КалькуттаМая 1971года. Прабхупада прибыл на десятидневный калькуттский фестиваль в пандале вовремя. По его указанию Гирираджа и Тамала-Кришна приехали в Калькутту, чтобы организовать такой же фестиваль, как в Бомбее. Прабхупада написал Джаяпатаке Свами, президенту калькуттского храма ИСККОН. Если в пандале на фестивале Сан Киртана будет возможность для приготовления пищи в больших количествах, мы будем ежедневно распространять прасад. Попробуй это организовать. Пури, халава, китри — все что можно, но чем больше, тем лучше. Тамала-Кришна и Гирираджа знают, как это сделать. Посетителей было даже больше, чем в Бомбее: каждый день приходило от двадцати до тридцати тысяч человек, включая парламентариев и других высокопоставленных гостей. Это было одно из самых масштабных религиозных мероприятий в истории Калькутты; весь город почувствовал мощь Движения «Харе Кришна». С самого утра преданные начинали продавать в киоске книги Прабхупады, петь на сцене киртан и раздавать прасад. Вечерняя программа открывалась около шести тридцати долгим и мощным киртаном, который достигал своей кульминации, когда на вечернюю арати Радха-Кришне приезжал Прабхупада. Лекции он читал на бенгали, реже – на английском. Затем преданные показывали слайды о Сознании Кришны во всем мире, а потом Прабхупада отвечал на вопросы аудитории. После программы люди спешили получить горсточку прасада – пищи, предложенной Божествам. Террористы-наксалиты угрожали Прабхупаде смертью. Эта прокоммунистически настроенная молодежь уже действовала в Калькутте в 1970 году, когда Прабхупада там был, но до сих пор они его не трогали. Действуя по заведенному сценарию, они встречались с влиятельными бизнесменами в их домах или на улице и принуждали их содействовать своим политическим целям. А если бизнесмен отказывался, наксалиты сжигали его дом или предприятие, а иногда даже убивали. Наксалиты, добивавшиеся того, чтобы вся Бенгалия отвернулась от религиозных традиций и приняла коммунизм, видели, что Прабхупада возрождает в Калькутте религиозный дух. Пандал ИСККОН, собирающий гигантские толпы, по их мнению, подрывал основы коммунизма. «Уйди или умри», — гласила записка, которую получил Прабхупада. Он сообщил о записке полиции, но та тут же призналась в собственном бессилии и отказалась помочь. Наксалиты, сказали они, держат в страхе всю Калькутту. Однако Прабхупада угрозам не поддался: никуда он отсюда не уйдет! Даже если они на него нападут - что для вайшнава может быть лучше, чем оставить тело, проповедуя славу Господа? На следующий вечер, приехав, чтобы выступить перед людьми, Прабхупада заметил рядом со сценой группу вызывающе шумных молодых людей — наксалитов. Они протестовали против того, чтобы некоторые из высоких особ занимали место на сцене. Когда один из молодых радикалов закричал, что они сами хотят танцевать на сцене, преданные пригласили их подняться и присоединиться к киртану. Наксалиты отступили, но продолжали кричать и нарушать спокойствие, начав греметь складными деревянными стульями, выкрикивать свои лозунги и угрожая сжечь пандал. По толпе пронесся нервный шумок, беспокойство усилилось. Потерпев неудачу в попытках успокоить молодчиков, некоторые преданные стали им угрожать. Среди слушателей началась толкотня и потасовка. «Чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша- / лакшавритешу сурабхир абхипалаянтам…» Усиленный мощными динамиками, голос Прабхупады разнесся по пандалу. Оставаясь безучастным к тому, что происходит в толпе и полагаясь только на Кришну, он начал петь молитвы из «Брахма-самхиты», и через несколько минут все угомонились. Те, кто хотел уйти, ушли, а те, кто хотел остаться, заняли свои места. Когда толпа успокоилась, Прабхупада начал лекцию. Он получил еще несколько записок «уйди или умри», а на следующий вечер наксалиты вернулись, снова угрожая сжечь пандал. — Позовите их, — сказал Прабхупада. — Я хочу с ними встретиться. Преданные считали, что это опасно, но Прабхупада настоял. В маленькой комнате за пандалом Прабхупада беседовал с враждебно настроенной молодежью. Сначала они были раздражены и говорили грубо, но, по мере того, как Прабхупада объяснял им ведическую концепцию коммунизма — с Кришной в центре — у них проснулся интерес, и они согласились больше не мешать программам Прабхупады. Ачьютананда Свами: В последний вечер десятидневной программы на торжественное закрытие пришло более сорока тысяч человек. Я вышел, чтобы купить тростникового сока. Когда я выходил, пандал был заполнен до отказа, но, выйдя на улицу, я увидел, что через четверо главных ворот люди продолжают реками стекаться в пандал. Я подумал, что здесь не обошлось без мистической силы Кришны, поскольку шатер был уже полон, а люди по-прежнему тысячами входили внутрь. Я подумал, что Кришна, должно быть, растягивает пространство до бесконечности. Кульминацией вечера стала большая процессия по Парк-стрит, начавшаяся в пандале и закончившаяся у храма ИСККОН на Альберт-Роуд. Божества Радха-Говинды принесли на паланкине в храм и установили на алтарь. Когда арати окончилась, оставшаяся толпа разошлась.
|