Студопедия — Немецкая классическая философия. 1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Немецкая классическая философия. 1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА.






Немецкая классическая философия получила распространение во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся философов того времени: Иммануила Канта (1724 – 1804); Иоганна Фихте (1762 – 1814); Фридриха Шеллинга (1775 – 1854); Георга Гегеля (1770 – 1831); Людвига Фейербаха (1804 – 1872).

В немецкой классической философии были представлены три основных направления:

- объективный идеализм (Кант, Гегель, Шеллинг);

- субъективный идеализм (Фихте);

- материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия повернула внимание от традиционных проблем к исследованию человеческой сущности. Особое внимание она уделила проблеме развития, значительно обогатила логико – теоретический аппарат философии, взглянула на историю как целостный процесс.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант. Этот философ дал объяснение возникновению Солнечной системы, выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю вещей и явлений окружающего мира. Кант выдвинул учение о категориях, сформулировал моральный закон и выдвинул идею о «вечном мире» в будущем.

Георг Гегель отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее и обосновал концепцию объективного идеализма. Мыслитель разработал идеалистическую диалектику как учение о развитии и всеобщий метод познания.

Иоганн Фихте внес большой вклад в развитие концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (Я – концепция).

Фридрих Шеллинг глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

Людвиг Фейербах был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии мыслитель выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих качеств.

Иммануил Кант – немецкий философ, профессор заложил основы немецкой классической философии. Его основными произведениями были: «Всеобщая история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В своем творчестве, Кант прошел два этапа: докритический и критический.

Важнейшими проблемами философских исследований Канта в докритический период были проблемыбытия, природы, естествознания. Он выдвинул теорию происхождения Солнечной системы из первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию составляющих его частиц. Мыслитель также считал, что природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна. Природа, в его понимании, находится в постоянном развитии, движение и покой относительны. Философ был убежден, что все живое на Земле, в том числе человек, - результат биологической эволюции. В то же время, Кант считал, что механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину (первоначало), которой является сверхъестественная сущность – Бог.

В основе философских исследований критического периода лежит проблема познания. В своей книге «критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма. Философ выдвигает гипотезу, согласно которой человеческое познание ограничено, причем, причиной данного ограничения является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности, его познавательные способности. Мыслитель впервые в философии Нового времени он сформулировал проблему влияния субъекта на процесс познания не в силу его ошибок, а в силу объективных (непреодолимых) ограничений, связанных с устройством наших органов чувств, познавательных способностей. Кант также обосновывает тезис об активности субъекта в процессе познания.

Все виды знания мыслитель делит на апостериорное (полученное в результате опыта) и априорное (доопытное, существующее в разуме изначально и не требующее никакого доказательства). Апостериорное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение данного типа знания необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Априорное знание имеет всеобщий, универсальный характер, но, по мнению философа не может постигнуть сущность предметов и мира в целом, которая ускользает то нашего познания, является «ноуменом» («вещью в себе»). Априорность наших познавательных способностей Кант связывает с их врожденным характером, их присущностью всему человеческому роду. Тем самым, мыслитель не видит социокультурной природы человеческого познания, его детерминированности социальной практикой. Он считает, что познавательные способности даны нам Богом от рождения. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

- внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование) на органы чувств человека;

- органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

- человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

- целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

- реальный мир, образы которого воспринимают разум, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

- человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на границу, за которой остается сущность «вещей в себе», в результате чего порождает противоречия – антиномии. Тем самым, возникновение противоречий в процессе познания носит объективный характер. Мыслитель также выделяет три априорных формы познавательных способностей: формы чувственности, формы рассудка, формы разума. Чувственность – первый уровень познания. Формы чувственностипространство и время. Благодаря им сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Рассудок – следующий уровень познания. Формы рассудкакатегории – предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени. Большая заслуга Канта в том. что им было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Всего философ выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса по три в каждом: количество (единство, множество, цельность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность), причина и следствие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Разум – высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи: идея Бога, идея души и т. д. Как уже говорилось выше, познавательные возможности разума ограничены. Как только разум со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии. Приведем в качестве примера четыре антиномии:

1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА.

Мир имеет начало во времени и Мир не имеет начала во времени и

ограничен в пространстве. безграничен.

2.ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ.

Существуют только простые В мире нет ничего простого.

элементы и то, что из них

состоит.

3. СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ.

Существует не только причинность Свободы не существует. Все в мире

по законам природы, но и свобода. совершается в силу строгой

причинности по законам природы.

4. НАЛИЧИЕ БОГА.

Есть Бог – безусловно необходимое Бога нет. Нет никакого безусловно

существо, причина всего сущего. необходимого существа – причины

всего сущего.

Данные идеи, по мнению Канта, невозможно доказать и невозможно опровергнуть.

Наряду с «чистымразумом» - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, мыслитель выделяет «практический разум», под которым понимается нравственность и также подвергает его критике в своем произведении «Критика практического разума». Главные вопросы данного произведения: какой должна быть мораль и что есть моральное (нравственное) поведение человека? Философ приходит к следующим выводам:

- чистая нравственность – общепризнанное добродетельное общественное сознание, воспринимаемое отдельным индивидом как собственное;

- между чистойнравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

- мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и подчиняться только моральномузакону.

И. Кант сформулировал моральный закон и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». В настоящее время данный императив понимается следующим образом:

- человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

- поступай с другими так, Как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

- человек должен относится к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

В своей третьей работе критического периода – «Критике способности суждения» - философ выдвигает идею всеобщей целесообразности:

- целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

- целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

- целесообразности духа (наличие Бога).

Взгляды мыслителя на природу человека и устройство общества также были обусловлены его онтологическими и гносеологическими воззрениями. Кант читал, что человек наделен изначально злой природой и видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическомуимперативу). Философ был сторонником распространения демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в отношениях между государствами и народами. Он осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества. Целью общественного развития считал «вечный мир» (имеющий в качестве основы правовые запреты и экономическую выгоду), к которому необходимо стремиться, но который, как «веешь в себе», никогда не будет полностью достигнут.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - профессор, обосновавший теорию объективного идеализма и создатель диалектики как всеобщего метода познания. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Наука логики», «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия права».

Главнаяидеяонтологии (учения о бытии) философа – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютную идею. Абсолютная идея понимается им как единственно существующая подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютная идея – это и Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Стремясь познать самою себя, абсолютная идея, создает нечто другое, отличное от нее самой, т. е. отчуждает себя в виде окружающего мира (неживой природы, живой природы, человека), а затем через это другое познает себя. Самопознание Мирового духа происходит через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории и затем он возвращается к самому себе. Тем самым происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой дух – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возращение Абсолютной идеи, ставшей Абсолютным духом к себе. Само отчуждение понимается Гегелем в трех аспектах: творение материи из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком), в процессе которых Мировой дух через деятельность и мышление человека опредмечивает себя; искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира (в процессе познания и практической деятельности).

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель Абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух:

- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

- целенаправленно и закономерно движется – действия, поступки человека, ход истории;

- познает себя через человеческую познавательную деятельность;

- творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

В соответствии со своими воззрениями, мыслитель исследует природу и сущность природы, духа, истории. Природу (окружающий мир) он понимает как инобытиеидеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный, объективный, абсолютный. Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»). Объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектом нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода изначально заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия. Искусство – непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. «Увидеть», отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди – творцы искусства. Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и, в то же время, понятое гениальными людьми – философами. Философия – полное раскрытие всех истин, познание Абсолютнымдухом самого себя («мир, схваченный мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютнойидеи с ее концом, высшее знание.

По Гегелю, предмет философии шире традиционно принятого, должен включать в себя: философию природы, антропологию, психологию, логику, философию государства и гражданского общества, философию права, философию истории, диалектику (истину всеобщих законов и принципов).

История, по Гегелю, есть процесс самореализации Абсолютногодуха. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи мыслитель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную, антично – средневековую, германскую. Восточная эра (эпоха Древнего, Китая и т. д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя. Пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами. Антично – средневековая эра – период. Когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда осознают и свободны все.

Государство для немецкого философа – это форма существования Бога в мире (по своей силе и возможностям – воплощенный Бог). Право же – наличное воплощение свободы. С точки зрения мыслителя, общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, по мнению философа, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно смириться. Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса. Противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно – историческом масштабе. «Вечный мир», по мнению философа, приведет к загниванию и моральному разложению, тогда как регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание обладают бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

Историческая заслуга мыслителя перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика. По Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: всё – Мировойдух, «конечный дух», - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала; данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

- существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

- данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность;

- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтезапротивоположныхтезисов образуется тезис все более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, философ выделяет тезис «бытие». Его антитезис – «небытие». Бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие осуществляется по восходящей линии. В философской системе Гегеля можно выделить три основных блока, составляющие схему «тезис – антитезис – синтез»: Абсолютнаяидея «в себе» (наука логики); Абсолютнаяидея в природе (философия природы) и Абсолютнаяидея «в духе» (феноменология духа). Каждый из этих блоков также подразделяется на три («тезис – антитезис – синтез»): учение о бытии, учение о сущности, учении о понятии (идея в себе); механика, физика, органическая физика (идея в природе); субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух (идея в духе). Двигают развитие противоречия, которые являются не злом, а благом, поскольку без них, без их борьбы и единства развитие невозможно.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1915. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия