Студопедия — Тема 3. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 3. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА






Задачи: познакомиться с такими характеристиками хроматических цветов, как цветовой тон, светлота, насыщенность, с понятиями собственных и несобственных качеств цвета.

Хроматические цвета – это большая группа спектральных и неспектральных цветов и их оттенков.

Для хроматических цветов используют следующие характеристики: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тонопределяет оттенок цвета, который можно приравнять к спектральным цветам. Понятие цветового тона более всего связано с названиями цветов.

Наименования цвета присваиваются по следующим признакам:

– пигмент или краситель, на основе которого изготовлена краска (охра, кармин, ультрамарин или охристый, карминовый, ультрамариновый и т. д.);

– оптическое сходство с цветом объекта или предмета: названия цвета, связанные с названиями плодов, фруктов, овощей (лимонный, вишневый, морковный); цветов (васильковый, сиреневый, розовый); драгоценных камней и минералов (изумрудный, бирюзовый, рубиновый, малахитовый, коралловый); продуктов (кремовый, шоколадный, кофейный, горчичный); животных (мышиный, канареечный, «слоновая кость») и т. д.;

– использование цветовых терминов (зеленый, синий, желтый, красный).

Примеры наименований оттенков цвета:

Красный: алый, рдяный, пунцовый, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый, гранатовый, червонный, червленый.

Оранжевый: апельсиновый, морковный, терракотовый.

Желтый: лимонный, золотой, канареечный, шафранный, янтарный, соломенный, яичный.

Зеленый: травяной, изумрудный, малахитовый, болотный, бутылочный.

Голубой: лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.

Синий: васильковый, индиговый, сапфировый, ультрамариновый, кубовый.

Фиолетовый: лиловый, сиреневый.

Пурпуровый: багровый, багряный, пурпурный.

Приведенные примеры лишь мизерная часть из огромного списка наименований цветов (подробнее см. исследования по этой проблеме в списке дополнительной литературы 2, 3, 4).

Глаз человека может различать около 200 цветовых оттенков, которые можно привести к восьми группам цветов: семь спектральных цветов и неспектральный – пурпуровый (рис. 26).

К трем основным физическим характеристикам цвета, которые можно выразить количественно (собственные качества цвета), добавляют субъективные характеристики (несобственные качества цвета). Эти характеристики проявляются в виде ощущений, ассоциаций при восприятии того или иного цвета или сочетаний цветов. Цвета могут вызывать различные эмоциональные состояния: радовать, печалить, давать ощущение вкуса, тепла или холода, создавать впечатления малого или большого пространства, легкости или тяжести и т. д.

Наиболее распространены две группы ассоциаций: физические (температурные, весовые, пространственные, акустические) и эмоциональные (положительные, нейтральные, негативные).

Теплые и холодные цвета ассоциативно связаны с объектами, имеющими соответствующую температуру (солнце, огонь, вода, лед) и с временами года. Разделение цветов на теплые и холодные идет по длине волны. Длинноволновые – теплые (красный, красно-оранжевый, оранжевый, желтый, желто-зеленый), коротковолновые – холодные (сине-зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый). Пограничным является зеленый цвет, который может быть и теплым, и холодным, но чаще сохраняет свое нейтральное положение (рис. 32).

Самый теплый (по выражению И. Иттена) – красно-оранжевый или сурик, самый холодный – сине-зеленый, или окись марганца. Эти цвета являются тепловыми полюсами, поскольку имеют постоянную тепловую характеристику. Остальные цвета могут иметь и теплые, и холодные оттенки, например, красно-оранжевый – теплый, а красно-фиолетовый – холодный (рис. 33).

Чтобы придать цветам более холодный оттенок, к исходному цвету добавляют белый, синий (голубой), теплый оттенок даст смешение с черным, красным, желтым или оранжевым цветами. Сочетание и противопоставление теплых и холодных цветов является одним из важнейших приемов создания колорита в композиции.

Контраст теплого и холодного можно представить и в сопоставлении далекого и близкого. Далекие предметы кажутся всегда более холодными, а теплые дают ощущение приближенности. Зная эти свойства цветов, можно зрительно «передвигать» объекты в композиции и создавать некоторую глубину пространства.

К хроматическим цветам применима характеристика «веса» цвета. К «легким» цветам относят светлые, холодные цвета, к «тяжелым» – цвета земли: темные, теплые, коричневые, умбристые и серые.

Эмоциональные ассоциации более индивидуальны по сравнению с физическими ассоциациями. Положительные эмоции (радость, веселье) обычно связывают с яркими цветами (красным, оранжевым, желтым), отрицательные эмоции (грусть, тоска, страх) – с черным, синим, темно-серым. Нейтральные эмоции (спокойствие, уравновешенность) вызывают зеленые, голубые, сложные, малонасыщенные цвета.

Цвет может вызывать и вкусовые ассоциации, но у разных людей они не всегда совпадают и могут сильно отличаться. Однако желто-зеленый цвет почти у всех вызывает стойкое ощущение кислоты, т.к. ассоциируется с лимоном. Красный цвет – сладкий, «конфетный». Желтый – вкусный, «хлебный». Зеленый имеет ментоловый вкус. Синий цвет – «несъедобный». Ассоциативное восприятие цвета зависит от возраста, пола, характера, настроения человека. Недаром возникла такая пословица «На вкус и цвет товарищей нет».

Упражнение 3.1. Хроматические цвета. Упражнение ориентировано на изучение характеристики «цветовой тон» и определение основных групп цветов (на основе цветового круга И. Ньютона).

Последовательность выполнения упражнения:

– взять различные образцы цветной бумаги, распределить по восьми группам цветов;

– составить коллекцию цветов из готовых цветных материалов (бумаги), взяв каждого цвета не менее трех оттенков;

– оформить на листе формата А4 группы цветов в какой-либо композиции (рис. 26, 27);

– дать названия цветов, подписав их с обратной стороны листа.

Техника выполнения – аппликация.

 

Упражнение 3.2. Измерение светлоты цвета. Для хроматических цветов используется такая характеристика, как «светлота». Отличить светлые цвета, от темных достаточно просто. Границей светлых и темных цветов может служить средне-серый тон. Расположив цветные образцы на этом фоне, можно увидеть, что те цвета, которые будут светлее средне-серого, относятся к светлым, темнее – к темным цветам.

При выполнении упражнения используются ахроматический ряд из упражнения 1.1 и образцы цветной бумаги различных цветов. Для измерения светлоты необходимо подобрать «на глаз» цветные образцы к равным по светлоте ахроматическим тонам. Такая простейшая оценка светлоты будет вполне достаточной.

Композиционное решение –по выбору студента. Работа выполняется на листе формата А4. Техника выполнения – аппликация.

Примеры выполнения задания представлены а приложении (рис. 28, 29, 30, 31).

 

Упражнение 3.3 Несобственные качества цвета: теплые и холодные цвета. Выполнить две композиции размером 10× 10 см в любой технике в теплой и холодной гамме. В теплой гамме используются желтые, красные, оранжевые, теплые зеленые, черный цвета. В холодной гамме – разбеленные оттенки цветов, красные холодные, пурпуровые, фиолетовые, синие, холодные зеленые. Холодноватые оттенки также можно получить при смешении с серыми тонами.

Оформить работу на листе формата А4.

Примеры выполнения задания представлены в приложении (рис. 34).

 

Упражнение 3.4. Несобственные качества цвета: эмоциональные, вкусовые, пространственные ассоциации. Последовательность выполнения упражнения:

– разработать эскиз композиции для соответствующих ассоциаций (на выбор);

– выполнить композиции в цвете, подобрав цветовые сочетания, вызывающие противоположные (контрастные) ассоциации. Например: вкусовые ассоциации(сладкое, горькое, или сладкое, соленое); эмоциональные ассоциации (грустно, весело; спокойно, беспокойно); пространственные ассоциации (далеко, близко).

Техника выполнения – любая (акварель, гуашь, темпера, акрил). Формат композиции 10× 10 см. Примеры выполнения заданий представлены на рисунках 35, 36, 37 в приложении.

 

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия