Студопедия — Социальные диалекты
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальные диалекты






Жаргон - социальная разновидность речи, используемая узким кругом но­сителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.

В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или (сленг (англ. slang - слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп), жаргоны профессиональные, в местах лише­ния свободы используется и лагерный жаргон.

Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, име­ют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, стипуха - сти­пендия, студик – студенческий билет, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность, петух - отлично (оценка), удочка - удовлетворительно и т. д. Появление многих жар­гонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потряс­но, обалденный, убойный, клевый, ржать, балдеть, кайф, прикол, ишачить, пахать и т. п. Все они распространены только в устной речи и не­редко отсутствуют в словарях (с чем связаны разночтения в написании некото­рых жаргонизмов).

Лагерный жаргон, которым пользовались люди, поставленные в особые ус­ловия жизни, отразил страшный быт в местах заключения: зек (заключенный), шпон или шмон (обыск), баланда (похлебка), вышка (расстрел), стукач (донос­чик), стучать (доносить) и под. Этот слой русской лексики еще ждет своего изучения, хотя в настоящее время он архаизуется.

Речь определенных социально замкнутых групп (воров, бродяг и т. д.) назы­вается арго (фр. argot - замкнутый, недеятельный). Это засекреченный, искус­ственный язык преступного мира (блатная музыка), известный лишь посвя­щенным и бытующий также лишь в устной форме. Отдельные арготизмы по­лучают распространение за пределами арго: блатной, мокрушник, перо (нож), малина (притон), расколоться, шухер, фраер и под., но при этом они практи­чески переходят в разряд просторечной лексики и в словарях даются с соответ­ствующими стилистическими пометами: «просторечное», «грубопросторечное».

Недостаточная изученность жаргонизмов и арготизмов, а также их подвиж­ность в языке - миграции из одной лексической группы в другую - отражается и в непоследовательности их толкования составителями словарей. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово засыпаться в значении "потерпеть неуда­чу" - «разговорное», а в значении - "попасться, оказаться уличенным в чем-нибудь" - «просторечное». В «Толковом словаре русского языка» под редакци­ей Д. Н. Ушакова оно имеет пометы «просторечное», «из воровского арго». Кроме того, С.И. Ожегов к большинству жаргонизмов дает пометы, не указыва­ющие на их генетические корни: зубрить - "заучивать бессмысленно", «разго­ворное»; предки - "родители", «просторечное», «шутливое»; салага - "моло­дой, неопытный матрос", «просторечное», «шутливое».

Жаргонизмы и еще в большей степени арготизмы выделяются вульгарной окраской. Однако их лексическая ущербность объясняется не только стилисти­ческой сниженностью, но и размытым, неточным значением. Смысловая струк­тура большинства жаргонных слов варьируется в зависимости от контекста. На­пример, глагол кемарить может означать "отдыхать", "дремать", "спать"; при­лагательное убойный имеет значения "интересный", "хороший", "надежный", "ценный", "прекрасный" и под. Поэтому употребление жаргонизмов делает речь не только грубой, но и небрежной, нечеткой.

Возникновение и распространение жаргонизмов и арготизмов справедливо оценивается как отрицательное явление в развитии национального языка. По­этому языковая политика заключается в отказе от их использования. Однако пи­сатели и публицисты вправе обращаться и к этим словарным пластам в поисках реалистических красок при описании соответствующих сторон нашей действи­тельности. При этом жаргонизмы, арготизмы должны вводиться в художествен­ную речь только цитатно, как и диалектизмы

 

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 759. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия