Студопедия — Деистическое направление
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Деистическое направление






Вольтер (Аруэ) Франсуа (1694 – 1778)- философ, публицист, писатель, один из основоположников французского Просвещения, который:

- страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);

- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден что никакая теория и практика не смажет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие;

- видел необходимость в признании существования Бога с морально – этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважению его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем («просвещенный абсолютизм»), вел переписку с рядом «пресвященных» монархов (в том числе и Екатериной II);

Современником и, во многом, единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) - философ, писатель, юрист, ученный, который:

- выступал с позицией деизма;

- видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;

- отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство, католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавлении человеческой инициативы;

- считается, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;

- видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);

- считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявили свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественногодоговора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг с другом и возникновение публичной власти;

- выдвинул идею «разделениявластей» - в целях более эффективного функционирования государства и предотвращение деспотизма – на три ветви (законодательною, исполнительную, судебную);

- выступал за верховенство закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества. Мыслителем были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:

- идея приоритета закона;

- идея разделения властей.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально – политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Основные положение философии Руссо:

- видел в Боге мировую волю и мировой разум;

- считая, что материя несотворима и существует всегда;

- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

- был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);

- выступал против религии как таковой, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;

- был сторонником эмпирического (опытного) познания;

- считал причиной социальных противоречий частную собственность;

- обосновал правонароданавосстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению).

Мыслитель выдвинул оригинальные идеи по совершенствованию общества и государства. Он считал, что в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения). Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания, сходы. Философ считал, что в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

Особой критике философ подвернул институт частной собственности. Руссо принадлежит знаменитое высказывание: «Тот человек, который окопав и огородив участок земли сказал «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем современного общества». Он считал, что общество возникло в результате хитрости и коварства одних и невежества других. Мыслитель был сторонником «Общественногодоговора» (новое общество должно быть построено на основе соглашения всех его членов). Теория Руссо опровергала признаваемый в то время принцип «божественного происхождения» власти и признавала за народом право самому формировать властные институты.

Этьен Кондильяк (1715 – 1780) основные усилия приложил к исследованию проблем познания. Его основополагающие идеи:

- мир познаваем;

- человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);

- окружающий мир является источником всех знаний;

- в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

- самостоятельного познания разумом без чувств не существует.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 924. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия