Студопедия — Принятие христианства. Распространение ислама.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принятие христианства. Распространение ислама.






Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Историю Киевской Руси историки условно делят на три периода. Первый (IX-середина X в.) – время первых киевских князей. Второй (вторая половина X-первая половина XI в. – время Владимира I и Ярослава Мудрого) – эпоха расцвета Киевской державы. Третий период (вторая половина XI-начало XII в.) – переход к территориально-политической раздробленности.

Иерархическая структура власти государства Русь (IX-начало XII в.) такова: Великий князь Киевский; Дружина (старшая дружина – бояре, знать; младшая дружина – гриди); Местные (удельные) князья. Посадники, волостели; Местная дружина; Погосты, становища, волости.

Первый период Руси, начало русской государственности, согласно «Повести временных лет», ведет отсчет с 862 г., когда Рюрик утвердился в Киеве, его братья Синеус – на Белом озере, Трувор – в Изборске. После смерти Рюрика в 879 г. власть в Новгороде захватил предводитель одного из отрядов Олег (879-911). Он предпринял поход на Киев, который стал центром объединенного государства.

Во время княжения Олега шло развитие византийско-древнерусских связей. Военные походы к Константинополю (Царьграду) в 907 г., 911 г. завершились договорами, обеспечивающими возможность вывоза, собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение был подтвержден договор с Византией. Игорь был убит древлянами во время сбора непомерно высокой дани. Его жена княгиня Ольга (945-964) вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани, установила ее размер («уроки»), места сбора («погосты»). Сын Ольги и Игоря Святослав (964-972) проявил себя как полководец, защищавший Русь от набегов кочевников – печенегов. Однако его борьба с Византией окончилась неудачно.

Второй период истории Древнерусского государства – эпохи его расцвета – связан с именем третьего сына Святослава – Владимира I (980-1015). При нем все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была обеспечена защита русских земель от набегов печенегов. На берегах ряда рек были сооружены крепости.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство, имевшее большое значение для дальнейшего развития Руси. Единая вера служила как укреплению государственной власти, так и территориальному единству Древней Руси. Крещение на Руси имело и международное значение. Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее – и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; в отдельных областях Руси были епископы, которым подчинялись священники. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину».

Некоторые историки отмечают, что Владимир I долго раздумывал над тем, какую из монотеистических религий принять в качестве государственной – христианство, иудаизм или ислам. Иудаизм не привлекал, в частности, тем, что его исповедовал Хазарский каганат, стремившийся покорить Русь. Ислам был еще молодой формирующейся религией. Лишь христианство восточной византийской ветви с ее соборной древнегреческой обрядностью было ближе всего к общинно коллективистской духовности славян.

Ислам возник в VII в. в Аравии. С 622 г. начинается мусульманское летоисчисление. Идея наднациональной государственности лежала в основе новой религии, воплотившейся в огромной империи, которая объединила различные народы и религии. Арабский халифат в начале средних веков простирался от Атлантического океана до Средней Азии. Догматические основы ислама, составлявшие основу мусульманского закона – шариата, постепенно усваивались тюрко-язычными племенами, населявшими территории, примыкавшие к южным славянским землям. На формирование и развитие Древней Руси ислам заметного влияния не имел. И только при смешении тюрко-язычных племен с татаро-монгольскими, их культура стала исламизироваться. В 1312 г. золотоордынский хан Узбек объявил ислам государственной религией.

Наивысшего могущества Древняя Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе был возведен величественный Софийский собор. Широко велись работы по переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Впервые митрополитом был назначен русский по происхождению Илларион, написавший «Слово о законе и благодати» – выдающееся литературное философское произведение. Первым юридическим документом явилась «Правда Ярослава», первые статьи и разделы которой вошли в последующем в «Русскую правду», закреплявшую ранее – феодальные отношения в Киевской Руси.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия