Студопедия — Аристей Филократу. 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аристей Филократу. 4 страница






322 И теперь, Филострат, ты получил полный рассказ, согласно моему обещанию. Я полагаю, ты испытаешь большее удовольствие от этого, чем от сочинений баснописцев. Ибо ты предан тому, что может принести пользу душе, и уделяешь этому много времени. Я постараюсь рассказать о каких-нибудь ещё событиях, стоящих записывания, так что внимательно читая их, ты сможешь удостоверить высочайшую награду за твоё усердие.

(1) ξιλος – один из почётных придворных титулов.

[2] Предположительный перевод греч. οθεσια.

[3] Небольшая река в Малой Азии, которая вследствие извилистости своего течения вошла в поговорку.

[4] Метрит – 39,39 литра.

[5] Арура – ок. 605,5 кв. сажень, т. е. ок. 145,298 кв. вёрст.

[6] Имеются ввиду т. н. цицит – шерстяные кисти голубого или белого цвета, которые каждый иудей должен был носить на четырёх концах талеса (Числ. 15:37-41; Втор. 22:12).

[7] Речь идёт о мемузе, т. е. о продолговатой коробочке, в которой находился пергамент с отрывками из Втор. 6:4-9 и 11:13-21. Мемуза прикреплялась к правой половине дверей, вверху (Втор. 6:9; 11:20).

[8] Т. наз. тефилин или филактерий – небольшая коробочка кубической формы, в которой находился пергамент с Исх. 13:1-10,11-16; Втор. 6:4-9, 11:13-21. Тефилин привязывался посредством ремней к левой руке.

[9] Особо укреплённое сооружение внутри крепостной ограды, служившее в качестве последнего оплота для осаждённых.

[10] χταιροι - одиин при дворе эллинистических монархов.

[11] Имеются ввиду театральные представления, игры актёров.

[12] Греч. ςρικλινον – трапеза с тремя застольнами ложами.


См. также об этом тексте в исследовании Игоря Вегеря "Письмо Аристея как историческое свидетельство"

 

Об Адаме и Еве.
Адам в Раю до грехопадения всё имел во власти своей, все под властью его жили. И когда изгнал его Господь из Рая и сидел он в Эдеме пред дверьми райскими, то видел сон, что родятся Каин и Авель, и в какое время убьёт Каин Авеля. И запретил ему ангел рассказывать это Еве. И прожил так он 70 и 9 лет и заболел нутром, и не ведал, что за болезнь у него. И собрались все от мала и до велика и удивлялись, и говорили Еве: "О мать наша, ты знаешь все тайны его, объяви нам, чем так отец наш болен?" И было всех людей возле Адама 6000 мужей.

(Исповедание Евы)
Ева тогда сказала: "От начала поведаю вам, дети мои. Когда создал Бог Рай на востоке и всю вселенную, и создал отца вашего и меня, и препоручил нам Рай и всех зверей, и гадов, и всех птиц пернатых. Адам хранил восточную часть и северную, я хранила западную часть и южную. И потом дал нам Господь заповедь, сказав: "Вам можно всем питаться, что есть в Раю, только плод одного дерева не ешьте", и показал нам дерево. И поднялся на небеса Господь наш. И мы оба владели всем в Раю, и без повеления Адама и моего все звери и скоты, и гады не смели ни ходить, ни лакать, ни есть что-нибудь, покуда не разрешим им.

И тогда пришёл к нам Дьявол, светел, словно ангел, и сказал нам: "Что вам позволил Бог есть и чего не велел есть в Раю?" Адам сказал: "Всё нам разрешил есть, только плод одного дерева запретил нам есть и повелел нам остерегаться его". Дьявол же сказал: "Очень жалко мне вас, ибо не знаете, что если бы плод от него съели, то вы были бы богами". Так сказал он и покинул нас. И нашёл змею и подучил её. Змея же, думая, что он ангел, пришла ко мне и показала мне плод от того дерева. И видела я, что змею любит Бог больше всех зверей, и взяла от неё плод и съела. И сердце моё смутилось во мне вдруг, и в моей части Рая деревья сбросили листву свою.

Я же скрылась под дерево то, плод которого съела, и позвала Адама и сказала: "Приди сюда, Адам, и увидишь великое чудо". Только открыла я уста и язык мой говорил сам собой, чтобы съел и Адам. Адам также взял плод от этого дерева, что я съела. И открылись глаза наши, и увидели мы наготу свою, и сердца наши воспылали похотью. И свершилось. И все деревья листву свою сбросили, одна только смоковница листья свои не сбросила. Адам же разрыдался и сказал мне: "О жена, что мы с тобой наделали!" Но сердце моё не отвратилось от Адама, и скрылись мы под тем деревом, которое не сбросило листву, и сшили листья смоковные, и сделали одежду себе.

И тогда услышали глас, раздающийся с небес, архангел призывал ангелов: "Придите все, велит Господь, и сойдите в Рай, ибо согрешил Адам". И потом сошёл Господь со всеми ангелами своими. И поставлен был престол посреди Рая, и воззвал Господь громким гласом: "Адам, Адам, где ты?" - вещал сильный голос. Адам же скрылся. И схватили нас ангелы, и яростно били нас, и изгнали нас из Рая. Адам же плакал и молился, говоря: "Пощадите нас, может, смилуется Господь над нами!" Но не помиловал нас Господь. Архангел Михаил непрестанно молил о нас перед престолом. И так изгнали нас из Рая и отвергли нас.

Мы же сидели, лишённые Эдема. Адам упал ничком и рыдал. И прошло так дней 15, и изнемогла я от голода, и сказала Адаму: "Господин: встань и поищем себе убежище, уже сердце моё побеждено голодом и силы мои умалились". Адам же, воскликнув, сказал: "О Ева, возникает в сердце моём желание отвернуться от лица твоего, но не с кем мне остаться и боюсь Бога. Да и сердце моё не отвергает тебя". И встали мы, и обошли всю землю, и не нашли ничего съедобного, только волчец и траву полевую. И снова пришли к Раю и плакали, скорбя. И сказал Адам: "Господи, пошли мне благовония, чтобы тебе кадить". Тогда послал ему Господь фимиам, и ливан, и ладан. И взял Адам и сотворил молитву Господу. И тогда умилосердился Господь, и архангел Иоиль отделил 7-ю часть Рая и отдал нам. И сначала питались плодами терновными 17 дней, а потом взяли пшеницу, и мёд, и масло и ели и насытились. И изгнал Бог всех скотов и зверей из Рая и отдал Адаму. Адам же разделил их и сделал дикими и домашними, и дал всем им имена и всему, питающему их. И сказал Господь: "Терние и волчец от трудов твоих произрастёт".

И взял Адам волов и вспахал землю. И пришёл Дьявол и встал перед волами, чтобы не давать Адаму землю пахать. "Потому что, сказал Дьявол - моя земля, а Божий небеса и Рай. И если хочешь моим быть, то землю паши. Если же хочешь Божиим быть, то иди в Рай". И сказал Адам: Божий небеса и земля со всем, что её населяет". Дьявол же не давал ему пахать и сказал: "Напиши мне своей рукой, что ты мой, и ты на земле будешь работать". Адам же сказал: "Чья земля, того и я, и дети мои". Но знал Адам, что должен сойти Господь на землю и родиться от девы. Дьявол же очень обрадовался и сказал: "Заложись за меня". И взял Адам доску каменную и написал рукописание, и сказал: "Чья земля, того и я, и дети мои". Дьявол же взял рукописание и скрыл у себя.

Я сказала Адаму: "Господин, покаемся, авось избавит нас Господь от Дьявола". Адам же сказал: "Постимся сорок дней". Я сказала: "Ты, господин мой, постись сорок дней, а я буду поститься сорок и четыре дня". И сказал он мне: "Войди ты в Тигр реку и положи камень на голову свою, а другой под ноги свои, и стой по шею в воде, но не слушайся никого, чтобы не прельстили тебя снова". И показал мне тайный знак, и сказал мне: "Не выходи из реки, пока я не приду". И поднялся Адам, и пошёл в Иордан каяться, и сошлись туда все звери и птицы, и множество ангелов и оплакивали Адама. Адам же погрузился весь в Иордан реку и провёл так 40 дней.

Дьявол же пришёл к Еве, как ангел светел, слёзы роняя по земле, и сказал мне: "Ева, услышал Господь молитву твою и нашу, ангелов своих, молящих за тебя, послал меня Бог, чтобы ты вывела из реки Адама". Я же не поверила ему, и снова через 3 дня пришёл, приняв образ Адама, и долго искушал меня. Я же не соглашалась выйти, пока не увижу знак, который показал мне Адам. И когда закончил Адам 40-дневное покаяние, пришёл от Иордана и нашёл след Дьявола, приходившего ко мне, и очень испугался, не была ли я прельщена снова. И когда увидел меня в воде, обрадовался очень. Но когда пришёл он ко мне, то я не поверила, что это господин мой. И показал мне знак. Тогда поверила я и вышла из реки. Так освободил нас Господь от Дьявола.

И поселились мы в Мадиаме и здесь родили Каина и Авеля. И все дни оба они пасли скот. Однажды встал Адам с ложа своего и сказал мне: "О жена, прошло четырнадцать лет, должна пролиться кровь Авеля, убитого Каином. Дай же мне осла, пойду и найду его". Когда услышала я, растревожилось сердце моё. И сел Адам на осла, поехал и нашёл Авеля убитого и не сказал ничего, ибо так велел ему ангел. И принёс Авеля на место, называемое Реон, и похоронил его там. И когда я родила Сифа, то сказала Адаму: "Господин, не надрывай сердце своё, ибо снова родила сына вместо Авеля и дала имя ему Сиф".

И тут Адам прервал Еву, воскликнув: "О Ева, замолчи, уже ослабел я духом". А Сиф сказал: "Господин мой отец, пойду я в Рай и принесу что-нибудь из Рая, и ты увидишь, и утешишься". Адам же сказал: "Сын, как войти тебе в Рай? Но ты всё же приблизься к Раю с плачем, может позволит тебе Господь взять ветвь от древа масличного и, кто знает, может отпустит меня болезнь эта". Сиф спросил: "Отец, откуда твоя болезнь?" Адам сказал: "О сын, тяжка болезнь моя. Когда согрешил я и мать твоя, тогда сказал Господь так: "Умножу скорбь твою, всегда будешь в печали. И дам тебе 72 болезни: первая болезнь утробе, вторая - очам, потом буду прибавлять по одной". А матери вашей сказал: "Всегда муж твой будет господствовать над тобою, когда же будешь рожать, смерть будет грозить тебе".

Выслушал это Сиф и отправился к Раю с матерью своею, и увидела Ева лютого зверя по имени крокодил, погнавшегося за сыном её Сифом. И остановившись, сказала ему: "О зверь, не помнишь ли, как тебя лелеяла я руками своими? Как смеешь разевать пасть свою на образ Божий, как смеешь зубами своими хватать сына!" И тогда зверь, отвечая Еве, сказал: "О Ева, от тебя пошло зло. А ты как смела покуситься на снедь, которую не разрешил тебе Господь есть? Потому и я хочу дитя твоё пожрать". И тогда Ева разрыдалась, и плачь её слышен был от востока до запада, и сказала: "О горе мне, Боже мой, отныне и до века проклинать меня станет весь народ". Тогда Сиф сказал: "Заклинаю тебя, зверь, в логове своём пребудешь до Судного дня, раз посягаешь на надежду человеческую". Так он и пребывает вовеки.
Сказал Сиф и пошёл с матерью своею, и плакал пред Раем, и посыпал прахом главу свою. И предстал перед ними архангел и спросил их: "Что взываете?" И сказал Сиф: "Господи, отец мой разболелся и желает райского блага, хочет увидеть ветвь от древа масличного, может тогда утихнет болезнь его". И тогда сказал ангел Сифу: "Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его". И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви. И Сиф принёс их туда, где лежал Адам, отец его.

И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и трёх ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простёр руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронил тело его. И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото. И когда ископали могилу, архангел запечатал гроб, и раздался глас с небес, воззвавший: "Адам, Адам!" Он же ответил: "Здесь я, Господи". И Господь сказал: "Я предрёк тебе, что ты - земля и в землю отойдёшь". И земле сказал Господь: "Твоя от твоих тебе приносят все". И так погребли Адама с венцом, что был на главе его. Ева же, скорбным голосом молясь, просила: "Господи владыко, прими душу мою". И так после Адама через 6 дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына её Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама.

 

О потопе.
Настало время, когда начали люди размножаться на земле и дочери родились у них. Увидели мужи дочерей их красивых и взяли себе в жёны тех, которых избрали. И сказал Господь Бог: «Не будет пребывать дух мой в людях этих вовеки, потому что греховны они. Пусть проживут они 120 лет, исполины». Увидел же Господь Бог, что умножилось зло от людей на земле, и сказал Бог: «Да истреблю человека на земле, его же я создал, от человека до скота и от гадов и до птиц небесных».

Ной же обрёл благодать у Господа Бога. Ной, праведный в роде своём, угодил Богу. Увидел Бог, что земля осквернена людьми и осквернили все живущие путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: «Настало время каждого человека погубить на земле, преисполнилась неправда их предо мною. Сооруди себе ковчег на Аравитских горах. И, показав ему древо четвероугольное, повелел делать ковчег в длину 300 локтей, в ширину 50 локтей, в высоту 30 локтей. И палаты сотворишь в нём отдельные». Тогда были люди могучие, великаны: их 300 локтей, а наших 3000, их 50, а наших 1000, их 30 локтей, а наших 900. Египтяне сажень локтем называют. «И оконца сделай в ковчеге и просмоли его снаружи и внутри горною смолою, двери же в ковчеге сверху сделай, а по бокам жильё в два и в три яруса сооруди». Ной же по приказанию ангела начал строить ковчег и спускался с горы за пищей раз в три месяца в дом свой.

Дьявол же, испокон века ненавидящий род человеческий, приблизился к жене Ноя и сказал ей: «Узнай, куда ходит муж твой». Она же отказалась: «Упрям муж мой, и не смогу выпытать у него». И сказал Дьявол ей: «Есть трава над рекою, вьётся около дерева. Ты же возьми цвет травы той и заквась с мукою, и напои мужа своего, и расскажет тебе всё». Она же сделала так по наущению Дьявола.

Ной же сошёл с горы пищи ради и приказал: «Жена, дай мне пить, возжаждал я от работы своей». Она же дала ему чашу. Ной же, выпив, сказал: «Это хмель рванец, умному на веселье, на свадьбу, на кумовство и на братство, и на все добрые дела, а глупому на драку, на вражду и на всякое злое дело». И, испив три чаши, веселился с женою Ной. Она же начала по наущению Дьявола ласкаться к мужу своему и спросила: «Поведай мне, господин, куда ходишь?» Он же ответил ей: «Послал Господь ангела своего ко мне и сказал мне: «Хочу потопить всю землю», и повелел мне построить ковчег и войти в него мне и тебе, и сыновьям нашим, и жёнам их».

И сказала жена Дьяволу, куда ходит Ной. Дьявол же, придя, разломал постройку Ноя. И утром Ной, взойдя на гору, увидел ковчег, разбитый в прах. И плакал Ной 40 дней, и явился ему ангел Господень и указал ему дерево негниющее, по имени кедр, и сказал: «Из этого дерева строй ковчег». И построил Ной ковчег за 30 лет.
Случилось это в 600-е лето жизни Ноя, во второй месяц года, в апреле, в 27 день. Пришёл потоп на землю, открыл Господь Бог 12 окон морских и развёрзлись хляби небесные, и шёл дождь 40 дней и 40 ночей. Ной же ударил в било, и вошли к Ною в ковчег сыновья его Сим, Хам и Афет и жёны сыновей его. Услышав зов тот, вошли к Ною в ковчег по паре от скотов и от зверей чистых и от зверей нечистых, по паре от птиц чистых и от птиц нечистых, и от гадов вошли в ковчег, чтобы прокормиться с Ноем в ковчеге.

Дьявол же, не хотя добра роду человеческому, но замыслив погубить его, приблизился к жене Ноя и сказал ей: «Не входи в ковчег без моего слова». И тогда жена Ноя по наущению Дьявола не пошла в ковчег. Уже все собрались к Ною в ковчег, жена же Ноя не шла в ковчег. Ной же начал звать в ковчег: «Иди, окаянная, в ковчег, иди, обманщица!» Она же стояла, горюя о родных своих и ожидая слова Дьявола. И сказал ей Ной: «Иди, дьявол, в ковчег!» Она же пошла в ковчег, и Дьявол с нею же вошёл в ковчег.

Тогда окаянный Дьявол, желая погубить весь род человеческий, превратился в мышь и начал грызть дно ковчега. Ной же помолился Богу, и пришёл в ковчег лютый зверь и чихнул, и из ноздрей его выскочили кот и кошка и удавили мышь ту. Повелением Божиим не сбылись козни Дьявола, и с тех пор начали водиться коты.

И повелел Господь воде нести ковчег на горы Аравитские, на то место, где создан был. Ковчег же носился на водах выше гор высоких на 15 локтей. И утонули все живущие. И плавал ковчег 150 дней, и сидел Ной в ковчеге 7 месяцев 27 дней на горах Аравитских. Вода же убывала до 10-го месяца. В 11 месяц, в 1 день иссякла вода с лица земли. И открыл Ной кровлю ковчега, и оконце отворил, и послал ворона, чтобы узнать, отступила ли вода от лица земли. И, полетав, ворон набросился на тела мёртвых и не возвратился к Ною в ковчег.

Ной же послал голубя посмотреть, убавилась ли вода. Голубь же, не найдя опоры ногам своим, полетал и возвратился к Ною в ковчег, ибо стояла вода по всему лицу земли. Ной же простёр руку свою и принял голубя, и внёс его в ковчег. И ещё, подождав 7 дней, второй раз послал голубя. Голубь же, полетав, возвратился вечером к Ною в ковчег и принёс в клюве своём ветвь масличную. И понял Ной, что отступила вода от лица земли. И, подождав ещё 7 дней, послал голубя, и не возвратился голубь к Ною в ковчег, потому что сошла вода с лица земли. Ной же благословил птицу голубя, да будет чист и мудрейший среди всех птиц. Птицу ворона же проклял, причислил к нечистым птицам.

Было Ною 601-е лето жизни его, первого месяца в 1 день ушла вода от лица земли. И открыл Ной крышу ковчега, когда сошла вода с лица земли. Продолжался потоп на земле 20 месяцев, во второй же месяц, называемый октябрь, обсохла земля. И сказал Господь Бог Ною: «Выйди ты из ковчега и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сыновей твоих с тобою, и весь род твой, и все звери и скоты, и птицы, и все гады, пресмыкающиеся по земле. Да плодитесь и размножайтесь, и умножайтесь на земле, и наполните землю».

Повесть об Иосифе и Асенефе.

Этот апокриф известен на многих языках,начиная с греческого оригинала и заканчивая славянским.По характеру и времени создания он наиболее близок к заветам двенадцати патриархов,т.е.является,скорее всего,иудейским произведением,написанным около II-I вв.до н.э.Однако предполагаемый первоначальный еврейский текст пока не обнаружен.
Из наиболее известных списков есть греческий отрывок,представляющий собой лишь первые 8 глав из 19 пространная греческая редакция,краткое переложение утраченного полного греческого варианта на латинский язык,а также сирийский и славянский текст.

Это случилось в седьмой день третьего месяца первого года изобилия. Фараон отправил Иосифа для обозрения всей страны Египетской. На восемнадцатый день он (Иосиф) прибыл в пределы Илиополя, где он собрал пшеницы (в таком множестве), как песок морской. И был в том городе сатрап фараона, превосходивший разумом всех вельмож фараоновых. И имя было тому мужу Потифер - жрец Илиопольский. У него была восемнадцатилетняя дочь - дева высокая ростом и прекрасная лицем, превосходившая (красотой всех дев), бывших на земле. В ней не было ничего, напоминающего юных Египтянок. Она совершенно походила на дочерей Еврейских: была она высока, как Сара, и прелестна, как Ревекка[1]. И имя было её Асенефа[2]. И молва о красоте её пошла по всей земле; искали её руки и сыновья всех сатрапов, и сыновья вельмож, и все царственные юноши, и военачальники. И разделяла их всех ревность и вражда из-за Асенефы, и они готовы были из-за неё воевать между собою.

Старший сын фараона, услыхав о ней, стал просить отца своего дать её ему в жёны. "Зачем тебе, царю Египетскому, искать жены ниже тебя (по рождению)? Ведь сговорена уже с тобою дочь Моавитского царя".

И Асенефа уничижала и презирала всех мужчин и была очень горда и надменна в отношении всех. Никому из мужчин не пришлось видеть где-нибудь Асенефу. Подле палат Потифера была башня и в ней горница, где она и жила, никем не видимая. И была та горница большая, очень высокая, убрана мрамором и порфиром. Её стены были унизаны драгоценными блестящими камнями; под кровом её были поставлены Египетские божества, золотые и серебряные, которым не было счёта. И всех их чествовала Асенефа, боялась их, всегда приносила им жертвы всесожжения и фимиам.

Во второй комнате стояли сундуки с драгоценностями Асенефы: с золотом, серебром, златоткаными одеждами, превосходными дорогими камнями - всеми девичьими её нарядами. Третья комната служила Асенефе кладовой.

И были при Асенефе семь девиц-сверстниц, однолетки, родившиеся в одну ночь с нею. И все они были прелестны, как звёзды небесные. С ними не говорил ни (один) мужчина, ниже дитя мужского пола.

В комнате, где охранялось девство Асенефы, были три больших окна. Из них первое, самое большое, выходившее во двор, было обращено на восток; второе глядело на юг, а третье - на север, где (пролегала) прямая дорога. В комнате, выходившей на восток, утверждена была золотая доска, убранная ложем, из золотой пурпуровой ткани, из виссона. На этом-то ложе, на котором не сидел ещё ни один мужчина с женщиной, почивала (обыкновенно) Асенефа. Обширный двор окружал палаты, а двор - высокие четырёхугольные стены из больших камней. Входили во двор тремя железными воротами, которые охранялись восемью сильными вооружёнными мужами. На дворе росли различные красивые плодовые деревья со спелыми на них плодами. На правой стороне двора был большой ключ, воды которого, стекаясь в бассейн, текли посредине двора, орошая находившиеся там деревья.

Это было на первом году семи лет изобилия в восемнадцатый день месяца, когда Иосиф вступил в пределы Илиопольские для собирания хлеба во время изобилия. Приблизившись к тому городу, Иосиф отправил гонцов к жрецу Потиферу сказать: "Я остановлюсь у тебя, (ибо) уже полдень, время обеда, и солнечный жар усиливается, остановлюсь у тебя и отдохну под сенью твоего дома". Потифер, услыхав это, весьма обрадовался и сказал: "Да будет благословен Бог Иосифов, внушивший ему посетить нас!" И Потифер, призвав домоправителя своего, сказал ему: "Поспеши убрать дом и приготовить большой обед, ибо ныне приедет к нам Божий воин, Иосиф".

Асенефа, услыхав, что отец её и мать возвратились из поместья, обрадовалась и сказала: "Пойду навстречу отцу моему и матери, возвратившимся из поместья" - то было время жатвы. Асенефа поспешно надела на себя виссонную одежду, украшенную золотом; опоясалась золотым поясом, надела обручи на руки и обручи на ноги, дорогое ожерелье на шею и усыпанную различными камнями обувь на ноги. И на всех её нарядах были начертаны имена Египетских богов, на ожерелье же её и на драгоценных камнях (на ней) нарисованы изображения идолов. На голову, покрытую платком, Асенефа возложила корону с повязкой, а сверху накинула летнее покрывало. Из своей горницы она быстро спустилась по лестнице навстречу отцу и матери и поклонилась им с приветствием. И возрадовались Потифер и жена его, глядя на дочь свою, нарядившуюся как невеста. И возложили они всё добро, что принесли из своего поместья. Обрадовалась Асенефа при виде всех плодов - винограда, смоквы и финика. И сказал Потифер дочери своей Асенефе: "Дитя моё!" - "Вот я, господин мой!" И сказал Потифер: "Поди сядь меж нами, имею сказать тебе нечто". И села Асенефа между отцом своим и матерью. И взял Потифер правую руку дочери и, поцеловав её, сказал: "Дитя моё!" - "Вот я, господин отец мой!" И сказал Потифер: "Сегодня воин Божий Иосиф приедет к нам: он повелитель всей страны Египетской, ибо фараон поставил его над всеми его владениями, и он спаситель всей нашей земли, ибо доставляет хлеб всей стране нашей, чем и избавит людей от предстоящего голода[3]. Иосиф - муж благочестивый, целомудренный, скромный, исполненный мудрости и разума, ибо с ним дух Божий и благодать Господня. Итак, дитя моё, я отдам тебя за него замуж и он будет тебе мужем навсегда".

Асенефа, услышав слова отца своего, побледнела и сильно огорчилась. Гневно посмотрев на отца, она сказала: "Отец, господин мой! Неужели по этим словам ты, как рабу, отдашь меня человеку чужому, беглому проданному? Не сын ли он пастуха из земли Ханаанской? [4] Не он ли был уличён в том, что спал с госпожой своей, за что господин бросил его в мрачную темницу, откуда вывел его царь, потому что тот истолковал его сон, как толкуют старухи Египетские? Нет, не быть тому: я выйду замуж за старшего сына фараона, ибо он царь всего Египта".

И не стал Потифер продолжать разговор со своею дочерью об Иосифе, так как она ответила ему дерзко и гневно.

И пришёл к Потиферу один из рабов и говорит: "Вот, Иосиф стоит у ворот, ведущих на двор". Асенефа вышла из присутствия отца своего и матери, как только услышала, что они хотят отдать её за Иосифа, взошла в горницу и вступила в свою комнату. И стала она у большого своего окна, выходящего на восток, чтобы видеть Иосифа, входящего в дом отца её. И вышли Потифер, и жена его, и все рабы его, и все служители дома его Иосифу навстречу, отпёрли восточные ворота, ведущие во двор. И въехал Иосиф на колеснице фараоновой, запряжённой четырьмя белоснежными конями, все в золотых удилах. И вся колесница была из цельного золота. И Иосиф был одет в белую прекрасную одежду с пурпуровой накидкой из златотканного виссона, с золотым венцом на голове. Вокруг венца выделаны были двенадцать драгоценных камней, и на камнях - двенадцать блестящих изображений из золота. У Иосифа в левой руке был жезл, а в правой - масленичные ветви с тучными плодами. Когда он въехал во двор, за ним заперлись все ворота. И мужчины и женщины остались за воротами, ибо привратники заложили их и никому не дали входить.

И пришли Потифер, и жена его, и все родственники его, кроме дочери его Асенефы, пали на лице своё и поклонились Иосифу. И Иосиф сошёл со своей колесницы, и они приняли его в свои объятия. И увидела Асенефа Иосифа и полюбила его сильною любовью: и сокрушалось сердце её, и подкосились колени её, и дрожь напала на всё тело её, и великий страх напал на Асенефу, и ужас овладел ею, и она сказала со вздохом: "Что сделаю теперь я, несчастная? Давно ли с презрением говорили о нём со мною отец мой и мать, что идёт к нам сын пастуха из земли Ханаанской - так они отзывались об Иосифе! А он явился и вступает в наши палаты, как солнце. И я, неразумная, дерзкая негодная, с презрением дурно говорила о нём, не ведая, что Иосиф как сын богов; ибо невозможно родиться человеку с такой красотой, и какая утроба произведёт такого светозарного человека! Я же, злополучная и неразумная, дурно говорила о нём со своим отцом! Куда я денусь теперь? Где скроюсь от лица Иосифа, любимца богов, о котором я так дурно говорила? Мне сдаётся, что он видит всё сокровенное, что от него ничто не скрывается и не останется невидимым по причине большого света, вмещаемого в нём. И теперь господин мой (отец) удалил меня от него; ибо я по неведению дурно отозвалась о нём; пусть теперь мой отец отдаст меня к нему в услужение - в вечное услужение".

И вступил Иосиф во дворец Потифера и сел в кресло. И омыли ноги его, и приготовили ему стол особо: ибо Иосиф не ел с Египтянами, считая осквернением вкушать с ними. И говорит Иосиф Потиферу и всем его родственникам: "Кто эта женщина, которая стоит в горнице у окна? Пусть она удалиться отсюда, из этих палат". Иосиф опасался беспокойства от неё; ибо надоедали ему все жёны и дочери вельмож Египетских. При виде его они воспламенялись страстью к нему, но Иосиф презирал их; и посланцев, которых жёны Египетские присылали к нему с золотом и серебром и богатыми дарами, он отсылал с бранью и угрозой. "Нет, не сотворю греха, говорил он, перед Господом, спасителем Израиля". И он всегда имел перед глазами образ отца своего, Иакова, который говорил Иосифу и всем сыновьям своим: "Берегитесь, сыны мои жён иноплеменных, не имейте с ними общения; ибо общение с ними - гибель для вас и осквернение". Вот почему Иосиф сказал: "Пусть та женщина удалится из этих палат".

(Потифер сказал): "Та, которую ты видел в горнице, не чужая женщина, но дочь наша и рабыня твоя: она - дева и никто из мужчин ещё не видел её, кроме тебя сегодня. Если желаешь, она придёт челом бить тебе, она дочь наша и тебе как сестра".

Иосиф весьма обрадовался, когда Потифер сказал, что она дева и что она ещё не видела мужчину. Он подумал в мыслях своих, сказав сам себе: "Если она - дева, то должна ненавидеть всякого мужчину и (потому) не будет утруждать мне".

И говорит Иосиф Потиферу и всем родственникам его: "Дочь твоя - дева и мне сестра. Пусть она придёт - и так как она мне сестра, то отныне я готов любить её как сестру свою".

Мать её взошла в горницу и привела Асенефу, и поставила её перед Иосифом. И говорит Потифер Асенефе: "Дочь моя! Приветствуй брата твоего; ибо он подобно тебе целомудр по сей день и ненавидит всякую женщину, как и ты всякого чужого мужчину".

И Асенефа сказала Иосифу: "Радуйся, господин, благословенный Всевышнего бога!" И говорит Иосиф Асенефе: "Да благословит тебя Господь, дающий жизнь всему!"

И говорит Потифер своей дочери: "Подойди и поцелуй своего брата".

И когда подошла Асенефа поцеловать Иосифа, Иосиф протянул свою руку и, положив её на грудь её, сказал: "Не подобает поклоннику Божию, который благословляет Бога, который вкушает хлеб благословенный и животворящий, который пьёт благословенную чашу бессмертия, помазуется помазанием нетленным, целовать жену иноплеменную, благословляющую своими устами мёртвых и немых идолов, вкушающую с жертвенника их удавленнику, и пиющую с жертвенников их из чаши вино обмана, и помазующуюся помазанием погибельным. Но поклоннику Божию надлежит целовать своих благочестивых, возлюбленных мать и сестру, и всех из своего племени и народа, и жену, делящую с ним ложе и устами своими исповедующую Бога живого; ровно как не подобает целовать чужого мужчину, ибо это - скверна перед Господом Богом".







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 555. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия