Принципы политической системы открытого гражданского обществаВ конечном итоге государство стремится найти опору и поддержку в остальных компонентах политической системы общества, привлечь их на свою сторону и сделать активными проводниками своей политики. Наиболее простой путь решения этой задачи видится в создании авторитарного режима, при котором право на существование и политическую деятельность имеют только компоненты политической системы, поддерживающие государство. Всякое инакомыслие подвергается запрету, а его источники суровому наказанию. Этим путем шли феодальные, некоторые буржуазные и все социалистические государства. История убедительно показывает недостаточную эффективность таких методов взаимодействия государства и остальных компонентов политической системы гражданского общества. Ни одно государство не смогло насильственными мерами устранить в обществе инакомыслие, заставить всех его членов думать о государстве только хорошо и неизменно поддерживать все его действия, законы и иные нормативно-правовые акты. Государству не стоило какого-либо труда запретить в обществе легальные формы проявления инакомыслия, создать действенный контроль за органами, инициирующими такое вольномыслие, и привлекать виновных лиц к уголовной и иной ответственности. Но каждый акт насилия в отношении инакомыслящих вызывал активный социальный протест населения, находящегося в оппозиции к государству, и неизменно увеличивал число оппозиционеров. Государство же, наоборот, теряло своих сторонников. Нарастание социального протеста против антидемократического, авторитарного режима приводило к социальной революции, в ходе которой победа доставалась оппозиционерам. Современное демократическое государство отказывается от насильственной борьбы с инакомыслием, устанавливает и обеспечивает наиболее благоприятный режим для организации и деятельности всех легально действующих компонентов политической системы, предоставляет им полную свободу в реализации предоставленных прав. Такой политический режим государства признается и поддерживается нормами международного права. Так, согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) право человека на свободу ассоциаций не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Взаимодействие современного демократического государства и гражданского общества основывается на следующих принципах: 1) плюрализма и равноправия идеологий; 2) многопартийности; 3) самодеятельности; 4) законности и государственного контроля; 5) социального и политического партнерства. Плюрализм, многообразие идеологий понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений: беспрепятственно разрабатывать и пропагандировать с помощью средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства государства, других государств и мировой цивилизации в целом; вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу; разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие мерыпо совершенствованию социального и политического строя государства; публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие. Действенной гарантией плюрализма идеологий выступает их равноправие, закрепленное конституцией или иным законом государства. Ни одна из действующих в обществе идеологий не может иметь приоритета, который бы закреплялся государством официально законодательным или иным способом. Выбор идеологий гражданами страны делается осознанно, добровольно и самостоятельно. Государство не может навязывать им какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую надлежит под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать и пропагандировать. Плюрализм идеологий предполагает многопартийность, т.е. наличие в гражданском обществе нескольких политических партий, каждая из которых разрабатывает и пропагандирует свою идеологию. В современных условиях многопартийность рассматривается как одно из важнейших условий развития демократии, обеспечивающих гармонизацию интересов различных социальных групп, их свободное выражение и общественную оценку обществом. В ходе выборов депутатов в парламент избиратели имеют возможность беспрепятственно и свободно оказать явное предпочтение одной партии, ее идеологии, избрав представителей этой партии в данный орган государства. В условиях многопартийности каждая партия может находиться у власти постольку, постольку пользуется поддержкой большинства населения страны, умеет выражать и проводить интересы этого большинства в жизнь. Лишаясь поддержки населения, партия лишается и власти. Наличие конкурентов из числа других партий, их оппозиционная деятельность не позволяют какой-либо одной партии узурпировать государственную власть, подчинить своим интересам интересы народа, общества и государства. Принцип самодеятельности означает, что все негосударственные компоненты политической системы открытого гражданского общества образуются и действуют по желанию и воле их членов. Граждане сами, по своей инициативе, с учетом их интересов и потребностей образуют коллективные формирования, определяют условия и задачи их дея тельности, права и обязанности членов этих формирований, порядок вступления и исхода из них. Государство не вмешивается в решение этих вопросов, в том числе не может признавать отдельную партию, вероисповедание в качестве государственной, принадлежность к кото рой давала бы гражданам определенные преимущества в трудоустройстве, продвижении по службе, иные льготы. Вмешательство государства в деятельность остальных компонентов политической организации общества осуществляется в двух формах — законодательном закреплении границ их свободы и осуществлении надзора и контроля за законностью их деятельности. Посредством законов государство устанавливает: 1) порядок регистрации общественных объединений и других компонентов политической системы; 2) перечень ограничений в их деятельности, обусловленный интересами государственной безопасности и общественного спокойствия, предотвращения беспорядков и преступности, здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; 3) ответственность общественных объединений и других формирований за нарушение действующего законодательства и порядок привлечения виновных лиц к ответственности. Осуществляемый государством надзор и контроль за деятельностью политической системы общества проводится в целях охраны прав и свобод граждан, иных лиц, а также выявления и пресечения нарушений действующего законодательства. Совершение общественным объединением, иным членом политической системы общественно опасных деяний дает основание для принятия судебными органами решения о его ликвидации и привлечении виновных лиц к уголовной и иной ответственности. Однако в условиях открытого гражданского общества государство делает акцент не только на укрепление законности и правопорядка в сфере политических отношений. Особое значение придается отношениям партнерства, взаимодействию между гражданским обществом, его организациями и государством. Партнерство означает не только наличие автономного, демократичного режима деятельности гражданского общества, его ассоциаций в области политики, экономики, иных социальных сферах, но и стремление обеспечить с помощью этих ассоциаций гармонию интересов различных социальных групп, классов. Речь идет не о ликвидации существующих противоречий в обществе, а о консенсусе — о взаимном согласии социальных слоев, выступающих носителями этих противоречий. Стремясь к миру и согласию в обществе, государство, политические партии и иные компоненты политической системы, а также социальные слои общества поступаются частью своих интересов в пользу других социальных слоев. Консенсус становится важнейшей формой партнерских взаимоотношений гражданского общества и государства. В условиях становления и развития партнерских отношений между государством и важнейшими социально-политическими силами общества — партиями, профсоюзами, армией, молодежными, женскими и другими организациями — государство не ослабляет свои позиции в качестве органа, аппарата управления делами общества. Наоборот, сохранив свои ключевые позиции в сфере экономики, политики, культуры, оно усиливает свое влияние на гражданское общество, так как получает возможность опираться на широкие слои населения, находить у них действенную поддержку и взаимопонимание. В каждой отдельной стране применение принципов политической системы открытого гражданского общества имеет определенную специфику с учетом ее национальных, культурных и иных конк-)етно-исторических условий. Некоторые особенности их примене-1Я в условиях Российской Федерации раскрываются в следующей главе. (опросы для самопроверки к главе 26 Какие функции осуществляет гражданское общество? Зачем гражданскому обществу помимо государства необходимы и иные компоненты политической системы? Какие принципы лежат в основе политической системы современного открытого гражданского общества? В общество или государство входят политические партии и иные компоненты политической системы?
|