Студопедия — Социологические идеи. Социологические воззрения Чернышевского, как и других революционных демократов, были проникнуты историческим оп­тимизмом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологические идеи. Социологические воззрения Чернышевского, как и других революционных демократов, были проникнуты историческим оп­тимизмом






Социологические воззрения Чернышевского, как и других революционных демократов, были проникнуты историческим оп­тимизмом. Он глубоко верил в то, что, несмотря ни на какие препятствия, зигзаги и даже отступления, обще­ство все же движется вперед, а не топчется на месте. «Исторический путь, — писал Чернышевский, — не тро­туар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через деб­ри». Поэтому тот, «кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность» (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений в пятнадцати). В. И. Ленин неоднократно напоминал эти слова тем деятелям, которых смущали противоречи­вость и сложность исторического процесса и которые терялись при сложных обстоятельствах, боялись повсед­невной черновой работы.

Во взглядах Чернышевского на общество было не­мало глубоких материалистических догадок. Мыслитель отвергал гегелевское идеалистическое положение о том, что всемирная история есть «ход развития самоосущест­вляющейся идеи, а именно идеи свободы, которая суще­ствует лишь как сознание свободы...» (Гегель. Сочинения, т. VIII, стр. 422), и указывал, что общественная жизнь движется не по воле «абсолютной идеи», а по своим собственным закономерностям. Чер­нышевский отвергал и реакционную концепцию избран­ности определенных народов, которой придерживались Шеллинг, славянофилы, представители официальной идеологии, и критиковал европоцентристские, расист­ские и мальтузианские теории.

Некоторые мыслители (Сен-Симон, Фейербах) считали любовь главной силой общественно-историче­ского прогресса и не понимали значения экономических условий жизни и политической борьбы. Чернышевский доказывал, что тот, кто недооценивает экономическое неравенство и политическую борьбу, не может рассчи­тывать на избавление народа от угнетения, от нищеты, от бесправия. Классовую борьбу в современном обще­стве он считал вполне закономерной.

В обществе, разделенном на сословия или классы, по словам Чернышевского, ни один класс не достигал лучшего положения путем добровольных уступок со стороны другого класса, а добивался его только своей борьбой.

Идеи классовой борьбы опирались у Чернышевского на веру в творческие силы народа, на убеждение в том, что народ — главная сила общественно-исторического прогресса, вершитель судеб своей родины. Чернышев­ский возражал против сведения истории к биографиям царей и полководцев, к сборнику анекдотов, едва при­крываемых наукообразной формой. Не отрицая роли великих людей в истории, он указывал, что сами эти выдающиеся личности суть порождения исторической необходимости.

Чернышевский критиковал Гердера, Канта, Гегеля и других за их недостаточное внимание к материальным условиям жизни людей, имеющим, по его убеждению, исключительно важное значение в жизни общества. Он утверждал, что материальные условия быта (жилище, пища, добывание средств для поддержания жизни) играют «едва ли не первую роль в жизни», составляют «коренную причину почти всех явлений и в других, выс­ших сферах жизни» (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений в пятнадцати томах, т. III, стр. 357). Не будучи историческим материа­листом и не дойдя до признания решающей роли спосо­ба материального производства, Чернышевский, однако, признавал огромную роль трудовой деятельности на­рода и особо важное значение придавал промышленно­му развитию.

Чернышевский не отрицал влияния на общественное развитие географической среды, но возражал англий­скому историку и социологу Боклю, считавшему геогра­фическую среду главным фактором исторического про­гресса. По мнению русского мыслителя, историческое развитие и труд сглаживают влияние географической среды.

Великими событиями общественно-исторического процесса Чернышевский считал скачки в общественном развитии, или политические революции. О них он гово­рил с восторгом, в них видел верный путь к освобож­дению человечества от политического, экономического и духовного порабощения, их он признавал той социаль­ной пружиной, которая помогает преодолевать самые большие препятствия на пути к общественному прогрес­су. Революции производят коренное размежевание бо­рющихся сил и вместе с тем служат самой лучшей и надежной школой обучения и просвещения народных масс.

Чернышевский страстно мечтал о социалистических преобразованиях. Правда, его социалистические идеи носили еще утопический характер, его социализм был крестьянским, общинным, но этот социализм, как отме­чал В. И. Ленин, органически сливался у него с рево­люционным демократизмом. Чернышевский, по словам Ленина, проповедовал «идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., Т.20.С.175). Осуществление социалистических преобразований в Рос­сии Чернышевский считал возможным через народное восстание, путем уничтожения частной собственности на оруд ия и ср едства производства, ликвидации наемного труда, тунеядства и установления общинной собствен­ности и коллективного труда. В беседе с революцион­ным народником Г. А. Лопатиным Маркс сказал, что «из всех современных экономистов Чернышевский пред­ставляет единственного действительно оригинального мыслителя. Его сочинения полны оригинальности, силы и глубины мысли» («Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», - М., 1951, стр. 187, 188).

Революционный демократизм Чернышевского, его философские, эстетические и социологические воззрения свидетельствуют о том, что он был глубоко оригиналь­ным мыслителем, классическим представителем домарксовского материализма в России. «Чернышевский, — пи­сал В. И. Ленин, — единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философ­ского материализма и отбросить жалкий вздор неокан­тианцев, позитивистов, махистов и прочих путаников. Но Чернышевский не сумел, вернее: не мог, в силу от­сталости русской жизни, подняться до диалектического материализма Маркса и Энгельса» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 384.).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 627. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия