Студопедия — КУЛЬТУРА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРА КАЗАНСКОГО ХАНСТВА






Казань была и центром духовной, культурной жизни страны. Сама же культура Казанского ханства являлась своеобразным сплавом многих культурных традиций. Как мы помним, богатое культурное наследие оставили после себя Волжская Булгария и Золотая Орда. И Казанское ханство стало его достойным преемником. Большое влияние на культуру ханства оказали традиционные связи со странами Запада и Востока, которые также получили развитие.
По-прежнему на высоком уровне находилась грамотность среди простого населения. Австрийский посол С. Герберштейн, посетивший Казань в начале XVI в., заметил, что «эти татары образованнее других (народов края)». О распространении грамотности среди части ремесленников свидетельствуют прекрасные поэтические строки, выгравированные на кумгане, изготовленном в мастерской медника Насыйри при дворе хана Мухаммад-Амина. На эпиграфических (надгробных) памятниках, отличавшихся высоким художественным уровнем отделки, камнетесы выбивали не только имена погребенных и изречения из Корана, но и короткие стихи из произведений поэтов.
В религиозных школах наряду с богословием изучали и основы светских наук. Делопроизводство, которое велось при ханском дворе, требовало от чиновников высокого стиля письма, больших познаний в области истории, языка и каллиграфии. Этому их учили профессионалы, специально приглашенные из городов Средней Азии, Крыма, Ближнего Востока. При ханском дворе была библиотека, состоявшая из многих тысяч книг.
Продолжала свое развитие татарская (булгаро-татарская) литература, особенно поэзия, наиболее яркими представителями, которой были Мухамадъяр,Мухаммад-Амин,КулШариф. Поэтов было много. «Вот диво! От поэтов нам в Казани места нет», писал великий Мухамадьяр, автор знаменитых поэм «Тухфаимардан» («Дармужей», 1539 г.) и «Нурысодур» («Светсердец», 1549 г.).
Мухамадьяр жил в период накануне падения ханства. В своих произведениях он выступил как патриот, который глубоко переживал надвинувшуюся на страну опасность, как гуманист. Мухамадьяр сочувствовал трудной доле простых людей, предназначая «доброе слово обездоленным», провозглашал равенство всех независимо от их имущественного и сословного положения. Он считал, что общество должно быть устроено на началах справедливости, которая «всех молитв важнее». В поэме«Нуры содур» говорилось и о таких добродетелях, как милосердие, щедрость, скромность, стыдливость, честность, правдивость, верность слову, великодушие. Без этих качеств трудно себе представить культурного человека и в наши дни.
Конечно, жители Казанского ханства были знакомы не только с произведениями Мухамадьяра или, скажем, Мухаммад-Амина, Кул Шарифа, АминаГариф-бека,Умми-Камала. Широко был распространен дастан «Иде-гейъ»; популярностью пользовались произведения мнгих турецких, азербайджанских, узбекских, туркменских писателей и поэтов, в том числе А. Навои. У представителей просвещенной части общества можно было встретить естественнонаучные и философские труды на арабском и персидском языках.
Народ продолжал слагать легенды, предания, дастаны. К эпическим произведениям устного народного творчества той поры относятся, например, «Алпамыш»,«Чура-батыр», «СказаниеобАхмете»,«Джик-мэрген». На время существования ханства пришелся также расцвет зодчества казанских татар. Из кирпича, камня и дерева строились гражданские, культовые, военные и об­щественные сооружения. В панораме столицы выделялись высокие башни крепости и посадской стены, минареты мечетей, караван-сараи, красивые дома знати и, конечно, дворцовый комплекс хана. Эти здания, особенно их интерьеры, украшались лепниной, цветной мозаикой, ажурной резьбой по камню, мраморной инкрустацией полов.
Восхищение вызывают многочисленные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Изделия мастеров золотых и серебряных дел, кожевенников и косторезов и сегодня являются самыми привлекательными и ценными экспонатами многих музеев страны.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия