Студопедия — Задания. «Есть люди, кои полагают, что красноречие в громких словах и выражениях, и думают, что быть красноречивым
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задания. «Есть люди, кои полагают, что красноречие в громких словах и выражениях, и думают, что быть красноречивым






1.Проанализируйтеданные ниже высказывания. Определите коммуникативное намерение риторов. Согласны ли вы с ними? Аргументируйте свой ответ.

 

«Есть люди, кои полагают, что красноречие в громких словах и выражениях, и думают, что быть красноречивым, значит блистать риторическими ук­рашениями, и чем высокопарнее, тем кажется им красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются.

Иные думают: быть красноречивым, значит уметь выражать мысли необыкновенным образом, и чем темнее, тем, кажется им, глубокомысленнее, и следо­вательно красноречивее. Они мучают себя — страш­но смотреть — силясь сказать так, как никто не гово­рит, то, что почти все знают».

Н.Ф. Кошанский

 

«Вообще тропы и фигуры тогда только составля­ют красоту, когда непринужденны, невыисканы, как будто ненарочно, сами собой встречаются и, по-види­мому, неизбежны: в противном случае они для сло­ва — бремя».

Н.Ф. Кошанский

 

«Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент: воображение и сердце слу­шателей без вас и лучше вас сладят с их умом».

В.О.Ключевский

2. Составьте и произнесите речь (на 2 мин.). Раскройте смысл афоризма (по выбору студента):

1) «Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями» (Моруа).

2) «Язык дан человеку для того, чтобы излагать свои мысли» (Мольер».

Памятка для составления текста:

- учитывать адресность речи (студенты);

- мотив слушания (пополнить знания);

- потребности слушателей (закрепить знания);

- осознавать коммуникативно значимые качества речи;

- отбор языковых средств с учетом особенностей адресата речи и ситуации общения.

3. Выберите из перечисленных качеств речи те, которые оказывают наибольшее положительное воздействие на её адресата:

выразительность речи; многословие; чистота речи;

использование пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических
выражений; богатство и разнообразие лексики
;

точность; употребление иноязычных слов; ясность и понятность.

Обоснуйте свою точку зрения, смоделировав конкретную речевую ситуацию.

4. Выявите определяющий тип коммуникабельности у какого-либо педагога (студента). Опишите его речевое поведение.

5. Проанализируйте характер использования “языка внешнего вида” (жесты, мимика, телодвижения, поза и т. п.) в деятельности одного из преподавателей (учителей). Определите функции жестов, которые им используются в профессиональной деятельности?

6. Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?

Виды этикетных ошибок:

1. Отсутствие этикетных формул: - Который час? – Я без часов.

2. Неудачный выбор этикетных формул:
• диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам);
• неуместная фамильярность, излишняя церемонность;
• формулы официально-делового стиля в дружественном общении.

3. Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.

4. Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).

Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:

1. Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.

2. Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др. …

7. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.

Диалог 1 (поздний – 22 часа - телефонный звонок).

- Слушаю.

- Мне Сашу позовите.

- Здесь такой не живет.

- Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.

- А как фамилия этого Саши?

- Сейчас посмотрю… А, вот, Лютов.

- Его Сергеем зовут. Его нет дома.

- А Вы кто?

- Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером…

- Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.

- Алло, девушка! А как Вас зовут?

Диалог 2 (в диалоге участвуют лица одного возраста).

- Я здесь сяду?

- Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат…

- Так уберите!

- Подождите!

- Почему я должен ждать? У меня нет времени… И ты, кстати, не один.

- А меня это не волнует. У меня время есть.

- Грубиян!

- Я о Вас такого же мнения.

Диалог 3 (разговор в учительской).

Проанализируйте диалог с точки зрения нарушения правил убеждения:

Разговор состоялся в учительской во время перемены.

- Наконец-то я Вас нашла! По какому вопросу Вы вызвали меня? У меня очень мало времени…

- Я всегда вызываю родителей, если их ребёнок провинился.

- Что? Мой ребёнок чем-то Вам не угодил? Ещё ни от кого я не слышала таких слов о моём ребёнке!

- Ну, извините!

- Вы, наверное, к нему придираетесь!.. И я уже сказала, что у меня нет времени на разговоры!

- Это Ваш ребёнок или нет? Судя по Вашему разговору, Вы вообще не волнуетесь о нём. А он очень «расслабился»: домашнее задание не выполняет, дерзит на уроках.

- Вы знаете, дома он мне не дерзит.

- Ну, значит, я лгу Вам, - перебила её учительница. – Тогда мы с Вами будем разговаривать в другом месте – у Вас на работе.

- А Вы меня не пугайте этим, наведите сначала у себя порядок.

8.Является ли, по вашему мнению, этикетно-коммуникативной нормой в ситуации педагогического общения выражения учителя в следующих ситуациях на уроке:

- Ученик ответил правило – «Спасибо, Ваня, садись».

- Просьба учителя: 1) «Откройте, пожалуйста, учебник»; 2) «Запишите, пожалуйста, домашнее задание»; 3) «Иди, пожалуйста, к доске».

Эффективно ли такое общение?

9. Оцените один из приемов В. Ф. Шаталова – интонационное уточнение-повтор, как способ выделения смысловых вех учебного материала:

«Озвучивая ответы ребят, учитель выделяет главное то нарочито расчлененными фразами, то звуковым форсажем, то мелодраматическим шепотом, то выражением озабоченности, то обезоруживающей улыбкой. Воспринятое эмоционально, повторяю, лучше запоминается».

 

 








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 3376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия