Студопедия — Смысл жизни
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Смысл жизни






Постараемся прежде всего вдуматься, что это означает — «най­ти смысл жизни», точнее, чего мы, собственно, ищем, какой смысл вкладываем в само понятие «смысл жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным?

Под «смыслом» мы подразумеваем примерно то же, что «разумность*. «Разумным» же в относительном смысле мы на-


зываем все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то поведение, которое со­гласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое помо­гает нам достигнуть цели. <... >

Мы видим, что большинство людей посвящает большую часть своих сил и времени ряду вполне целесообразных действий, что они постоянно озабочены достижением каких-то целей и прави­льно действуют для их достижения, т. е. по большей части по­ступают вполне «разумно»: и вместе с тем, так как либо сами цели эти «бессмысленны», либо по крайней мере остается нере­шенным и спорным вопрос об их «осмысленности» — вся челове­ческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, наподобие кружения белки в колесе, набора бессмысленных дей­ствий, которые неожиданно, вне всякого отношения к этим це­лям, ставимым человеком, и потому тоже совершенно бессмыс­ленно обрываются смертью.

Следовательно, условием подлинной, а не только относитель­ной разумности жизни является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо цели, но чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны.

<...> Мы можем на время отмахнуться от этого вопроса, отогнать его от себя, но в следующее же мгновение не «мы» и не наш «ум» его ставит, а он сам неотвязно стоит перед нами, и душа наша, часто со смертельной мукой, вопрошает: «Для чего жить?»

Очевидно, что наша жизнь, простой стихийный процесс из­живания ее, пребывания на свете и сознания этого факта вовсе не есть для нас «самоцель». Она не может быть самоцелью, во-пер­вых, потому, что, в общем, страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями, и, несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и незави­симо от этого она не может быть самоцелью и потому, что жизнь по самому своему существу есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стрем­ления, мы испытываем как мучительно-тоскливое состояние пу­стоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни;


мы всегда — хотим ли мы того или нет — живем для чего-то. <...>

Чтобы быть осмысленной, наша жизнь <... > должна быть служением высшему и абсолютному благу.

Но этого мало. <...> Бессмысленна жизнь, посвященная благу грядущих поколений, но тут еще можно сказать, что бес­смысленность эта определена относительностью, ограниченнос­тью или спорностью самой цели. Но возьмем, например, фило­софскую этику Гегеля. В ней человеческая жизнь должна обре­тать смысл как проявление и орудие саморазвития и самопозна­ния абсолютного духа; но известно, на какие моральные трудно­сти наталкивается это построение. Наш Белинский, который, оз­накомившись с философией Гегеля, воскликнул в негодовании: «Так это я, значит, не для себя самого познаю и живу, а для развития какого-то абсолютного духа. Стану я для него трудить­ся!» — был, конечно, по существу, совершенно прав. Жизнь ос­мысленна, когда она, будучи служением абсолютному и высше­му благу, есть вместе с тем не потеря, а утверждение и обогаще­ние самой себя, когда она есть служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого. <... > Оно должно быть одновременно благом и в объективном, и в субъективном смыс­ле и высшей ценностью, к которой мы стремимся ради нее са­мой, и ценностью, пополняющей, обогащающей меня самого. <...>

Под благом в объективном смысле мы разумеем самодовле­ющую ценность или самоцель, которая уже ничему иному не служит и стремление к которой оправдано именно ее внутрен­ним достоинством; под благом в субъективном смысле мы разу­меем, наоборот, нечто приятное, нужное, полезное нам, т. е. нечто служебное в отношении нас самих и наших субъективных потребностей. <...>

Одно лишь самодовлеющее благо — благо в объективном смысле — нас не удовлетворяет; служение даже абсолютному началу, в котором я сам не участвую и которое не красит и не согревает моей собственной жизни, не может осмыслить после­дней. Но и одно благо в субъективном смысле — субъективное наслаждение, радость, счастье — тоже не дарует мне смысла, ибо, как мы видим, всякая, даже самая счастливая жизнь отрав­лена мукой вопроса «для чего?», не имеет смысла в самой себе.


То, к чему мы стремимся как к подлинному условию осмыслен­ной жизни, должно, следовательно, так совмещать оба эти нача­ла, что они в нем погашены как отдельные начала, а дано лишь само их единство. Мы стремимся не к той или иной субъектив­ной жизни, как бы счастлива она ни была, но и не к холодному, безжизненному объективному благу, как бы совершенно оно ни было само в себе, — мы стремимся к тому, что можно назвать удовлетворением, пополнением нашей душевной пустоты и тос­ки; мы стремимся именно к осмысленной, объективно-полной, самодовлеюще-ценной жизни. Вот почему никакое отдельное от­влеченное определимое благо, будь то красота, истина, гармония и т. п., не может нас удовлетворить; ибо тогда жизнь, сама жизнь как целое, и прежде всего — наша собственная жизнь, остается как бы в стороне, не объемлется всецело этим благом и не про­питывается им, а только извне, как средство, служит ему. А ведь осмыслить мы жаждем именно нашу собственную жизнь. Мы ищем, правда, и не субъективных наслаждений, бессмысленность которых мы также сознаем: но мы ищем осмысленной полноты жизни, такой блаженной удовлетворенности, которая в себе са­мой есть высшая, бесспорная ценность. Высшее благо, следова­тельно, не может быть не чем иным, кроме самой жизни, но не жизни как бессмысленного текучего процесса и вечного стремле­ния к чему-то иному, а жизни как вечного покоя блаженства, как самознающей и самопереживающей полноты удовлет­воренности в себе. В этом заключается очевидное зерно истины, только плохо понятое и извращенно выраженное, в утвержде­нии, что жизнь есть самоцель и не имеет цели вне себя. Наша эмпирическая жизнь, с ее краткостью и отрывочностью, с ее не­избежными тяготами и нуждами, с ее присущим ей стремлени­ем к чему-то вне ее находящемуся, очевидно, не есть самоцель и не может ею быть; наоборот, первое условие осмысленности жизни, как мы видели, состоит именно в том, чтобы мы прекра­тили бессмысленную погоню за самой жизнью, бессмысленную растрату ее для нее самой, а отдали бы ее служению чему-то высшему, имеющему оправдание в самом себе. Но это высшее, в свою очередь, должно быть жизнью — жизнью, в которую воль­ется и которой всецело пропитается наша жизнь. Жизнь в благе, или благая жизнь, или благо как жизнь — вот цель наших стрем­лений. И абсолютная противоположность всякой разумной жиз-


ненной цели есть смерть, небытие. Искомое благо не может быть только «идеалом», чем-то бесплотным и конкретно не существу­ющим, оно должно быть живым бытием, и притом таким, кото­рое объемлет нашу жизнь и дает ей последнее удовлетворение именно потому, что оно есть выражение последнего, глубочай­шего ее существа. <...>

Для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два усло­вия: существование Бога и наша собственная причастность ему, достижимость для нас жизни в Боге или божественной жизни. Необходимо прежде всего, чтобы, несмотря на всю бессмыслен­ность мировой жизни, существовало общее условие ее осмыс­ленности, чтобы последней, высшей и абсолютной основой ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий наружу и все опять поглощающий хаотический поток времени, не тьма неведения, а Бог как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами, несмотря на все наше бессилие, на слепоту и губительность наших страстей, на случайность и крат­косрочность нашей жизни, были не только «творениями» Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по своему произво­лу горшечник, и даже не только «рабами» Бога, исполняющими Его волю подневольно и только для Него, но и свободными уча­стниками и причастниками самой божественной жизни, так что­бы, служа Ему, мы в этом служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив, ее утверждали, обогаща­ли и просветляли. Это служение должно быть истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас. Более того: толь­ко в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если, служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, слу­жим в нашем собственном деле, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство может стать и нашим, если наша жизнь может стать божественной и мы сами можем стать «богами», «обожить-ся». Мы должны иметь возможность преодолеть все обессмыс­ливающую смерть, слепоту и раздражающее волнение наших слепых страстей, все слепые и злые силы бессмысленной миро­вой жизни, подавляющие нас или захватывающие в плен, для того, чтобы найти этот истинный жизненный путь, который есть для нас и истинная Жизнь и подлинная живая Истина.

Но как же найти этот путь, совпадающий с истиной и жиз-


нью, как удостовериться в подлинности бытия Бога и в подлин­ной возможности для нас обрести божественность, соучаствовать в вечном блаженстве? Легко наметить такие идеи, но возможно ли реально осуществить их? Не противоречат ли они всему наше­му непосредственному жизненному опыту, не суть ли они — мечта, которую достаточно высказать, чтобы понять ее неосуще­ствимость?

Мы стоим перед труднейшей задачей и не должны трусливо скрывать от себя ее трудностей. Чтобы обрести смысл жизни, человек должен найти абсолютное, высшее благо — но не отно­сительны ли все мыслимые блага? Человек должен обладать и самой истиной, и вечной жизнью — но не обречен ли человек всегда заблуждаться, или только искать истину, или в лучшем случае находить частные и несовершенные истины, но никак не саму Истину? А вечная жизнь — что это, как не мечтательно-утопическое, по самому своему смыслу неосуществимое поня­тие? Легко говорить и проповедовать о «вечной жизни», а попро­буйте-ка на деле, в подлинной жизни, справиться с неутолимым и неотвязным фактом роковой краткотечности и нашей собствен­ной жизни, и жизни нам близких людей, и всего вообще, что живет и движется в мире. Ваши мечты разлетаются как дым, ваши слова обличаются как лицемерные или сентиментальные «слова, только слова» перед ужасной логикой смерти, перед пла­чем над телом дорогого покойника, перед тленностью, гибелью и бессмысленной сменой всего живого на свете. И где найти, как доказать существование Бога и примирить с ним и нашу соб­ственную жизнь, и мировую жизнь в целом — во всем том зле, страданиях, слепоте, во всей той бессмыслице, которая всецело владеет ею и насквозь ее проникает? По-видимому, здесь остает­ся только выбор: или честно и мужественно глядеть в лицо фак­там жизни, как она есть на самом деле, или, трусливо спрятав­шись от них, предаться мечтам о жизни, какой она должна была бы быть, чтобы иметь смысл. Но на что нужны, какую цену имеют такие бессильные мечты? А надежда увидать свою мечту осуще­ствленной, признать в ней истину — не есть ли просто самооб­ман трусливых душ, утешающих себя ложью, чтобы не погиб­нуть от ужаса перед истиной?

Мы не должны и не можем отталкивать от себя эти сомне­ния, мы обязаны взять на себя все бремя честной и горькой прав-


ды, которая в них содержится. Но мы не должны и преждевре­менно впадать в отчаяние. Как ни мало мы до сих пор подвину­лись вперед в разрешении вопроса о смысле жизни, мы достигли по крайней мере одного: мы отдали себе отчет в том, что мы разумеем, когда говорим о смысле жизни, и при каких условиях мы считали бы этот смысл осуществленным. А теперь попыта­емся, не делая себе никаких иллюзий, но и не отступая перед величайшими трудностями, соединив бесстрашие честной мыс­ли с бесстрашием воли, стремящейся к единственной цели всей нашей жизни, вдуматься и присмотреться, в какой мере и в ка­кой форме осуществимы или даны сами эти условия.

Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1982. С. 163—166, 169—170.

Ильин Иван Александрович (1883—1954) — политичес­кий мыслитель, теоретик и историк культуры, философ, пат­риот. Прошел путь от неогегельянства, развитого в докторс­кой диссертации «Философия Гегеля как учение о конкрет­ности Бога и человека» (1918) — до сих пор лучшей работе о Гегеле на русском языке — до резкой критики холодной рас­судочности, панлогизма гегельянства в «Пути к очевиднос­ти» (публ. — 1957). Боролся против нового строя в России, шесть раз арестовывался и был выслан (1922) за границу, где был активным участником русской эмиграции, редакто­ром «Русского колокола». По политическим убеждениям — монархист, обосновывающий идеи самодержавной монар­хии — идеального типа правого государства, и «либерально­го консерватизма» — органического единства ценностей на­рода.

Основные философские работы: «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1935), «Осно­вы христианской культуры» (1937), «Наши задачи. Истори­ческая судьба и будущее России» (1956).







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 596. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия