный монтаж.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2827. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия