Студопедия — Итак, философия есть вся общечеловеческая историческая практика в ее наиболее сконцентрированной, обобщенной, лишенной частностей форме
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Итак, философия есть вся общечеловеческая историческая практика в ее наиболее сконцентрированной, обобщенной, лишенной частностей форме






Итак, в нашей литературе принято считать практикой только практическую материальную деятельность в целом, а умственная деятельность не есть практика.Теоретическая деятельность не является результатом обобщения конкретной человеческой практики или деятельности. Она не есть результат, завершающий определенный этап научных исследований. Создается впечатление (а это действительно так), что философы не знают, как и за какое место «прицепить» эту практику к научной теории в качестве «критерия истины». Последнее действительно непросто.

Практика, как мы уже упоминали, есть практика, которая не включает в себя какие-либо теоретические обобщения и сводится только к «материальной деятельности» (в целом или в частностях). Как (каким образом) общественная практика (т.е. «материальная деятельность в целом»), например, рабов-строителей египетских пирамид или современных погонщиков верблюдов помогает оценить современные квантовые теории? Или же каким образом труд современных нефтяников позволяет проверить Специальную теорию относительности на объективность? Это отнюдь не бессмысленные вопросы.

Вернемся к теории и эксперименту. Эксперимент, как известно, не падает с неба. Прежде, чем провести эксперимент, экспериментатор продумывает его реализацию, условия проведения эксперимента. Используя существующую теорию и теоретические предпосылки (гипотезу), которые он намерен проверить, он оценивает возможные варианты результатов эксперимента и ошибки измерений, чтобы не принять ожидаемое (желаемое) за истинное, чтобы вытащить результаты эксперимента из «облака» побочных эффектов. Это, согласитесь, сугубо теоретическая (мыслительная) деятельность, которая требует глубокого знания и понимания сути явлений. Она опирается на известные теоретические представления и предполагаемые закономерности.

После проведения эксперимента и обработки, данных экспериментатору необходимо их правильно интерпретировать, истолковать, сопоставить с исходными представлениями и сделать выводы. Вновь теоретическая работа! Вот почему нет «чистого эксперимента», свободного от теоретических представлений. Эксперимент, как говорят, нагружен теорией.

Точно также можно утверждать, что нет «чистой» фундаментальной теории, т.е. теории вне мировоззрения, вне теории познания объективной истины. Любой термин в фундаментальной научной теории, любое определение, жестко связаны с философскими категориями. Одна из наиболее характерных ошибок философов в неумении видеть и правильно использовать эту связь. В силу этого они не способны распознать принципиальные гносеологические ошибки в современной науке.

Философия, являясь наивысшей степенью обобщения человеческого опыта (не только практической деятельности людей, но и различных теорий фундаментального и прикладного плана) связана с каждой теорией не только общими методами, но и общими принципами. Философия есть общенаучная теория.

Итак, можно ожидать, что философия, как наивысшее обобщение общечеловеческой исторической практики, способна выполнять критериальные функции по отношению к естественнонаучным теориям.

Научная истина (в том числе и философская) отличается от прочих «истин» (гадания, предсказаний прорицателей, истолкований «вещих снов» и т.д.) тем, что она имеет достоверное основание, опирающееся на исторически сложившееся системное знание и теорию познания. Системное знание имеет свою конкретную предметную область, основополагающие законы и принципы, свои методы и т.д.

Когда мы говорим о научной истине, необходимо сразу же отмежеваться от догматизма, утверждающего, что мы сразу же познаем абсолютную истину и все наши знания покоятся на абсолютных началах (абсолютных истинах или догмах). Если мы действительно сразу познаем абсолютную истину в ее завершенной, конечной форме, то результаты наших исследований не должны никак противоречить уже найденным абсолютным истинам и взглядам научных авторитетов (гениев науки), которые «подарили» людям эту абсолютную истину.

Вся история науки, ее достижения и рост наших знаний доказывают, что истина никогда не открывается нам сразу, целиком и в готовом виде. Процесс познания истины сложен. Он идет через преодоление заблуждений и предрассудков по пути уточнения «начальной» идеи, ее очищения от всего наносного, второстепенного, ошибочного, путем переосмысления стереотипов и предрассудков. В этом смысле истина есть непрерывный процесс познания, который не может стоять на месте. Истина, принятая научным сообществом, постоянно перепроверяется. Углубляется и уточняется содержание, которое в нее вложено. Устанавливаются связи одного научного положения с другими научными положениями и истинами.

С другой стороны, мы должны отмежеваться от релятивизма, утверждающего, что абсолютной истины (как предела, к которому могут стремиться наши знания) нет и не может существовать, или же, если истина все-таки существует, она принципиально непознаваема. С позиции релятивистов всякая истина субъективна, представляет собой лишь некое мнение и не содержит в себе даже зерен абсолютной истины. Но история развития науки показывает, что объем научной практики, которая плодотворно используется людьми, растет, а научные положения, зафиксированные в форме законов, определений понятий и т.д. сохраняются достаточно длительное время до нового качественного скачка в науке, до нового открытия. Каждая такая фиксация знаний есть ступенька в познании. Развитие науки невозможно без таких ступенек и скачков в познании.

Научная теория не может быть построена на пустом месте ни из чего», не опираясь на знание и опыт предшествующих поколений, на знания, полученные при обучении и самообучении. Все эти факты отвергают релятивистский подход к знанию, поскольку подтверждают существование зерен абсолютной истины в объективном знании и накопление их в этом знании, т.е. подтверждают, так называемый, «кумулятивный эффект в науке».

Однако не следует думать, что процесс познания идет всегда «по восходящей» траектории, т.е. тенденция к накоплению знаний монотонно возрастающая кривая без спадов, а познанию не свойственны заблуждения и ошибки.

Кумулятивный эффект в науке пытались подвергнуть сомнению некоторые философы. Считая что кумулятивный эффект в науке отсутствует, каждая новая теория полностью отвергает свою предшественницу (механика теории относительности концептуально отвергает ньютоновскую механику, квантовые теории точно также несопоставимы и несовместимы с классическими и т.д.), а потому научная теория умирает только тогда, когда умирают ее апологеты.

Здесь мы можем задать вопрос: неужели для научного прогресса, для появления новых, более общих и точных научных теорий мы должны ждать смерти апологетов? или же их необходимо «отстреливать» для пользы человечества?

Эти релятивистские настроения навеяны догматизмом, который всегда господствует в науке. Если дело обстоит так, то ни о какой объективной истине не может быть и речи. Ее отсутствие превращает науку в собрание субъективных мнений авторитетов и, следовательно, наука становится предметом спекуляции, способом получения выгод и привилегий. Ученый превращается в заурядного прагматика (истинно то, что мне полезно) или же идеалиста-романтика, ищущего несуществующую истину.

Рассмотрим теперь требования к системе критериев. Коль скоро историческая общечеловеческая практика признана философским материализмом в качестве критерия истины (а основания для этого вполне законны, поскольку иного мы не имеем), необходимо осмыслить те требования, которые должны предъявляться к конкретным критериальным принципам, вытекающим из этой практики.

Начнем с аналогии. Может ли человек объективно оценить свой характер и свои действия во всех без исключения случаях, отвлекаясь от эмоций? Даже те, кто отличается особой объективностью и критическим отношением к себе, не смогут этого сделать в полной мере. Обязательно нужен взгляд со стороны, который как зеркало отражает отношение окружающих и позволяет сравнить свою оценку с оценкой других людей. То же происходит и с оценкой объективности научной теории. Чтобы оценить ее на объективность нужно выйти за рамки теории, необходимо иметь какие-то более общие и устойчивые признаки, независимые от теории, которые мы назовем критериями. Совокупность всех этих критериев образует систему критериальных принципов или критериальную систему. Она должна удовлетворять следующим требованиям.

1. Она должна вытекать из общечеловеческой исторической практики, опираться на нее и быть ее обобщением (концентрированным выражением).

2. Она должна включать в себя в достаточно полной мере признаки необходимости и достаточности.

3. Она должна быть достаточно общей, универсальной и устойчивой по отношению к развивающимся научным теориям и представлениям.

4. Она должна развиваться и уточняться вместе с развитием этой практики (динамизм).

5. В то же время она должна быть достаточно конкретной, поскольку она нацелена на оценку конкретного положения, претендующего на статус объективной истины.

Итак, критерии должны быть:

1) общими и универсальными для конкретной области познания и, в то же время, конкретными, 2) устойчивыми по отношению к развивающейся науке и, в то же время, динамичными, чтобы впитывать в себя все достижения человеческой практики, 3) помимо этого они должны включать в себя признаки необходимости и достаточности.

Сразу же заметим, что в силу ограниченности человеческой практики критериальная система не может быть абсолютно полной и абсолютно точной. Абсолютная полнота и точность системы позволяли бы сразу достоверно устанавливать абсолютную истину, что невозможно. Признаки «неполноты и неточности» могут гарантировать только поиск объективной истины и фиксировать наличие гносеологических ошибок в теории, т.е. противоречий между теорией и критериальной системой.

Изложенное выше свидетельствует, что ученый должен иметь дело не с «размазанной и бесформенной» материальной деятельностью в целом, а с ее концентрированной формой, в которой человеческий опыт имеет наивысшую форму обобщения. Такая форма обобщения есть теория познания.

Контрольные вопросы:

1. Как представляет процесс познания классическая философия.

2.Какова роль генетических факторов в становлении способности человеческого познания.

3.В чем заключена роль эпигенетических правил.

4. Каковы функции долговременной и кратковременной памяти.

5.Дать характеристику когнитивным типам познания.

6. Что представляют собой восходящий инисходящий информационные процессы.

7. Какова функция мифа в эволюции познания.

8. что такое кодовые семантические системы.

9. Охарактеризуйте структуру категории отражения.

10. Укажите признаки эмпирического и теоретического уровней познания.

11. Каковы признаки научной теории.

12. Что представляет собой структура логического языка науки.

13. Дайте характеристику методам познания.

14. Какие бывают критерии истинности познания (эмпирического, рационального).

15. Что есть научная истина, каковы её критерии.

Темы докладов и рефератов:

 

1.Роль генетических факторов в когнитивной эволюции.

2.Осбенности архаичного познания в эволюции человека.

3. Вера в сверхъестественное как атрибут архаичного познания.

4. Миф, как социокультурный феномен, роль мифа в эволюции познания.

5. Возникновение древней науки, как элемента рациональной теологии, религиозно-мистических представлений о мире.

6. Роль языка в формировании познавательных способностей человека.

7. Отражение на уровне познания, как особый способ освоения мира, структура и формы отражения.

8. Структура научного познания.

9. Эмпирический и теоретический уровень познавательной деятельности.

10. Методология научного познания.

11. Проблема истина и её критерии.

Литература:

Ермакова Е.Е.Философия: Учебное пособие для вузов. М. 2002.

Калмыков В.Н. Основы философии: Учебное пособие. М.2002.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М. 2002.

Миронов В.В. Философия учебник. МГУ. М 2002.

Митрошенков О.А. Учебник для ВУЗов. М.2002.

Невлева И.М. Философия Учебное пособие. М.2002.

Патнэм Х. Разум истина и история. М. 2002.

Рассел Б.Человеческое познание: его сфера и границы. М.2000.

Серл Дж. Открывая сознание заново. М. 2002.

Столяренко Л.Д. Психология Учебник для ВУЗов. М. 2004.

Стрельник О. А. Философия, краткий курс лекций. М.2002.

Титов В.Д. Философия: Учебник для ВУЗов. М. 2003.

Философия. Учебник. М. 2000.

Эпистемология // Философия. Учебник. М. 2000.

 

Глоссарий:

Аберрация – искажение возникающее вследствие разброса частиц при условии изменения объекта.

Абстрактное — в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления.

Адаптация – приспособления строения и функций к условиям существования.

Аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений теории, в пределах которой оно принимается без доказательств.

Амбивалентность —двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.

Антиномия — противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).

Апперцепция — результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.

Априорный — не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение

Архетип — беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.

Аутентичный — подлинный, исходящий из первоисточника.

Бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное — универсальная основа бытия.

Вегетативный – эндокринный, секреторный, сердечный.

Вербальный – устный, словесный.

Верификация — в обычном словоупотреблении — доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.

Герменевтика — (от греч. hemieneutikos — разъясняющий — истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

Гносеология — раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гностицизм — (от греч. gnostikos — знающий) — философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.

Дедукция — (от лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.

Дескриптивный - описательный.

Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

Дефиниция — определение.

Диффузия – проникновение одного обьекта в другой, и их взаимодействие.

Знак — материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека — явление.

Идентификация — (отождествление) бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании личности.

Имманентный — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.

Индукция – логическое умозаключение, от частных, единичных случаев, к общему выводу, от отдельных фактов, к обобщениям.

Интенция — намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.

Интерпретация — (interpretation, от лат. inlerpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и т.д.).

Интроверсия – направление внутрь себя.

Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» — общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения.

Истина — соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.

Каузальная – причинная.

Квазифакт – якобы факт, то чем данный факт на самом деле не является.

Когнитивный – познаваемый, соответствующий познанию.

Контрфакт – противоестественный, противоречивый, сомнительный, факт.

Кумулятивный – концентрация энергии и направление её.

Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся.

Лимбическая – совокупность ряда структур головного мозга, обьединённых по анатомическим и функциональным признакам.

Логика — (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.

Максима — (лат. maxima (regula, sententia) — основное правило, принцип) — краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.

Медиация – посредничество третьего, снятие противоположности.

Менталитет – характер.

Мифология (от греч. mylhologia от греч. mytnos — предание + logos— учение) изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие.

Объект — (от лат. objectum — предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

Онтогенез - индивидуальное развитие объекта, охватывающее все изменения, претерпеваемым им от момента возникновения, до исчезновения.

Остененсивное определение – такое определение, когда непосредственно показывают на предмет, который обозначен этим словом.

Перманентный – постоянный, непрерывный.

Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Пропозиция – предложение.

Парадигма — (от греч, paradeigma — пример — образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Парадокс — (от греч. paradoxes — неожиданный — странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Плюрализм — (от лат. pluralis — множественный) — философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом (1712).

Познание — процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Прагматизм — (от греч. pragma — род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональное — соответствующее законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам.

Релятивизм — методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.

Репрезентация – представительство.

Рецептор – концевые образования, преобразующие внешние воздействия, в энергию раздражителей, в возбуждение.

Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Сакральный — (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Селективный – основанный на свойствах производить отбор, избирательный.

Семантика – смысловая сторона языка.

Сенсорный – чувствующий,

Сентенция — (лат. sententia — мысль — изречение, приговор) изречение нравоучительною характера.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное состояние чего-либо.

Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).

Сознание — человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Спиритуализм – учение признающее сущностью мира духовное начало, материальные же объекты представляются твореним дуовных.

Стереотип – устойчивая форма чего-либо, отпечаток,.

Субстанция — (лат. substantia — сущность; то — что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат — общая основа всех процессов и явлений.

Субъект — (от лат. subjectus — лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Сциентизм — (от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Тавтология – суждение, в котором в качестве объясняющего, используется само объясняемое.

Телеология – учение о целях, аргументация в терминах цели.

Тонизм – спазмы, дрожь, расслабление.

Тотемизм – древнейшая форма религиозности, основанная на вере в сверхъестественное родство данной родовой группы с «тотемом» - ( животным или растением).

Трансцендентальный — (от лат. transcendens — род. п. transcendents — выходящий за пределы), в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). В философии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные.

Трансцендентный — запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.

Фальсификация — (позднелат. falsificatio — от falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных.

Филогенез – историческое развитие организмов, эволюция органического мира.

Фобии – страхи.

Холизм – учение рассматривающее природу, как иерархию «целостностей» понимаемых кА духовноеединство, нематериальная структура, принцип подчинения части целому.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Экстраполяция — распространение выводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, на явление в целом, на будущее и т.п.

Экстраверсия – изменение направленное во вне объекта.

Экспликация – творческое конструирование какого-либо объекта.

Элиминация – исключение, устранение.

Эмпатия – эмоциональное отношение.

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания.

Явление — (от греч. ptiainomenon — являющееся) — событие, случай, факт, все, что в жизни имеет место и в чем обнаруживается, сказывается сущность, все, что воспринимается чувствами.

 

Тесты:

1. Человеческое сознание есть результат:

а) культурного развития;

б) генетической эволюции;

в) эпигенеза (соединения того и другого);

 

2. Вера в сверхъестественное - это:

а) форма психологической защиты сознания;

в) результат культурного развития общества;

в) результат недоразвитости сознания;

 

3. Критерием истинности познания является:

а) чувственный опыт;

б) непротиворечивость суждения;

в) практика;

4.Дайте определение понятию «эпигенез»:

а) это чрезмерное развитие организма.

б) это кодирование человеком наследственной информации.

в) это сумма взаимодействий между человеком и окружающей средой.

5.Психологи выделяют два вида памяти:

а) моторную и визуальную;

б) долговременную и кратковременную;

в) эпизодическую и семантическую;

6.Когнитивная психологи описывает два вида информационных процессов:

а) восходящая и нисходящая переработка информации;

б) аналитическое и синтетическое восприятие;

в) чувственное и рационально познание;

7. Процессом конструктивизации действительности принято называть:

а) создание новой действительности на основе старой;

б) процесс отождествления предмета с самим собой и его отличие от других предметов;

в) «вспоминание» событий имевших место в прошлом;







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 820. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.024 сек.) русская версия | украинская версия