Студопедия — Виды рифм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды рифм






 

 

Рифма и тип рифмовки

Пора уже, думаю, внести ясность, что такое рифма, какая она бывает и какие существуют способы рифмовки. То есть, сразу важно уловить - рифма и тип рифмовки - это не одно и тоже.

В типовых вариантах за 2011 год вопросы про мужскую, женскую рифму не встречались, были только про способ рифмовки, естественно, выпускник, видя слово рифма, по привычке вводил свой ответ.

Давайте же обратимся к одному из вариантов, где звучит вопрос про рифму -Вариант 10.

Как называется рифма, использованная во всех строфах стихотворения?

Для сравнения сразу покажу вопрос со типом рифмовки - Вариант 15.

Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

Подчеркнул вам ключевые слова, как видите, разница в вопросах есть, не путайте.

Теперь, думаю, стоит перейти к терминологии.

Рифма у нас бывает двух видов: мужская и женская, очень редко встречается дактилическая и гипердактилическая. Назвал последние два с той целью, чтоб всякие умники не пытались сказать, что мы тут не то даём.

Пример мужской рифмы:

И море, и буря качали наш че'лн;

Я, сонный, был предан всей прихоти во'лн.

Две беспредельности были во мне',

И мной своевольно играли оне'. (Ф.И. Тютчев "Сон на море").

Мужская рифма - это такая, при которой ударение в стихотворной строке падает на последний слог.

У женской рифмы, следуя логике, ударение падает на предпоследний. Запомнить это можно так: мужики всегда последние, идут после дам. =)

Пример женской рифмы:

Есть речи значе'нье,
Темно иль ничто'жно,
Но им без волне'нья
Внимать невозмо'жно,
Как полны их зву'ки
Безумством жела'нья!
В них слезы разлу'ки,
В них трепет свида'нья. (М.Ю. Лермонтов "Есть речи значенье").

В дактилической рифме ударение падает на 3й слог с конца, в гипердактилической на 4й слог с конца. В ЕГЭ встречаются только мужская и женская.

Отчеркнули. Перейдем на тип рифмовки (система рифмовки, способ рифмовки, вид рифмовки - всё это одно и тоже). На самом деле, у нас уже есть материал на рифмовку, но повторим еще раз, не отходя от кассы.

В кимах встречаются следующие термины: смежная (парная), кольцевая (кольцо) и перекрёстная.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первое со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т.д. ааББ

По небу полуночи ангел лет ел (а)
И тихую песню он п ел;(а)
И месяц, и звезды, и тучи толп ой (Б)
Внимали той песне свят ой .; (Б)

Кольцевая - первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей. аББа

Любовь и дружество до в ас (a)

Дойдут сквозь мрачные затв оры, (Б)
Как в ваши каторжные н оры (Б)

Доходит мой свободный гл ас. (a)

 

 

Перекрёстная - первая строка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. аБаБ

О милых спутниках, которые наш св ет (а)
Своим сопутствием для нас животвори
ли, (Б)
Не говори с тоской: их н ет;
(а)
Но с благодарностию: бы ли. (Б)

Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)

 

Название тропа Краткая характеристика Пример
Эпитет Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения Под нами с грохототом чугунным Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет)
Постоянный эпитет Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак Выезжает из села да добрый молодец, Старый казак да Илья Муромец... (Былина "Три поездки Ильи Муромца")
Простое сравнение Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин)
Метафора Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
Олицетворение Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве")
Гипербола Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)
Литота Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия Только в мире и есть, что тенистый Дремлеющих кленов шатер (А. А. Фет)
Метонимия Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. (А. С. Пушкин)
Синекдоха Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)
Оксюморон Вид тропа, сочетании несочетаемого, противоположных по значению слов Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)
Перифраз Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)
Ирония Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки "Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)

 

 

Функции художественно-выразительных средств (тропов)

- характеристика предмета или явления;

- выражение авторской позиции;

- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого

 

Поэтический синтаксис

Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста
Риторический вопрос Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)
Риторическое восклицание Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому ...И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный; "Перед вами стоит гражданин Чище снега альпийских вершин!.." (Н. А. Некрасов)
Риторическое обращение Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст... (А. С. Пушкин)
Повтор Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов)
Градация Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться ". (Н. В. Гоголь)
Антитеза Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)
Инверсия Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи " Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин)
Плеоназм Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста Горьким смехом моим посмеюся " (Н. В. Гоголь)
Алогизм Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
Анаколуф Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть... (И. А. Крылов)

 

Поэтическая фонетика

Название фонетического приема Краткая характеристика Пример
Звукопись Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи Я вздр агивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я с делал сейча с п р е д ложенье, Но по зд но, я сдр ейфил, и вот мне - отка з. Как жаль ее с ле з! Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
Анафора Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк Клянусь четой и нечетой, Клянусь мечом и правой битвой... (А. С. Пушкин)
Эпифора Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота - Жидкого золота Не движется мир. (С. М. Городецкий)
Аллитерация Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе " П ора, п еро п окоя п росит..." (А. С. Пушкин)
Ассонанс Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки Баг ро в о е взметнулось полымя Над ро к о т о м аэ ро д ро ма, А г о луби, как будто г о лые, Неслись на сиз о м ф о не г ро ма. (Л.Н. Мартынов)

Как лучше запомнить эти понятия:

В ЕГЭ в бланки ответов можно выписывать общее слово под каждое определение, то есть ассонанс, аллитерация, анафора и эпифора - это все звукопись, в подтверждение слов посмотрите на схему, которая выше. Но наш вам совет, лучше научиться отличать эти термины друг от друга.

Итак, анафора и эпифора, запоминаются по привычному расположению букв в алфавите: А (первая буква, начало) - а нафора (повтор в начале), Э (последняя буква, конец) - э пифора (повтор в конце). С этим разобрались.

Аллитерация и ассонанс. Из определения - это повтор гласных и согласных в поэтическом произведении. Слово ассонан с кончается на согласную, значит(!) - это повтор гласных (запоминаем по принципу противоречия), слово аллитераци я кончается на гласную, значит(!) - это повтор согласных.

Может кому-то последний пример того, как запомнить эти термины покажется странным, но он по крайне мере у вашего любимого админа работает. И еще, пожалуйста, не забывайте, что в слове а лл итерация и а сс онанс две двойные согласные, каждая из которых уходит на свой слог (первый и второй).

Многие часто сомневаются, определяя анафору. Анафора – это единоначатие.

Рассмотрим сразу примеры анафоры:

Июль, таскающий в одеже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Все громко говорящий вслух.

Видим, что анафорой может быть не только повтор в смежных строках, но и в перекрёстных.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...

Кроме того, анафора бывает и фонетическая, в данном отрывке повторяющийся звук «э».

Еще, анафорой могут быть и союзы, которые могут располагаться даже через несколько строк, изобразим схематично:

И … … …

… … … …

… … … …

И … … …

Ещё схематичный вариант:

… … … … … …

Когда … … …

Когда … … …

… … … … … …

С эпифорой всё с точностью наоборот – повтор слов в конце стихотворных строк.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 6027. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия