Студопедия — Определение основных понятий и категорий стилистики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определение основных понятий и категорий стилистики






Классификация функциональных стилей в силу двойственнойих природы обычно строится на двух основаниях − экстралингвистическом и собственно лингвистическом.

Одни лингвисты исходным считают экстралингвистический принцип, учитывая: сферу общения, цель и назначение общения, тип мышления, характерной для данной сферы и вида общественной деятельности. Другие, не отрицая важной роли экстралингвистических оснований, стараются исходить из собственно лингвистических показателей. Труды чешских лингвистов и отечественных исследователей (В. В. Виноградова и Т. Г. Винокура) доказали необходимость учитывать и те и другие факторы при определенной функции стиля.

Представители чешской лингвистики разделили экстралингвистические факторы на субъективно стилеобразующие и объективно стилеобразующие.

Субъективно стилеобразующий фактор:

1) социально-экономические (образование, профессия человека, социальная принадлежность);

2) психологические особенности говорящего (темперамент, характер и т.д.);

3) возраст говорящих;

4) настроение говорящего.

Объективно стилеобразующие факторы:

1) форма речи (устная или письменная);

2) вид речи (монолог, диалог, полилог);

3) жанр речи;

4) сфера общественной деятельности (научная, правовая и административная, общественно-политическая; обиходно-бытовая, сфера искусства.

Каждой из этих сфер соответствует определенный функциональный стиль: научной сфере − научный стиль, правовой − официально-деловой; общественно-политической − публицистический; бытовой сфере − обиходно-разговорный стиль; сфере искусства − художественно-беллетристический (классификация В. В. Виноградова − выделил 6 функциональных стилей).

Как уже было сказано, стили − явление историческое. На системе стилей сказывается их литературная обработка и кодификация (упорядочение). Таким образом, мы подходим к понятию стилистической нормы.

Литературный язык − главная форма существования национального языка. Будучи «обработанным», он отличается от других коммуникативных систем (просторечия, диалектов, жаргоны) и превосходит их богатством, полифункциональностъю, общенародностью распространения, а также своей нормативностью. Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему.

Литературная норма − это совокупность коллективных реализации языковой системы, принятых обществом на определенном этапе его развития и осознаваемых им как правильные и образцовые. (Семенюк Н. Н. «Общее языкознание»)

Стилистические нормы −это исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения, это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализации принципов отбора и сочетания языковых средств; создающих определенную стилистико-речевую организацию. (А. Н. Васильева. Функциональная направленность в лингвистике).

Каждый стиль своеобразен и неповторим. В нем свое сочетание межстилевых и ограниченно-стилевых средств. Поэтому каждому стилю присущи свои функционально-стилевые нормы, свои критерии правильности, точности и эстетичность − основных качеств хорошей речи. Стилевые нормы − это средоточие всех функционально-стилистических требований к речи.

В пределах каждого стиля своя система норм. Так, правильность официально-делового стиля − это следование лучшим образцам, соблюдение стандарта; использование лексики и фразеологии в прямом, номинативном значении. Правильность научного стиля − последовательность и личность изложения, его точность − это предельное соответствие формы выражения содержанию научного сочинения и т.д.

Стилистическая структура языка − это такая организация его средств, нейтральных и стилистически значимых, которая как бы накладывается на общую уровневую систему языка. Служит для выполнения коммуникативной функции, а также функции воздействия, экспрессивной, эмотивной (функция возбуждения), волюнтативной (функция волеизъявления) и др.

Стилистическая организация языка позволяетему выполнять и конкретно-речевые функции (через тот или иной функциональный стиль) − репрезантивную (ориентация на предмет мысли), контактоустанавливающую (ориентация на участников речевого акта) и др.

Стилевая черта − это характерный специфический признак того или иного функционального стиля, его опознавательная примета.

Например, безобразность − это стилевая черта официально-делового стиля; образность − стиля языка художественной литературы; эмоциональность − стилевая черта публицистического стиля; неэмоциональность, рациональность − стилевая черта научного стиля; точности − неточность, стандартизированность − уникальность и т.д.

Стилевая черта может быть характерна не для одного, а для двух-трех стилей, но со своей спецификой в каждом та них. Например, точность как стилистическая черта присуща всем стилям, кроме, пожалуй, разговорного.

Стилистическая окрашенность языковых средств (коннотация – добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова) − первооснова и главный ресурс стилистики. Она зависит прежде всего от сферы употребления языковых средств. Если языковые средства в своем употреблении не ограничены какой-то определенной сферой, то они лишены стилистической окрашенности и называются стилистически нейтральными (нулевая стилистическая окрашенность): «воздух», «город», «два», «железный», «левый», «мост», «работать», «читала» и др.

Стилистически нейтральными являются, например, формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола, когда они выступают в своем основном значении. Те языковые средства, которые выступают в какой-то определенной сфере (например, разговорно-бытовой речи), становятся стилистически окрашенными: «набедокурить», «поставить на ноги», «потасовка», «хвастать», «толчея» и т. д.

Разговорную окрашенность имеют формы повелительного наклонения, выступающие в значении изъявительного («Она ему и скажи!») и сослагательного («Позвони ты позже, нас бы уже дома не было»). Формы сослагательного наклонения, выступающие в значении повелительного также имеют разговорную окрашенность («Позанимался бы ты немножко!», «Сходил бы ты в магазин!2).

Напротив, книжную окрашенность имеют формы причастий типа «бегущий», «читающий», «думающий».

Лексико-фразеологические средства языка могут иметь двуплановую стилистическую окрашенность:

1. Стилевая принадлежность, функционально-стилевая окрашенность − это термин, которым часто обозначают первый план;

2 план − эмоционально-экспрессивный, переплетается с семантикой слова, с оценкой (может быть положительным или отрицательным).

Так, слово «редиска» просто разговорное (оно однопланово с точки зрения стилевой окрашенности), слова же «верзила», «мерзавец» и подобные, будучи разговорными, вместе с тем являются отрицательно-оценочнымии,следовательно, имеют двуплановую стилистическую окрашенность. Двуплановая стилистическая окрашенность наблюдается главным образом у разговорных и публицистических слов и выражений.

Стилистическая окрашенность − явление исторически изменчивое. Например, слово «сборище» в начале XIX в. не имело негативное окрашенность, и можно было прочитать о том, что «сборище думы состоялось 21 января» (ср. с современным стилистической окраской слова).

Вопрос о стилях языки и стилях речи. Вопрос о лингвистической природе стилей − один из сложнейших вопросов стилистической теории и один из наиболее спорных в стилистике.

В науке и учебной литературе есть попытка рассмотреть и расчленить «язык-речь» и функциональные стили. Так, А. К. Панфилов вслед за В. В. Виноградовым различает «функциональные стили языка и стили речи», называя последние жанрово-ситуативными стилями (см.: Панфилов А.К. Лекции по стилистике русского языка. − М., 1972. С. 30-31).

При таком понимании стилей языка и стилей речи первые признаются исходными, базовыми, а вторые − их продолжением, конкретизацией. «Языковые стили − указывал В.В.Виноградов, − становятся базой для дифференциации многочисленных и многообразных форм речевого общения» (см.: Виноградов В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы культуры речи. − Вопросы языкознания, 1961, № 4, с.13).

Другие авторы видят в функциональных стилях собственно речевую природу. Так К. А. Долинин полагает, что «функциональные стили отражают речь, речевой узус (традицию), нормы речевого поведения в определенных социальных ситуациях; следовательно, функциональная стилистика есть стилистка речи» (см. Долинин К. А. Стилистика французского языка. − Л., 1978, С.63).

Очевидно, правильнее будет признание функциональных стилей не только языковыми или только речевыми категориями, а одновременно и теми и другими, т.е. языково-речевыми. О сложном, диалектическом двуедином характере языка и речи, а также природы стилей писал и В. В. Виноградов: «Стилистика речи базируется на стилистике языка. Языковая система не только "порождает" речь, но и питается ею; применяется под ее сильным воздействием» (см.: Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. − М., 1963. С. 14).

Итак, функциональный стиль – это одновременно и стиль языка, и стиль речи, а точнее, стиль функционального аспекта языка. Функциональный стиль проявляется именно в речи, в процессе функционирования языка и закрепляется в текстах.

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 536. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия