Студопедия — Культура и религия. Православие как духовная основа русской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура и религия. Православие как духовная основа русской культуры






Культура, как и религия, существует в истории человечества с момента его возникновения, однако, как и в случае с определением сущности религии специалисты затрудняются раскрыть понятие культуры во всей его полноте и многообразии. Причина такого затруднения кроется в многозначности данного понятия. В настоящее время насчитывается более пятисот определений слова «культура». В основе большинства из них, лежит представление о культуре как явлении, связанном с человеческой деятельностью, продукте творческого труда человека, воплощении его идей в различных сферах жизни. Наиболее распространенное определение: «Культура - определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Слово «культура» используется для обозначения характерных особенностей целого народа, государства, отдельной национальности, например: русская культура, культура Египта, культура Греции. Слово «культура» применяется и к определенному периоду исторического развития сразу нескольких государств и народов: культура Древнего Востока, культура Средневековья; а также употребляется применительно ко всему человечеству за весь период его исторического развития (мировая культура, мировая художественная культура). Выделяется культура отдельной личности и культура общественных отношений как совокупность сложившихся внутри данного общества представлений о взаимоотношении его членов, а также реализация этих взаимоотношений.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура - это показатель уровня практического освоения человеком внешнего мира, это способ общественного производства, орудия труда и предметы потребления, техника и технологии, иначе говоря то, что носит название «искусственной среды». Духовная сфера культуры включает в себя все области духовного творчества - науку и искусство, мифологию и религию, философию и нравственность, уровень развития духовных потребностей и интересов людей, а также методы и способы познания. Нельзя забывать об условности такого разделения и неразрывности духовной и материальной культуры в жизни определенного человека и целого общества.

Латинское слово «Cultura» переводится как «возделывание земли, воспитание, образование, развитие». Таким многозначным было оно изначально, до того как его заимствовали другие европейские народы. Это слово непосредственно связано со словом «Cultus», что означает «почитание Бога, культ».

Проблема соотношения культуры и религии - одна из ключевых проблем культурологии. Но нужно учитывать, что в течение долгих десятилетий в отечественной культурологии она не ставилась и не могла быть поставлена во всей своей сложности и глубине. Все варианты ее решения находились в пределах идеологии, а вовсе не философского и научного знания.

Можно говорить о двух основных подходах на соотношение культуры и религии. Первый из них безрелигиозный, в своем пределе атеистический.

В соответствии с ним религия представляет элемент более широкого целого - культуры. В ней религия выражает себя наряду с искусством, философией, наукой, образованием и т.д. Сегодня, оставаясь в пределах культурологического знания, никто не утверждает, что религия для культуры незначима, тем более никакой убеждающей силой не обладает отрицание всякой позитивной роли религии в культурном развитии.

История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, все самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу: храмы, росписи, скульптуры, гимны. Из первоначального религиозного синкретизма (нерасчленённости) произошли виды искусства, религия дала основы морали и права, сформировала эстетические и нравственные идеалы, являясь источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем, сюжетов в творческой деятельности.

Религиозные учения были всегда в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве, активно влияли на ход истории и взаимоотношения между отдельными людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории любого народа и государства, невозможно без рассмотрения религиозных истоков и традиций этих культур.

Даже прикладное искусство, служащее для украшения быта, развивалось под сильным влиянием определенных религиозных представлений и символов (вышивки на полотенцах, орнаменты на посуде и т.д.).

В недрах культа вызрели наука (календарь, астрономия, математика Пифагора), поэзия мифа, философия. Основы современного научного естествознания возникли в недрах христианства. Нации, национальное самосознание также возникли благодаря религии. Хотя сциентизм и позитивизм заявили претензии на атеистическую культуру, их прогнозы не оправдались. Новая культура стала синкретической надстройкой на теологическом фундаменте.

Мы живем в одном государстве с представителями разных национальностей и вероисповеданий. Религиозную культуру необходимо изучать из уважения как к своему, так и к другим народам, а также во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций.

Религиозное невежество или недостаток знаний в области религий обычно сопровождается фантастическими представлениями, предрассудками, при наличии корыстных целей - преднамеренной ложью, нередко становится источником фанатизма, способствует возникновению и распространению оккультизма, магии, различных сект, приводит к насилию, эксплуатации и психическим расстройствам. Религиозный или теологический подход нацелен на раскрытие проблемы взаимоотношения религии и культуры «изнутри», исходя из природы самой культуры, причин ее возникновения в человеческом обществе и задач, стоящих перед ней.

Религия с христианских позиции уже никак не может быть осмыслена в качестве элемента (части) культуры. Точнее будет обозначать её как сверх культуру. С одной стороны, религия может быть отнесена к культуре, так как она представляет собой человеческую деятельность и её продукты. Но с другой стороны, для верующего его религиозные действия имеют смысл только тогда, когда он входит в соприкосновение с Богом и миром сверхъестественного. Тем самым религиозная жизнь имеет не только естественное измерение. Она есть связь и переход от одной реальности, в другую. В своем пределе религиозность и религиозная жизнь боговдохновенна. Таковым с христианской позиции было, например, создание Евангелий. У них есть авторы: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В своем человеческом, т.е. культурном измерении Евангелия отличаются с точки зрения языка стиля, эпохи и авторов. В измерении сверхъестественном они содержат в себе смыслы, которые не могут исходить от человека, недоступны его самостоятельным творческим усилиям и являются результатом Божественного Откровения. Поэтому Евангелия, как феномен религиозный, должны быть отнесены одновременно и к естественно - человеческому, и к сверхъестественно - Божественному, они плод соработничества Человека и Бога. Религия же в целом с позицией христианства, предстает как человеческая форма, человеческое выражение сверхчеловеческой реальности.

Стремление к творчеству было заложено в человеке Творцом как отражение Его образа и подобия. После грехопадения эта черта способствовала созданию художественных, иконографических, архитектурных, музыкальных образцов («вторичной реальности»), прославляющих Создателя и помогающих человеку познавать первичную, божественную суть.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 879. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия