Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характеристика догосударственного общества





С возникновением общества возникает потребность в управлении, в регулировании общественных отношений. Каждый индивид имеет собственные интересы, которые выступают решающим личностным регулятором. Для существования общества требуется согласовать интересы индивидов, найти компромисс между ними.

Любое общество представляет собой целостный социальный организм, который отличается степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Для каждого общества характерны определенные:

- система регулирования поведения людей при помощи общих правил (социальные нормы);

- система управления, обеспечивающая соблюдение правил членами общества (социальная власть).

Человек и человеческое общество выделилось из природной среды посредством труда и совместной хозяйственной деятельности. Основные свойства человека, выделившие его из природной среды: высокий уровень сознания; способность создавать орудия труда и пользоваться ими; определенная психофизическая конституция (строение, форма, речь); высокая степень организованности.

Вероятно, что животные также обладают каким-то сознанием. Уровень сознания человека значительно выше, чем у животного, его эволюция имеет прогрессирующую, вертикальную направленность, а сознание животных не развивается выше определенного уровня.

Животные влияют на изменения в природе только в силу своего присутствия в ней. Человек между собой и природой ставит орудия труда. При этом он воздействует на природу целенаправленно, сознательно.

Совместная жизнедеятельность, коллективный труд предполагают сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение труда между его участниками. Хотя элементарное разделение функций можно наблюдать и в животном стаде.

В истории догосударственного общества выделяют три этапа: первобытное стадо; родовую общину; разложение родовой общины.

Существование первобытного общества и человека во многом зависело от природных условий. В силу примитивности орудий труда производительность была низкой – все, что производилось, потреблялось. Отсюда возникала необходимость жить сообща, объединять свои усилия, свой труд. Это обстоятельство влекло за собой необходимость существования общественной собственности и распределение продуктов на началах равенства.

Значительное время люди существовали в условиях первобытного стада. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство). Орудия труда были совсем примитивными (камни и палки), но уже их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период практически не отличалась от власти, существующей в стаде животных.

В эволюции орудий труда можно выделить: каменный, бронзовый и железный века. Революционное значение для развития человечества имело открытие способов искусственного добывания огня.

Развитие экономики шло по двум направлениям:

- совершенствование орудий труда;

- совершенствование способов, приемов и организации труда, разделение труда.

Развитие общества опосредовано развитием средств производства: прежде всего – орудий труда. В эволюции орудий труда можно выделить: каменный, бронзовый и железный века. Революционное значение для развития человечества имело открытие способов искусственного добывания огня.

Развитие общества определялось и природными условиями. Присваивающая экономика в период нового каменного века (неолита) постепенно вытеснялась производящей. В науке этот период называется «неолитической революцией». Этот термин ввел английский археолог Г. Чайлд в середине XX в. для характеристики процессов, происходящих в обществе около 10-12 тыс. лет назад. В этот период возникли экологические кризисные явления, которые создали угрозу человеку как биологическому виду. Изменения климата привели к вымиранию мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и т. п.). В связи с этим отпала необходимость и возможность жить крупными стадами.

На определенном этапе развития общества появилось более обширное и прочное образование, чем первобытное стадо, объединение людей – род.

Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.

Человек вынужден заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом. Возникли брачно-семейные отношения, которые на начальном этапе носили групповой характер, а родство по этой причине определялось исключительно по женской линии. Это обусловливало первенство женщины в родовой общине. Матриархат существовал несколько тысячелетий. В результате развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки повышалась роль и значимость мужского труда. На смену групповому браку приходит парный брак, что позволяло почти достоверно определять родного отца. На смену матриархату приходит патриархат, в котором родство начало считаться по мужской линии, а мужчина занимает господствующее положение в производстве и обществе. Так появилась патриархальная семейная община, которая характерна для заключительной стадии родового строя. Этап разложения родовой общины предшествовал возникновению государства и права и характеризовался разрушением внутриродовых связей и зарождением будущих государственно-правовых институтов.

Специализация труда привела к выделению ремесел в самостоятельную отрасль. Общественное разделение требовало активизации обмена продуктами труда, что привело к формированию торгового сословия.

Экономическим отношениям родового строя соответствовала организация общественной власти и система управления делами первобытного коллектива, при котором:

- источником власти была вся родовая община в целом;

- родовая община основывалась на семейных отношениях, т. к. основой организации общества был род, т. е. объединение людей по кровному родству;

- общественная власть опиралась на традиции, авторитет, уважение, строилась на началах первобытной демократии, общественного самоуправления;

- органом общественной власти при родовом строе являлось собрание всех взрослых членов рода;

- повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода;

- власть главы общины не являлась наследственной, а он не был «освобожденным» руководителем.

Таким образом, власть в период родовой организации общества строилась на принципах первобытной демократии. Специальных органов, занимающихся только управлением, не существовало.

Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода. Его власть не являлась наследственной, а он не был «освобожденным» руководителем. Старейшины и другие «должностные лица» участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими членами рода. Они избирались на основе личных качеств: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, знание ритуальных обрядов и т. д.

С развитием общества, усложнением отношений возрастала роль управления, что приводило к пожизненному исполнению общественных должностей.

Для любой социальной общности присущ определенный внутренний порядок, который достигается с помощью власти и социальных норм, регулирующих и упорядочивающих общественные отношения.

Регулировать в переводе с латинского означает подчинять определенному порядку, упорядочивать; устанавливать правильное взаимодействие частей механизма.

Выделяются два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи воздействия на конкретное лицо и в конкретной ситуации (приказы, распоряжения, поручения и т. д.).

Нормативное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи социальных норм, т. е. общих неперсонифицированных правил, которые распространяются на всех членов рода.

Социальные нормы это правила поведения, регулирующие отношения между людьми в обществе. Именно они явились прообразом будущего права. Социальные нормы возникли, прежде всего, из экономических предпосылок. Ф. Энгельс писал: «…на известной, весьма ранней стадии развития общества, возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботится о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена»[1]. Материальные предпосылки являются важнейшими, хотя далеко не единственными.

В генезисе отдельных социальных норм лежат биологические, природные, хозяйственные, санитарные, психологические и другие основания. Так, санитарной причиной можно объяснить запрет у иудеев и мусульман есть свинину, которая в жарком климате часто заражена болезнями.

Французский этнолог и социолог Клод Леви-Стросс (первая половина 20 века) на основе фундаментальных исследований различных сторон жизни первобытных, архаичных обществ, разработал и обосновал идею, согласно которой воспроизводство рода, а именно запрет инцеста, явилось исходным социальным фактом выделения человека из мира природы. В данном случае предполагается биологическая причина.

Основными социальными нормами при родовом строе являлись первобытные обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

- Первобытные обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате их многократного применения в течение длительного времени. Первобытные обычаи регулировали разнообразные отношения, различные стороны деятельности людей, их труд, быт, семейные отношения и т. д. Первобытные обычаи представляли собой особые социальные нормы, которые возникали как результат наиболее целесообразного поведения людей, выражали интересы всех членов первобытного коллектива и распространялись на всех членов общества; не содержали четкого разграничения между правами и обязанностями – право воспринималось как обязанность, а обязанность как право; нигде не записывались, а существовали только в сознании людей, были их внутренней потребностью; действовали в силу привычки, в случае необходимости их применение обеспечивалось авторитетом всего рода, а основными мерами воздействия за несоблюдение или нарушение первобытных норм было убеждение.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле, чести и справедливости. Нормы морали появились позже обычаев. Это произошло на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появилась способность оценивать свои собственные поступки и поступки окружающих с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к фантастическим, сверхъестественным объяснениям природных явлений. На этой основе вырабатывались определенные понятия и ритуалы.

Система «Табу» представляет систему религиозных запретов, охраняемая мнимыми или реальными мерами принуждения. Правомерность выделения табу как отдельного вида социальных норм подвергается обоснованному сомнению. В принципе, с одной стороны, система табу состоит из ряда обычаев, а с другой – это совокупность определенных религиозных норм. Таким образом, система табу – это, скорее, синтез обычаев и религиозных норм, чем отдельный вид социальных норм.

Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов. Их возникновение относится к периоду производящей экономики, когда люди начали активно заниматься земледелием.

Мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытие. В них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, нормы семейно-брачных отношений и ряд других правил поведения.

Таким образом, можно сделать заключение, что в первобытном обществе власть и нормы, регулирующие общественные отношения, обладали рядом специфических особенностей: члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называются мононормами (в переводе с греческого – единое правило). Мононорма – это обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: обычаи, мораль и т. п. В сознании древнего человека не могло возникнуть вопроса, какой именно социальной нормой в том или ином случае он руководствуется. Поэтому основные разновидности социальных норм того периода мы выделяем с позиций сегодняшних представлений.

В результате длительного развития экономики, производительных сил, которое происходило на протяжении всей истории первобытного общества, постепенно создаются предпосылки для разложения данного строя и образования государства.

Возникает родоплеменная знать, распоряжающаяся общественной собственностью, увеличивается их доля в процессе распределения. Управлять становится выгодным. Появляется система наследования должностей.

Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство».

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение к VII тыс. до н. э. в отдельных регионах (в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Янцзы) раннеклассового общества.

Около пяти тысячи лет назад здесь складываются первые известные государственные образования. В этот же период, независимо друг от друга, возникают государства в Месоамерике, в Горном Перу.

Неравномерность общественного развития, влияние географических, климатических, биологических, экологических, психологических, военных, а также субъективных факторов обусловили разновременное возникновение государств.

Подробный анализ первобытного самоуправления, причин и условий происхождения государства был сделан в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и Л. Моргана «Древнее общество». Характеризуя общественную власть и социальные нормы родового строя, они отмечали, что на данном этапе человеческой истории нет места для господства, порабощения и угнетения, не существует ещё никакого различия между правами и обязанностями, невозможно в этот период расслоение людей на отдельные неравные социальные группы.

 






Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 851. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.115 сек.) русская версия | украинская версия