Философия
онтология
|
| гносеология
|
| антропология
|
| аксиология
|
|
|
|
|
|
|
|
изучает сущность
|
| изучает
|
| изучает сущность
|
| изучает сущность
|
|
и первооснову
|
| сущность
|
| человека,
|
| ценностей, их
|
|
мира как целое,
|
| познания,
|
| особенности его
|
| роль и место в
|
|
как единство
|
|
| бытия, место
|
| жизни человека и
|
|
| формы,
|
|
|
|
многообразия
|
|
| человека в мире и
|
| культуре,
|
|
| источники и
|
|
|
|
всех явлений
|
|
| предназначение
|
| обществе
|
|
| методы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема №10 Философия в системе культуры
философия
|
| философия
|
| философия права
|
| философия
|
природы
|
| истории
|
| и государства
|
| морали
|
|
|
|
|
|
|
|
философия
| философия- душа
| философия
|
|
религии
| науки
|
|
культуры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
философия
|
| философия
|
| философия
|
| история
|
искусства
|
| техники
|
| культуры
|
| философии
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема №11 Признаки научности знания
объективность
|
| знание отображает объекты безотносительно к человеку,
|
знания
|
| взятых «самих по себе», как «вещь в себе»
|
|
|
|
|
|
|
рациональность
|
| обоснованность и доказательность знания по принципу
|
знания
|
| достаточного основания
|
|
|
|
|
|
|
эссенциальность
|
| нацеленность знания на воспроизведение сущности и
|
знания
|
| законов объектов
|
|
|
|
|
|
|
системность
|
| упорядоченность знания по осознаваемым принципам и
|
знания
|
| правилам
|
|
|
|
|
|
|
проверяемость
|
| опытно- экспериментальным путем и рационально-
|
знания
|
| логическими средствами
|
|
|
|
Таблица №12 Философия и наука
Критерии
|
| Наука
|
| Философия
|
|
сравнения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предмет
| познает
| существующий мир,
| изучает
| мир
| в
| его
|
познания
| расчленяя
| его
| на
| части,
| целостности,
| единстве
| и
|
| безотносительности
| к
| познает то, что люди думают
|
| человеку, к тому, что он
| о нем, как к нему они
|
| думает о мире
|
|
| относятся
|
|
|
|
цель познания
| изучает мир таким, каким он
| объясняет
| то,
| каким
| мир
|
| является в реальности, как он
| должен быть, чтобы жизнь
|
| существует
|
| в
| человека имела смысл, была
|
| действительности
|
|
| разумной и добродетельной
|
источники
| опыт, эксперимент, мышление
| разум, мышление
|
|
знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
форма знания
| факт, понятие, теория
|
| понятие, концепция
|
|
уровень
| эмпирический, теоретический
| теоретический
|
|
|
познания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
проверяемость
| опытно-экспериментальным
| рационально-логическими
|
знания
| путем
| и
| логическими
| средствами
|
|
|
|
| средствами
|
|
|
|
|
|
|
функции
| познавательно-эвристическая,
| мировоззренческая,
|
|
| информативная
|
|
| познавательная,
|
|
|
|
|
|
|
| рефлексивная,
|
|
|
|
|
|
|
| аксиологическая,
|
|
|
|
|
|
| методологическая,
|
|
|
|
|
|
| информативная
|
|
|
Таблица №13 Специфика и природа философских проблем
Философские проблемы:первооснова и сущность мира, его устройство,сущность и формы познания, его источники и границы, специфика бытия человека, его сущность, смысл жизни и предназначение в мире
1 философские проблемы - всегда
| но в каждую эпоху приобретают
|
актуальны и сохраняют свою
| своеобразие в контексте истории
|
значимость,
| и культуры
|
2 философские проблемы - полярны и имеют альтернативное решение: преломляются через отношение: материализм - идеализм, человек - мир, общество - природа, диалектика - метафизика объективное - субъективное
| философские проблемы решаются
| но всегда имеют открытый,
|
| каждым философом окончательно,
| незавершенный характер
|
| каждый философ дает свое
| и вместе с тем стремиться к
|
| собственное решение, в котором
| объективному постижению мира,
|
| выражается его мировоззрение и их
| выражает ценности, идеи,
|
| понимание
| значимые для всего человечества
|
|
|
|
Задание:на основе схемы №11 и таблицы №12 сравнитьфилософию и науку и выделить их общие черты и различия.