Студопедия — Болгарские мыслители
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Болгарские мыслители






Болгария в середине XIХ века находилась под пятой султанской Турции. Болгарский народ отвечал на зверское угнетение иноземцев стихийными крестьянски­ми восстаниями. В начале 70-х годов в стране складыва­лась революционная ситуация. Назревавшая буржуазно-Демократическая крестьянская революция подрывала ус­тои «самого варварского», по выражению болгарского марксиста В. Коларова, турецкого феодального абсолю­тизма.

Видными идеологами освободительного движения бы­ли Басил Невский (1837—1873) и просветитель-материа­лист Любен Каравелов (1834—1879). Каравелов был первым болгарским мыслителем XIX в., выступавшим с открытой пропагандой материалистической философии, исходящей из идей Фейербаха и Чернышевского.

Вождем болгарской революционной демократии 70-х годов был выдающийся мыслитель-материалист Христа Ботев (1848—1876). В юности он провел три года в России, где учился в одесской гимназии. Здесь он завязал отношения с подпольным революционно-демократическим движением, изучал труды Чернышевского и его соратников. Исключенный за свободомыслие из одес­ской гимназии, а вскоре вынужденный покинуть Болга­рию, Ботев стал издавать в Румынии газеты «Слово болгарских эмигрантов» и «Знамя» и возглавил Бол­гарский революционный центральный комитет. В 1876 г., во время национально-освободительного восстания бол­гарских крестьян, Ботев пал от турецкой пули.

X. Ботев стремился слить воедино борьбу народных масс против иноземного турецкого владычества с борь­бой против «отечественных эксплуататоров». Считая революцию «триумфальными воротами для каждого народа» (Христо Ботев. Публицистика. М., 1952, стр. 40), он доказывал, что вооруженное восстание, «революция народная, немедленная, грозная» — единст­венный путь освобождения болгар от всех иноземных и отечественных поработителей. Ботев был вместе с тем утопическим социалистом. Идеализируя сельскую общи­ну и ремесленные цехи, он ошибочно полагал, что болгарский народ, совершив революцию, уничтожит частную собственность и разовьет «социалистические зародыши», таящиеся, по его мнению, в этих формах со­циальной организации.

В 1871 г. Ботев под впечатлением событий Париж­ской коммуны составил так называемый «Символ веры болгарской коммуны». В нем находятся следующие пла­менные слова: «Верую... в единый коммунистический об­щественный порядок — спаситель всех народов от веко­вого гнета и страдания через братский труд, свободу и равенство... Чаю пробуждения народов и будущего ком­мунистического строя во всем мире».(Христо Ботев. Избранное. М., 1948, стр. 27. о)

В 1874 г. Ботев, по некоторым свидетельствам, позна­комился с первым томом «Капитала» Маркса в русском переводе. Он приветствовал деятельность I Интернацио­нала. Ботев отказывается от своей прежней идеализа­ции крестьянской общины и заявляет, что она превра­тилась в орудие в руках чорбаджиев (откупщиков податей и ростовщиков). В своих новых статьях он ут­верждает, что залог будущей победы социализма в Болгарии — в борьбе «пролетариата», под которым он понимал, однако, не индустриальных рабочих, а кресть­ян и городскую бедноту. Поэтому, когда Ботев писал, что «все бедняки-рабочие, к какой бы народности ни принадлежали, где бы ни жили, — братья», он имел в виду союз всех угнетенных вне зависимости от их клас­совой принадлежности.

Двигателем исторического прогресса Ботев считал передовые идеи. В 70-х годах к этим идеалистическим представлениям Ботев прибавляет положения, прибли­жающиеся к историческому материализму. Так, он пи­шет, что необходимо сначала добиться коренного изме­нения экономического положения «пролетариата», а уж потом на основе этого строить новую, передовую куль­туру. Он указывал, что та или иная форма нравствен­ности вытекает из экономического и политического по­ложения народа, но никак не наоборот.

По своим философским убеждениям Ботев был ма­териалистом и атеистом. Материалистическое мировоз­зрение Ботева выросло из его враждебного отношения к религии. Это помогло ему вскрыть непосредственную связь между религией и философским идеализмом. Бо­тев видел, что веру в бога поддерживают угнетатели при посредстве духовенства, представляющего собой «шпионов и мракобесов, ослепляющих народ страхом перед богом...» (Христо Ботев. Публицистика, стр 49) «Религия, —писал он, — такое же не­счастье для человечества, как чума, холера, война и остальные бичи...» (Там же, стр. 244—245)

В эстетике Ботев был продолжателем материалисти­ческих идей Чернышевского. Литература, по Ботеву, должна идти в ногу с жизнью, со стремлениями и по­требностями народа, отображая его жизнь и чаяния «так, чтобы не было науки для науки, искусства для искусства, а журналистика перестала пережевывать старые, сгнившие и давным-давно выброшенные евро­пейские отбросы» '(Христо Ботев. Публицистика, стр. 161).

Мировоззрение Ботева было высшим достижением теоретической мысли болгарского народа в период борьбы за освобождение от турецко-феодального гнета. Основатель Болгарской коммунистической партии Дмит­рий Благоев впоследствии указывал, что Ботев сыграл; роль «предтечи научного социализма в Болгарии».







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия