Студопедия — Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Познание в структуре человеческой деятельности. Практика и познание






Очевидно, что познание является лишь частью человеческой деятельности и потому здесь закономерно возникает вопрос о месте познания в целостной структуре человеческой деятельности. Уже в Новое время этот вопрос рассматривался как вопрос о соотношении опыта и знания. Вклассической новоевропейской гносеологии опыт был основой познания в рамках, философии эмпиризма, начиная с Фрэнсиса Бэкона. У последователей Бэкона эмпиризм до­полняется сенсуалистической интерпретацией опыта, начиная с Локка, т.е. опыт по­нимается как индивидуальное чувственное восприятие. Благодаря этому, познающий субъект уподобляется Робинзону, познающий субъект и его опыт исключаются из сферы социальной обусловленности. Сенсуализм трактовал опыт в духе концепции отражения, с другой стороны, если мы берем идеалистические или рационалистские подходы, в них познание обосновывается активной человеческой деятельностью, но только эта деятельность понимается как духовная деятельность. В философии Канта деятельностная обусловленность познания учитывается более полно, чем в сенсуализме и рационализме, Кант пытает­ся учитывать и элементы чувственного опыта и элементы рациональной активности.

Новый поворот в понимание данной темы вносится Марксом, который говорит о зависимости форм общественного сознания от форм общественного бытия. Проблема отношения практики и познания заслуга марксизма. С точки зрения марксизма практи­ка есть материальная целенаправленно изменяющая мир деятельность людей. Мар­ксизм подчеркивает эти три момента: материальность, целенаправленность и ее влияние на окружающую действительность. В марксизме практика играет три ос­новных функции: 1. практика — это цель человеческого познания 2. Практика - это основание процесса познания. 3. Практика - критерий истинности человеческого познания. Подчеркивается, что познание всегда обусловлено человеческими интересами и в этом отношении практика выступает в качестве цели познания. Познание, в этом плане, вплетено в целостную человеческую жизнь. Возможны конфликты познавательных и иных ценностей. Этот конфликт хорошо рассматривается у Ницше как конфликт цен­ностей. Ницше ставит вопрос о пользе и вреде познания для человеческой жизни.

Новое понимание опыта мы обнаруживаем в современной философии, в герменевти­ке, в фундаментальной онтологии. В чем заключается новая трактовка опыта? Гадамер разделяет два типа опыта. С одной стороны - это опыт в классическом понимании - опыт как основа наших познаний, вслед за Фрэнсисом Бэконом, это опыт, который повторяем, воспроизводим. Но согласно Хайдеггеру, есть более важный тип опыта- диалектический, негативный опыт. Опыт собственной конечно­сти. Этот тип опыта характеризуется тем, что опыт нельзя повторить дважды, этот опыт связан со страданием. Ну, и самое главное, этот опыт приводит к изменению самого познающего. Гадамер считает, что такой опыт мы имеем в философии Гегеля и Хайдеггера. Гадамер отдает предпочтение Хайдеггеру. У Гегеля опыт, у Хайдеггера живой опыт является основанием всякого диалектического изменения.

Наконец, в философии прагматизма познание служит практическим целям, должно приносить пользу. Познание разрешает наши сомнения и позволяет нам действовать. С точки зрения прагматизма, познание служит человеческому опыту. Если же подойти в об­щем плане, то следует, что человеческая жизнь всегда связана с различными ценно­стями: этическими, эстетическими, религиозными и др. Можно поговорить о том, что человеческое познание связано с коммуникацией. По­знающий отнюдь не Робинзон, он познает в обществе. Познание нуждается в опре­деленных социальных условиях, требуются дорогостоящие приборы, подготовлен­ные специалисты. В современной науке познание становится более тесно связанным с техникой, процессом материального производства. Прикладная наука инициирует­ся потребностями производства, служит удовлетворению этих потребностей.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия