Студопедия — Тема 4. Основы правовой культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 4. Основы правовой культуры






Архетип вины. Культуры вины. З. Фрейд о генезисе правовой культуры. Г. Маркузе о вине как стимуле правового прогресса. Культура права (И. Кант). «Правильное» право и правовой прогресс (Р. Штаммлер). Устранение несправедливости (П. Рикер). М. Фуко и деятельность Бюро информации по тюрьмам. Теорема Ж. Бодрийяра о проклятой стороне вещей.

 

Архетип вины. Обращаясь к практике осуждения и наказания Ницше замечает, что наказание большею частью рассматривалось как ответственность не столько за совершенный поступок столько за причиненный ущерб: «ничто в сознании судящих не свидетельствовало о том, что приходится иметь дело с «виновным». Речь шла просто о зачинщике зла, о каком-то безответственном осколке рока, вроде природного бедствия!». В самом понятии виновности здесь обнаруживается некоторая двусмысленность. Виновный может рассматриваться как некий спусковой механизм, может быть, даже помимо своей воли, инициирующий действие причины, порождающей зло. И он должен быть наказан за это зло, поскольку незнание закона (в том числе и закона природы) не освобождает от ответственности.

Индейцы выплачивают компенсацию за случайную гибель утонувшего иноплеменника. При этом они безоговорочно признают себя виновными, поскольку тот погиб на участке реки, входящем в «зону ответственности» племени. Но то же самое безотчетное чувство виновности возникает и у человека пославшего ближнего в булочную, если тот стал жертвой транспортной катастрофы.

Мы виновны в этом переходе, мы создали этот мир и мы ответственны за то, что он теперь существует. Рождение из нашего поступка блага или зла равновероятно. Поэтому и ответственность здесь означает не наказание, а сознание своего активного участия в жизни, своей причастности к бытию.

Поскольку вина должна быть искуплена для восстановления баланса сакрального и профанного миров, то провинности переносились и возлагались на подходящий предмет, животное («козел отпущения») или человека. Проводился этот обряд чаще всего как изгнание выбранного объекта (будь то предметы, животные или человек) с территории народа. Подобные ритуалы проходили для изгнания голода, эпидемий болезни, в некоторых случаях каждый раз перед обработкой полей для посадки нового урожая, а также и после всевозможных праздников, сопровождавшихся вакханалиями и развратом.

Остракизм – изгнание граждан, опасных для государства, решавшееся путем тайного голосования в народном собрании (обычно сроком на 10 лет, в Афинах и древней Греции в 5-6 веках до н.э). Современным аналогом остракизма является практика «нерукопожатности».

Теория казней божиих – доктрина, опирающаяся на ветхозаветный образ сурового, безжалостного, карающего даже за незначительные проступки Божества. В Пятикнижии описаны «Десять казней египетских», обрушившиеся на египтян за отказ фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. В Византии разрабатывалась в связи с эсхатологическими ожиданиями, когда бедствия воспринимались как предзнаменование последних времен.

На Руси формулируется "Повестью временных лет" и использовалось для объяснения стихийных бедствий и набегов степняков, для поиска ответа на вопрос, почему "нечистые" торжествуют над богоизбранным стадом христианским. Все невзгоды человек вызывает на свою голову сам падением нравов, беззакониями и слабостью в вере. Отмечалось, что люди русские снова и снова возвращаются ко злу.

Большая эсхатология была заменена малой, предполагавшей не только посмертные мытарства души до Страшного суда, но и прижизненный Божий суд, и прижизненную казнь ангелами Небесного воинства за преступление заповедей веры.

Бог не казнит, а только смиряет Русскую Землю. Поэтому божью кару предписывалось принимать со смирением: чем сильнее испытание, тем более оно способствует исправлению грешных и заблудших. Страстостерпцы приобретают венец мученичества. Поэтому казнимая душа всяко в будущий суд милость обрящет. Очистившиеся в страданиях, должны обратиться к истинной вере, чтобы отвести последующие беды и напасти.

За примерное смирение небесное воинство помогает одержать победы. Бог попечительствует над страной то в казни, то в милости. Невзгоды не должны повергать в отчаяние. Необходимо нравственное возрождение общества.

Культура вины – христианская традиция, при которой центральное значение придается переживанию человеком вины за свои ошибки. Чувство вины неизбывно вследствие первородного греха человека. В рамках христианской теологии Августина и М. Лютера вина есть осознание изначальной порочности человеческого в человеке, осознание “немоготы”, немощи, невозможности человека самому, своими силами, творить благо. Вина как осознание и узнавание того, каков ты на самом деле, что на самом деле с тобой происходит, является исходной точкой восхождения “просветленной” души к Богу. Человек оказывается (и признается) безусловно виновным не только из-за своего несовершен­ства и связанной с этим неспособности до конца испол­нить свой долг, но и вследствие всего, что происходит вокруг.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия