Студопедия — Общая характеристика детского воображения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая характеристика детского воображения






В психической жизни дошкольника исключительно важ­ную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что мно­гие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем пси­хологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность вооб­ражения заключается в том, что оно «схватывает » целое рань­ше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представле­ний, что характерно для памяти или внутреннего плана дей­ствий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа 3. Фрейд рассматривал воображение как первич­ную, изначальную форму детского сознания. Принцип удо­вольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрей­ду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувствен­ные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мыш­ление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть пере­ходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на вооб­ражаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосаб­ливаться к ней.

Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно: 1) подсознательно (ре­бенок не осознает своих целей и мотивов); 2) направлено на соб­ственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружа­ющей действительности; 3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Однако трудно представить, а тем более доказать, что ми­ражное построение, мечта является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения по­казывают, что у ребенка в самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия, а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ре­бенок не испытывает галлюцинаторное удовольствие от вообра­жаемой пищи. Удовольствия ребенка неразрывно связаны с ре­альной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.

Недоказанной также остается «невербальность» детской фан­тазии. На самом деле, как подчеркивал Л. С. Выготский, мощ­ный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвое­нием речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т. е. больные, у ко­торых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о пред­мете; именно речь дает ребенку возможность представить тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обра­щаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых слова­ми. Таким образом, главным средством воображения, как и мыш­ления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребен­ку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображе­ния. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо бо­гаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют ис­тории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отноше­ния, разговаривают с вещами и пр. Однако все элементы, вхо­дящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно ус­лышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и пе­рекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую карти­ну, совершенно не похожую на реальность.

Например, один мальчик с азартом рассказывал про крошечный земной шар, который помещается у него в кар­мане, но на котором все живое и все «взаправду»; а другой собирался построить домик из песка до самого неба и даже до звезд, чтобы с него можно было на звезду сойти.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они малой их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрос­лых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок мо­жет вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии огра­ничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не бо­гаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значитель­но большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное — дети верят в то, что придумы­вают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызы­ваются воображаемыми событиями, для них совершенно ре­альны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3—5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угро­жать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектак­ля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, во­ображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных со­ображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных приду­манных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые за­бирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти пер­сонажи становятся для. ребенка живыми и совершенно реаль­ными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иног­да и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» — вызывают слезы и паническое бег­ство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной об­становке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детско­го воображения.

Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобре­тают для ребенка личную значимость и начинают жить в его со­знании как совершенно реальные.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2045. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия