Студопедия — Европейская философия XIX в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Европейская философия XIX в






Для Европы, европейской культуры и европейского со-
знания XIX век— классический. Таковым он стал и для ис-
тории европейской философии. Первая половина века про-
шла под знаменем творчества классиков немецкого идеализ-
ма, продолжателей, но и критиков Канта: И. Г. Фихте
(1762-1814), Ф. В. Шеллинга (1775-1854), Г. В. Гегеля
(1770-1831).

Великая французская революция (1789—1793), основа-
ние после упорной войны за независимость Североамери-
канских Соединенных Штатов (1776) и начало промышлен-
ного переворота в Англии (рубеж 1790—1800-х гг.) — все это
вместе взятое составило «пролог» к европейскому XIX сто-
летию. Однако само столетие началось под гром орудий ре-
волюционной французской армии, глава которой еще толь-
ко вынашивал честолюбивые планы о мировом господстве.
В 1805. г. возле австрийской деревни Аустерлиц войска На-
полеона наголову разбили объединенные силы двух круп-
нейших феодальных империй·— Российской и Австро-Вен-
герской. Через два года, в 1807 г., французская армия всту-
пила в немецкий город Иену, в котором жил тогда Гегель,
завершавший работу над знаменитым своим сочинением—
«Феноменологией духа». Великий философ не переживал
случившееся как оккупацию. Как и многие его современни-
ки, он все еще находился под огромным впечатлением
французской революции, а во французском императоре
увидел воплощение «Абсолютного духа».


Значение французской революции далеко вышло за
пределы самой Франции. История как бы проснулась от
долгой спячки. Ход исторического времени не только мно-
гократно ускорялся, но и ярко раскрыл свой сложный,
крайне противоречивый характер. Глубокий внутренний пе-
реворот совершался и в духовном мире личности, что гени-
ально было прочувствованно и раскрыто великими худож-
никами того времени: Гете, Шиллером, Бетховеном. Про-
светительская идея о плавном и мирном «окультуривании»
и «оразумливании» рода человеческого исчерпала себя. По-
беда разумного начала не ослабевает, а, наоборот, становит-
ся еще более сильной и неистребимой. Философская мысль
гораздо глубже, чем в XVII— XVIII вв., стремится проник-
нуть в саму сущность человека и его сознания. Уже Кант
разрушил наивное просветительское представление о чело-
веке-робинзоне, о том, что он мыслит и чувствует лишь в
силу своей природной, физической организации. Человек
не потому человек, что он мыслит, доказывал Кант. Напро-
тив, человек мыслит потому, что он человек. При ранее гос-
подствовавшем взгляде на вещи мы не поймем не только
сущности человека, но и сущности сознания. Основные по-
нятия кантовской философии (его теории познания, этики
и эстетики) выразили трансцендентальный, т. е. сверхинди-
видуальный, характер всех человеческих свойств и отноше-
ний. Представления пространства, показал Кант, времени,
категории рассудка, идеи разума, нормы и императивы мо-
рали, все, что отличает человека от животных, — приобрете-
но каждым индивидом не столько из личного, сколько из
социального, общечеловеческого опыта.

Однако человеческий опыт— это не опыт пассивного, со-
зерцательного отношения к миру, не опыт в том смысле, о
котором писали философы XVII—XVIII вв. (Локк, Юм): не
образ и не символ нашей индивидуальной чувственности.
Человеческий опыт- это опыт социальной человеческой
деятельности.
Такую важнейшую мысль основоположника
классической немецкой философии развил прежде всего
Фихте. В отличие от Канта он не был кабинетным мыслите-
лем, его образ жизни был мало похож на тот, который вел
кенигсбергский затворник. Фихте был не только мысли-
тель-теоретик, но и настоящий трибун, политический ора-
тор, горячо и убежденно призывавший своих соотечествен-
ников объединиться и отстоять целостность, независимость
родины. Опираясь на положение Канта о примате практиче-
ского разума по отношению к разуму теоретическому, он
любую теорию, любое созерцание считал вторичным, произ-


водным от практически-деятельного отношения к предмету.
Сознание, по его утверждению; само порождает себя. Оно
никогда не завершено, всегда остается процессом. Идеализм
Фихте — субъективный: сознание творит не только себя, но
и весь мир-слепой, бессознательной силой воображения.
Из активного, деятельного отношения сознания к миру не-
мецкий философ выводил принцип единства противополож-
ностей (соотношение «Я» и «не— Я») и другие категории
диалектики. Диалектика Фихте была высоко оценена Шел-
лингом и Гегелем, в то время как субъективный идеализм
фихтеанства подвергнут ими критике с позиций идеализма
объективного.

Молодой Шеллинг ярко и стремительно начал свой путь
в философии настоящим гимном природе. На его взгляд,
природа—не средство для реализации нравственных целей
человека, не «материал», для человеческой деятельности.
Природа— это форма бессознательной жизни разума, изна-
чально наделенная мощной творческой силой, порождаю-
щей сознание.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 599. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия