Студопедия — Смешение порядков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Смешение порядков






Христианство породило сообщество, имеющее всеобщее предназ­начение: Церковь. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свобод­ного...», — пишет св. Павел («Послание к Галатам», 3: 28). Церковь — это сообщество верующих, открытое абсолютно для всех людей. Но она также представляет собой и институт, созданный при помощи апостолов, который постепенно обретал структуры и становился цен­трализованным. Церковное сообщество превратилось в сообщество правовое, обладающее иерархическим строением — строением цер­ковной организации. Как же в этом случае были организованы отно­шения между церковью (как сообществом и как институтом) и поли­тической властью?

На протяжении первых трех веков христиане сохраняли отноше­ние, соответствующее доктрине, установленной св. Павлом: абсолют­ное уважение Империи, пассивное сопротивление по отношению к приказаниям, направленным против культа истинного Бога. Но хри­стианская религия преследуемого меньшинства в IV в. стала офици­альной религией Римской империи, а затем религией, почти едино­душно принятой средневековым Западом. И тогда вопрос об отноше­ниях между властью земной и властью духовной встает иным образом: речь идет не о сохранении автономии духовного перед лицом требова­ний земной власти, но о примирении первенства духовного с автоно­мией земного. Другими словами, речь идет не о противопоставлений 1 прав Бога правам языческого Кесаря, но о об определении прав и обя-*| эанностей христианских Кесарей и их отношений с церковной ие хией. Тем самым открывается длительная история с самыми много-! численными и многоликими поворотами. Как представляется, в не#Я можно выделить три самые общие идеи — устойчивая двойственности I властей, смешение порядков в форме захвата компетенций, наконец, ' смешение порядков в форме государственной ортодоксии:

1 In particularibus ~ несомненно (лат.) — Прим. перев......


Эконо мия спасения и искусство политики 59

•принцип двойственности властей никогда не ставился под сомне­
ние. Христианское сообщество подпадало под две различные
юрисдикции, в соответствии с двумя различными кодексами зако­
нов. Всегда существовали два «карающих меча», различных по
своей природе. На самом пике своих притязаний папство собира­
лось подчинить себе политическую власть, но они никогда не тре­
бовали непосредственного осуществления этой власти вне своих
земных владений: даже занимая подчиненное положение, полити­
ка обладала собственной областью и особым характером своей
власти. Институты политические и институты церковные остава­
лись разделенными. Такое разделение представляло собой исклю­
чение, характерное для средневекового Запада в противополож­
ность исламскому миру и Византии;

•на протяжении всей долгой истории Средневековья отношения
между двумя этими властями были отмечены множественными
столкновениями и ссорами из-за компетенций. Иллюзия вечности
христианского мира, идея христианства, в котором переплетались
политическое и религиозное, слияние вопреки теории св. Августи­
на «христианства» и града Божьего перечеркивали все границы.
Средневековое христианство было двуглавым политико-религиоз­
ным порядком. Все это порождало длительное соперничество и
борьбу между духовной властью и Империей. Одно время каза­
лось, что Карл Великий был в состоянии объединить весь запад­
ный христианский мир под своей властью — одновременно зем­
ной и духовной (он считал себя также и религиозным лидером и
намеревался принять участие во внутреннем управлении Цер­
ковью). Затем в XI—ХШ вв. установить свое превосходство попы­
талось папство. Рим присвоил себе право низлагать императоров,
он требовал «двух мечей» — меча духовного, направляемого Цер­
ковью, и меча земного, направляемого политической властью, но
под опекой Церкви.

В конечном счете борьба обернулась превосходством новой вла­сти — власти королевской. На исходе средневековья в качестве формы политического правления заставила себя признать национальная мо­нархия. Однако это не положило конец смешению политического и Религиозного: религия оставалась управляющим началом, хотя это Управление в значительной степени осуществлялось земным госуда-Рем согласно религиозным канонам. В XVI-XVIi вв. теоретики коро­левского абсолютизма опирались на теорию божественного права, вслед за империей Константина, вслед за средневековой империей национальная монархия «по-французски» провозглашала свою боже­ственную избранность. „■.:".>.-,., г.,-... *--,*ЧЯ"¥ *■->.;..MI'.-T---:- г\..."


Quot;Т


 
 


60 Способы интерпретации политики

• в Средние века и позднее эта борьба оставалась в какой-то степе­ни семейной ссорой. Она не заставляла усомниться в основном " принципе государственной ортодоксии. Сообщество верующих ftr совпадало с сообществом политическим. Как всегда Церковь '" провозглашала свободу акта веры, но ее практика отличалась от учения. Идея христианской республики, а впоследствии и хри­стианской нации оправдывала мобилизацию власти на службу единства веры. «Светские власти» карали схизму и ереси. Сила Кесаря была вовлечена вдела Бога. Идея о том, что «религия дол­жна быть свободной — это святотатственное заблуждение», гово­рит Боссюэ в «Политике, извлеченной из Святого Писания» (1709г; VII, 10).

Теолого-политическая формула была авторитарной. Она оборачи­валась религиозными преследованиями. Затем после Реформации она повлекла за собой ужасные гражданские войны. Эти религиозные войны и последовавшие за ними преследования во многом способст­вовали развитию современного политического мышления. Реакция на это мышление приняла следующую форму: религия разделяет, по­литическая власть религии угнетает, следовательно, религия должна быть поставлена вне рамок политики. Католическая Церковь, пола­гавшая, что одержала победу, став государственной Церковью, отны­не перешла на оборонительные позиции.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия