Студопедия — Творчество в педагогической деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творчество в педагогической деятельности






Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, про­дуктов (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670). Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций:

1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педа­гогических технологий;

3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, ис­кусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работаю­щий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педаго­гическую технологию, но она является лишь средством для по­лучения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогиче­ское творчество невозможно. Только эрудированный и имею­щий специальную подготовку педагог на основе глубокого ана­лиза возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы пу­тем творческого воображения и мысленного эксперимента спосо­бен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Педагогу приходится часто решать множество типовых и не­стандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельст­вах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, стро­ит свою деятельность в соответствии с общими правилами эври­стического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; про­ектирует результат в соответствии с исходными данными; ана­лизирует имеющиеся средства, необходимые для проверки пред­положения и достижения искомого результата; оценивает полу­ченные данные; формулирует новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность скла­дывается из следующих этапов: возникновение замысла, его прора­ботка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа вопло­щения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действитель­ность, и организации как учебной, так и реальной профессиональ­но-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению пе­дагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеоб­разным фоном и основанием педагогической деятельности

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей сво­его профессионального роста и построение программы самосо­вершенствования.

Уровни педагогического творчества. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он дейст­вует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планиро­вания, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесо­образном сочетании уже известного педагогу содержания, мето­дов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностно­го начала, соответствующего творческой индивидуальности педа­гога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), пе­реходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразо­вания, что и составляет суть динамики творчества учителя.

Часто творчество связывают только с передовым педагогиче­ским опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опы­том понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества.

Третий и четвертый уровни педагогического творчества со­держат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригиналь­ности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пу­ти в образовательной практике и педагогической науке. Следстви­ем могут быть как частичные изменения в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные преобразования в сфере образования. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.

Признаки творческой личности. Творческий потенциал любо­го человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом осо­бенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и фор­мулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; уме­ние вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реально­сти, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неоп­ределенности и поиска.

Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключе­нию мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтерна­тив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизиро­ванных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и спо­собность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают личность творческой, если в ее харак­теристике присутствует креативность, т.е. способность превра­щать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Условия педагогического творчества. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следую­щие условия:

- временная «спрессованность» творчества, когда между зада­чами и способами их разрешения нет больших промежутков вре­мени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);

- сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

- отсроченность результата и необходимость его прогнозиро­вания;

- атмосфера публичного выступления;

- необходимость постоянного соотнесения стандартных педа­гогических приемов и нетипичных ситуаций.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является нагляд­ным примером.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3653. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия