Студопедия — Коррекция нарушений звонкости-глухости.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коррекция нарушений звонкости-глухости.






Дети, применявшие в прошлом гортанные звукообразо­вания, при произнесении звонкого согласного параллельно с ис­тинной фонацией включают одновременно гортанный призвук. Этот симптом не позволяет опираться при постановке на тактильный контроль гортани. Практика подтверждает неэффек­тивность данного приема.

После операции наблюдается некоторая дискоординация органов рото­вой полости и гортани, что приводит к упреждению или запазды­ванию фонации при вызывании звонких согласных. Кроме того, при ринолалии не рекомендуется произносить согласные про­тяжно и утрированно, поскольку усиливаются напряжение, вы­дох и удлиняется время смычки. При коррекции ринолалии во­обще не рекомендуется артикулировать утрированно чеканно, поскольку возрастает напряжение, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос. Звонкие же согласные, осо­бенно взрывные, необходимо произносить с утрированно рас­слабленной артикуляцией. Применяют два приема озвончения.

Первый эффективен при работе с детьми без голосовых рас­стройств. Ребенок длительно произносит или поет на основном тоне голоса гласный звук. Во время фонации он должен спокой­но, не увеличивая напряжения, но достаточно быстро воспроиз­вести нужную артикуляцию, не прерывая голосообразования.

Словесная инструкция логопеда может выглядеть примерно так: «Тяни звук а-а-а. Снова тяни а-а-а, но в середине звука ле­гонько «хлопни губами» или пой а-а-а, но в середине дотронься нижней губой до верхних зубов». Таким образом ребенок воспро­изводит звуки Б и В в интервокальной позиции. Логопед одновре­менно беззвучно выполняет задание, чтобы ребенок мог синхрон­но артикулировать и не затормаживаться на смычках. Нельзя заранее называть звук, даже его глухую пару. Иначе дети вос­производят дефектный звонкий или прерывают фонацию на глухом.

Вызывание звуков Б, В, Г, Д, Ж начинают с гласного А. Глас­ный А применяется при вызывании звонких согласных фонем, так как широко открытый рот позволяет обучающемуся наблю­дать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Про­износя звук Д, следует коснуться зубами высунутого языка. Или, наоборот, поднимая язык, слегка коснуться корней верхних зу­бов. Работая над звуком Ж, проводят следующие упражнения: 1) обучающийся тянет звук А и одновременно поднимает язык «ковшиком»; 2) обучающийся тянет звук А и одновременно под­нимает язык «ковшиком» и сближает зубы и округляет губы. Звук Г вызывают с ме­ханической помощью аналогично К, но во время фонации.

Свистящий З целесообразнее стимулировать, пользуясь глас­ным Э. Губы при артикуляции последнего чуть раздвинуты в сто­роны, а опасность включения носового резонатора невелика. Ре­бенка просят слегка высунуть язык и сблизить зубы.

Далее упражняются в произнесении звонких звуков в интер­вокальной позиции между разными гласными, например:

авэ эвэ

аво эво

аву эву

авы эвы

Эти сочетания фонируют голосом различной громкости, уси­ливая первый гласный и заглушая второй, и наоборот. Тем са­мым постепенно приучаются произносить один из гласных шепо­том, т. е. подготавливаются к изолированному произнесению прямых и обратных слогов.

В период упражнений с интервокальной позицией логопед подбирает слова, в которых нужный звук стоял бы между глас­ными. Переходя к произношению слогов, стараются не задержи­ваться на этом, а быстрее приступать к произнесению слов.

Второй прием сложнее, применение его менее желательно. Он используется при обучении подростков с нарушениями голоса и парезами мягкого нёба. Голос у последних бывает глухим, не­модулированным, гласные звучат напряженно и неестественно.

Применение второго приема подразумевает, что дети уже владеют подачей голоса «в маску». Ребенка просят длительно фонировать носовой сонор М, а затем, улыбнувшись, слегка высу­нуть язык, т. е. стремятся получить сочетание типа МММЗЗЗЗ. Подоб­ным образом стимулируют сочетания МММЖЖЖ и МММВВВ.

Подобный способ может быть рекомендован только для вы­зывания фрикативных звуков. Пользуясь им, работу над звонки­ми взрывными приходится отодвигать на конец обучения.

В случаях выраженной назализации согласного возможно со­четание обоих приемов. Тогда «мычание в маску» используется для вызывания правильного чистого мягкого голосоначала, а по­том переходят к гласному, стимулирующему подъем нёбной занаве­ски, например: мммааажжжааа, мммэээжжжэээ. Эти сочета­ния произносят на одном тоне.

Корригируя произношение звонких взрывных и фрикатив­ных согласных, нельзя полностью отождествлять их артикуля­цию с артикуляцией глухих. При произнесении последних воз­можны более замедленные движения, необходимо большее на­пряжение органов артикуляции. Звонкие фонемы звучат чисто, без сдавленного оттенка только при плавных неутрированных переключениях от звука к звуку. Значительно облегчает закреп­ление звонких согласных пение. Петь можно любые хорошо из­вестные мелодии, оформляя их в виде повторяющихся слогов. Но начинать мелодию нужно с гласного, например: а-за-за-за.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 524. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия