Студопедия — Японская колонизация Кореи (1910 год) и начальный этап антияпонского движения за независимость
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Японская колонизация Кореи (1910 год) и начальный этап антияпонского движения за независимость






 

В течение всего 1910 г. прояпонски настроенные корейские мини­стры во главе с премьером Ли Ванъёном, а также члены прояпонско-го общества Илъчинхве активно вели пропаганду «полезности» для Кореи «воссоединения» с Японией и не раз направляли японскому Императору письма с соответствующими «прошениями».

В августе 1910 г. японский генеральный резидент Тэраути предъ­явил Ли Ванъёну требование заключить договор о «слиянии». После специального совещания членов правительства при участии и «с со­гласия» Императора Сунчжона 22 августа 1910 г. премьер Ли Ванъён подписал «Корейско-японский договор о соединении» (Хан-иль хап-пан чсшс), который в отечественной литературе принято называть «договором об аннексии», что верно отражает его сущность. Договор был опубликован только 29 августа 1910 г.

На этом де юре временно закончилась многотысячелетняя исто­рия Кореи как независимого государства. Все международные дого­воры, заключенные Кореей ранее, были аннулированы. Прекратилось издание книг и газет на корейском языке. Вся власть над корейски­ми территориями была передана японскому генерал-губернатору. При генерал-губернаторе, правда, оставался Центральный совет, в состав которого входили корейцы. Однако это был, скорее, некий «декора­тивный» орган при аппарате генерал-губернатора, который к тому же возглавлялся японцами.

Вскоре гордое имперское название Кореи — «Великая Хан» было снова заменено на старое «Чосон» — «[Страна] Утренней Свежести», с которым связывалось ее подчиненное по отношению к внешнему миру положение.

Но что же корейцы? Неужели они не оказали никакого сопротив­ления беспрецедентному акту грубого закабаления, не только эко­номического, но и культурного. Конечно же, сопротивление было. Можно выделить несколько форм борьбы корейцев за националь­ную независимость, проявлявшихся в начале XX столетия. Во-первых, это культурно-просветительское движение[239]. Во-вторых — воору­женное сопротивление в форме отдельных террористических актов или организованного партизанского движения Армии справедливости (Ыйбён).

Среди террористических актов самым известным является убий­ство бывшего японского генерального резидента Ито Хиробуми на вокзале в Харбине 26 октября 1909 г. одним из лидеров партизанско­го сопротивления ан Чжунгыном (1879-1910)[240].

Однако еще в марте 1908 г. двое корейцев, проживавших в США, независимо друг от друга решили убить Д. В. Стивенса, советника ко­рейского Императорского двора по внешним сношениям, назначен­ного японцами. Стивене пропагандировал идею «полезности» япон­ского контроля в Корее и во время своего отпуска в США высту­пил на пресс-конференции в Сан-Франциско с подобными заявления­ми. Тогда на Оклендском вокзале, когда Стивенс выходил из поезда, Чон Мёнун (1884-?) попытался напасть на американского советника, вооружившись куском железа, а Чан Инхван (1877-1930), подбежав чуть позже, выстрелил в Стивенса из пистолета и смертельно ранил его.

После убийства Ито Хиробуми молодой патриот Ли Чжэмён (1890-1910) 22 декабря 1909 г. подкараулил продажного главу кабине­та Ли Ванъёна (1858-1926) у выхода из католического собора в районе Мёндон и попытался убить его, нанеся ножевые удары в живот.

Но наиболее значимым было партизанское движение Армии справедливости.

В исторической литературе выделяют три этапа деятельности антияпонской армии Ыйбён. Первый этап соотносится с 1894-1895 гг. Причины его начала очевидны. Непосредственным поводом для стихийного формирования партизанских отрядов стало убийство королевы Мин и оглашение указа об обязательной стрижке волос у мужчин. В соответствии с названием года по традиционному цикли­ческому календарю эти выступления Армии справедливости имену­ют «Ыйбён [года] ыльми» (1895 г.). Тогда во главе отдельных воору­женных группировок встали янбане классической конфуцианской на­правленности, провозгласившие своим девизом старый лозунг: «Ува­жать короля, вытеснять варваров» (Чонван янъый; японцы с точки зрения корейцев также относились к категории «варваров»). Основ­ной боевой силой партизанских отрядов в то время были крестьяне, многие из которых ранее участвовали в крестьянской войне тонхак. Неизвестно, чем закончилось бы первое народное антияпонское выступление, тогда еще не слишком значительное по масштабам, если бы государь Кочжон не укрылся в российской дипломатической мис­сии и не издал ряд указов. Они отменяли прежние, принятые под дав­лением японцев, и призывали к прекращению вооруженных действий, тем более что факт разгона прежнего прояпонского правительства во многом отвечал требованиям Ыйбён.

Второй этап деятельности Армии справедливости отно­сится к 1905—1906 гг. В корейской исторической литературе он получил название «Ыйбён [года] пёно», т.е. 1906 г. Еще в процессе дислокации японских войск на территории Кореи в 1904-1905 гг. и позже, во время подготовки подписания договора о протекторате, в провинциях Кёнги, Канвон, Северная и Южная Чхунчхон, Северная Кёнсан стали действовать небольшие вооруженные отряды Ыйбён. Однако усиление антияпонских выступлений было вызвано извести­ем о заключении договора о протекторате.

В провинции Южная Чхунчхон выходец из сословия янбан Мин Чжонсик (1861-?) собрал около пятисот ополченцев и в 1906 г. всту­пил в бой с японскими войсками в районе города Хончжу. Его вы­ступление потерпело поражение. Сам Мин Чжонсик был вынужден скрыться в окрестностях города Кончжу.

Проживавший в то время в провинции Северная Чолла быв­ший высокопоставленный сановник Чхве Икхён (1833-1906), который ушел со службы и преподавал в местном учебном заведении, соста­вил обращение ко всему корейскому народу с призывом подняться на борьбу против японцев. Таким образом, одной из особенностей вто­рого этапа вооруженной антияпонской борьбы была попытка распро­странения ее на всю страну.

С помощью своего ближайшего ученика Лим Бёнчхана (1851-1916) в июне 1906 г. в районе Тхэина Чхве Икхён собрал группу повстан­ческих войск из 80 человек и направился к югу. Когда бойцы его Ар­мии справедливости атаковали японские и правительственные войска в районе города Сунчхан, число повстанцев доходило уже до 400 чело­век. Однако и здесь партизаны потерпели поражение в боях с превос­ходящими силами противника. Сам Чхве Икхён и Лим Вёнчхан были схвачены и отправлены в ссылку на японский остров Цусима. Чхве Икхён в знак протеста против японской политики в Корее отказался принимать «пищу врагов» и умер.

Однако не всегда выступления Армии справедливости заканчи­вались поражением. Так, Син Дольсок, выходец из простонародья, сумевший собрать около 3 тыс. человек, успешно вел партизанскую деятельность в горных районах провинций Канвон и Кёнсан.

Несмотря на общую тенденцию поражения в выступлениях армии Ыйбён в 1905-1906 гг., деятельность повстанцев становилась приме­ром неподчинения японской колониальной политике, создавала «тра­дицию» вооруженного сопротивления.

Поэтому когда в 1907 г. был силой смещен с трона Император Кочжон, а затем новый Император издал указ о роспуске всех корей­ских войск, корейцы моментально ответили новым подъемом анти­японской вооруженной борьбы. Это стало началом третьего этапа выступлений Армии справедливости 1907-1911 гг., который называют «Ыйбён [года] ноилш», т.е. 1907 г.

Новая волна вооруженных антияпонских выступлений началась в столице, когда правительственные войска, узнав об указе о роспуске армии, решили ему не подчиняться и завязали уличные бои с японски­ми войсками. Выступление столичных гарнизонов было поддержано в провинции. В рядах бойцов армии Ыйбён находились как бывшие сол­даты, так и крестьяне, торговцы, шахтеры, т. е. самые различные слои населения. Поэтому главной особенностью третьего этапа выступле­ний Армии справедливости было то, что в них участвовали не просто стихийно поднявшиеся на борьбу, плохо вооруженные непрофессиона­лы, но и представители бывшей кадровой армии, имевшие более или менее современное вооружение — ружья и пушки. Кроме того, впер­вые за всю историю выступлений армии Ыйбён отряды повстанцев, действовавшие в центральной и южной частях Кореи, подчинялись единому центру, их действия были скоординированы и имели общую цель — взятие Сеула и изгнание японцев из страны.

Во главе Армии справедливости встал Ли Инъён (1867-1909). Он не был профессиональным военным, но принимал активное участие в выступлениях отрядов Ыйбён с 1895 г. Второе лицо в объединенной Армии справедливости — Хо Ви (1855-1907)[241] был представителем янбан. Он также участвовал в движении Ыйбён с конца XIX столетия, однако, в отличие от Ли Инъёна, занимал довольно высокое положе­ние при дворе Императора Кочжона. Ставка Ли Инъёна, собравшего под своим командованием около 10 тыс. человек, находилась к юго-во­стоку от Сеула, в городе Вончжу провинции Канвон, а ставка Хо Ви, имевшего под своим командованием около 300 человек, — в Пхочхоне, к северу от Сеула. В декабре 1907 г. две группировки Ыйбён соедини­лись под городом Янчжу, в северных предместьях Сеула. Вся повстан­ческая армия была разделена на 24 «войска». Из них 3 тыс. человек были бывшими кадровыми военными.

Перед началом похода на Сеул в иностранные консульства было отправлено обращение от имени командующего Армией справедли­вости, в котором объяснялись цели и задачи Ыйбён, а также содер­жалась просьба к представителям иностранных держав оказать под­держку, в том числе материальную, справедливой борьбе корейского народа. В январе 1908 г. войска Армии справедливости двинулись на Сеул. Первое столкновение с японцами произошло примерно в 12 ки­лометрах от городских Восточных ворот (Тондэмун) и закончилось поражением Ыйбён. К тому же у верховного главнокомандующего Ли Инъёна в это время скончался отец. Следуя корейской традиции со­блюдения траура по родителям, он должен был отказаться от всякой деятельности. Поэтому Ли Инъён передал управление войсками Ар­мии справедливости Хо Вй, а сам вернулся на родину. Поход на Сеул сорвался, и единого руководства всеми силами Ыйбён с тех пор уже не было. Отдельные подразделения Армии справедливости начали са­мостоятельную деятельность по всей стране. Так, на севере страны, независимо от Ыйбён Ли Инъёна, в провинции Хамгён действовали партизанские отряды выходцев из простонародья Хон Бомдо (1868-1943) и Чха Досона(?).

По приблизительным оценкам, число корейцев, сражавшихся в Ар­мии справедливости в 1908 г., доходило до 70 тыс. Однако уже в 1909 г. численность Ыйбён уменьшилась до 25 тыс. человек, в 1910 г. — менее 2 тыс., а в 1911 — чуть более двух сотен. Такое резкое сокращение во­оруженного антияпонского движения на территории Кореи объясня­ется особой жестокостью японцев, проявленной при подавлении пар­тизанского движения. В частности, в тех районах, которые считались местом базирования отрядов Армии справедливости и где крестьяне помогали своим вооруженным соотечественникам, японцы совершали массовые казни, изымали продовольствие, сжигали целые деревни. В результате, с одной стороны, отряды Ыйбён лишались мест матери­альной и моральной поддержки, а с другой — сами крестьяне боялись поддерживать вооруженную антияпонскую борьбу. Считается, что в результате подобных карательных мероприятий погибли или получи­ли ранение около 50 тыс. человек.

Таким образом, к 1911 г. Армия справедливости прекратила свою деятельность на территории Кореи, однако она не исчезла бесследно. Остатки повстанческих войск переправлялись на территорию сопре­дельных России или Китая, в которых к тому времени уже действова­ли отдельные отряды корейских партизан, совершавших эпизодиче­ские рейды в пограничные районы Кореи. В России бывшие повстан­цы Ыйбён создали Армию независимости (Тоннип кун) под предводи­тельством Хон Бомдо. На первых порах Россия не препятствовала ее существованию в надежде на то, что Армия независимости поможет сдерживать возможную японскую экспансию на Дальний Восток.

И все же корейский народ не смирился с фактом японской коло­ниальной экспансии, ожидая удобного момента для того, чтобы снова подняться во имя обретения самостоятельности. Такой случай пред­ставился в 1919 г.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 899. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия