Студопедия — Основной закон развития высших психических функций
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основной закон развития высших психических функций






Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассматривается как процесс постепенной социализа­ции или адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям, приспособление к миру взрослых. Механизм такой адаптации может быть различным. Это либо преодоление врож­денных инстинктивных влечений (как в психоанализе), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асоци­альные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Пиа­же), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в бихевиоризме). Но во всех случаях собственная природа ре­бенка трансформируется, перестраивается» подчиняется требо­ваниям взрослых, которые противостоят ребенку.

Принципиально по-другому роль взрослого выступает в куль­турно-исторической концепции. Здесь социальный мир и окру­жающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являют­ся органически необходимым условием его человеческого развития. Общество и окружающие люди не противостоят ре­бёнку и не «давят» на него извне, но составляют главный источ­ник формирования его внутренней жизни. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в обществен­ные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. При этом чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Собственная деятельность ребенка, его человечес­кие способности и потребности возникают в результате при­своения образцов человеческой культуры. Психическое разви­тие человека есть прежде всего культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и толь­ко они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок мо­жет только вместе со взрослыми, в процессе совместной жизне­деятельности с ними.

Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально воз­никает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрос­лым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внут­ренний мир ребенка, интериорицируется, т. е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процес­сам имеет фундаментальное значение для детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим обра­зом: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интер­психическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихи-ческая». В этой формулировке содержатся две важнейших мыс­ли. Первая - психические процессы у человека с самого начала социальны — и по своему происхождению, и по своему содержа­нию. Вторая — идея об интериоризацаи как о процессе перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, пси­хические.

В общих чертах интериоризация проходит три следующих этапа. Сначала взрослый, используя соответствующие знако­вые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сде­лать, обращая внимание на что-то или просто обращаясь к нему. На втором этапе ребенок, перенимая от взрослого способ об­ращения, сам воздействует на взрослого. И наконец, на тре­тьем этапе ребенок обращает те же средства и те же воздей­ствия на самого себя, т. е. обращается к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации приведем описанный Выготским при­мер превращения внешних средств во внутренние на ма­териале исследования произвольного внимания. О произ­вольном внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза (в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Ребенку предлагается игра, суть которой заключается в том, чтобы отгадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Чашки различаются только оттенком серых прямо­угольников, наклеенных на крышке, - один из них светло­серый, а другой темно-серый. Орех всякий раз прячется под крышкой с темно-серым прямоугольником. Однако ребенок этого не знает и не замечает различий в оттен­ках прямоугольников. Сначала ребенок действует наугад и игра идет с переменным успехом: ребенок то отгадыва­ет и выигрывает орех, то проигрывает. Несмотря на явную заинтересованность игрой, условной связи не вырабаты­вается, поскольку сигнальный признак (цвет прямоуголь­ника) не выделяется ребенком.

После серии неудач взрослый производит решающее действие: он кладет на глазах у ребенка орех в чашку, закрывает ее крышкой и пальцем указывает на темно-се­рый прямоугольник. Игра продолжается. Уже при следую­щей попытке ребенок выбирает чашку правильно и гово­рит: «Орешек там, где темное пятно». С этого момента он уже не делает ошибок и постоянно выигрывает.

Что здесь произошло? Взрослый с помощью средства -указательного жеста - направил внимание ребенка на нужный предмет и тем самым «организовал» внимание ребенка, а затем ребенок сам стал направлять свое вни­мание на решающий признак. Указательный жест взрос­лого трансформировался в собственный приказ ребенка самому себе: «Смотри на пятнышки и выбирай то, которое темнее». Таким образом, произошли два важнейших собы­тия: рождение средства-знака в процессе общения и пре­вращение его из внешней формы во внутреннюю, т. е. его интериоризация. В результате стал возможен акт произ­вольного внимания.

Описанный эксперимент — простая и прозрачная модель того, что постоянно происходит в воспитании ребенка. Взрослые фактически непрерывно направляют внимание ребенка на но­вые предметы, явления, события, правила поведения, способы действия, человеческие ценности и пр. Благодаря взрослым все это начинает существовать для ребенка, приобретает субъектив­ную значимость, а потом становится его внутренним достояни­ем. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 733. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия