Студопедия — ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА






Начинаем вторую четверть 19 века. Годы этой четверти: 1826 год — 1855 год, хронология немного нарушена. Это связано с правлением Николая I. В 1855 году Николай I умирает, и коронуется его сын — Александра II, тот самый освободитель, освободивший крестьян от крепостного права. Период характеризуется как период депрессии, общественного спада, «николаевской реакции», но с другой стороны все не так однозначно. Сейчас многие бросились в другую крайность и называют Николая «отцом», идеальным государем. Но именно при нем в 1833-1834 годах формируется наконец государственная идеология России, что важно для социокультурной атмосферы того времени. Идеология была основана на постулатах официальной народности, которая трактуется как абсолютная преданность народа в широком смысле — нация, население, обыватели (без негативной коннотации) — идее православия, которое провозглашалось как одной из основ государства, самодержавия, народности. Православие, самодержавие, народность - «уваровская триада», ее впервые сформулировал Сергей Уваров, министр народного просвещения, достаточно крупная влиятельная фигура того времени. Эта формула была основой для действия журналистики, литературы, вообще всего творчества и, конечно, воспитания подрастающего поколения. Пропогандировалось это все через журналы и газеты. Но правление Николая начинается с подавления декабристского восстания, коронация его была в сентябре 1826 года. 1826-1837 годы, еще при жизни Пушкина, проходят под влиянием его авторитета на русскую культура. Для нас это еще продолжение пушкинской эпохи. Вообще, вторая часть 19 века, может быть разделена на два больших подпериода, первый — так называемые тридцатые годы (весьма условные: 1826-1842), это разработка идеологии и новых реформ, хотя он не решился их воспроизвести. В этом была ошибка Николая. Создал тайный сыск с весьма хорошим штатом и финансированием. Само начало правления Николая означало ужесточение жандармской бюрократической системы и попытку выработать идеологические основы для стабилизации ситуации в крепостнической России. Самодержавие и крепостничество оставалось, реформы откладывалось, хоть их необходимость и осознавалась, это вечная проблема России.

Вот такой атмосфере творит Пушкин и формируются молодой Лермонтов и Гоголь. Поэтому такая большая разница в мироощущении поэтов, несмотря даже на индивидуальные личностные качества. Хоть Пушкин иногда и писал пессимистические стихи, но у него всегда была свет в конце туннеля, это были просто мимолетные настроения. А следующее поколение совершенно другое, сформировавшееся в другой соцкультурной ситуации. Точно написал Александр Блок: «Пушкина тоже убила вовсе не пуля Дантеса, его убило отсутствие воздуха, с ним умирала его культура». Вопрос тут не о физической смерти, а об уходе целой эпохи. Изменяется нравственный и духовный климат общества, называется нравственная переоценка со всеми ее плюсами и минусами. Чаще мы конечно видим минусы. Наступаем эпоха молчания. Молчалин: «вот он на цыпочках и небогат словами», н еимеет свое мнение, делает как прикажут. Но все было не так плохо, Тютчев вот сформировался тоже в то время. Оборотная сторона того периода — углубление философско-эстетических и вообще идейных исканий в русском обществе. Часто те годы называют культурным Ренессансом, время зрелого Пушкина и молодых Лермонтова и Гоголя. Размышления о месте России в мире. К концу тридцатых формируется славянофильское и западническое течения. Обсуждаются такие эстетические вопросы, как философия искусства, а споры о классицизме и романтизме уходят вглубь, по сути, русская философия формируется в это время, до этого было небольшие попытки, с тридцатых годов — большой скачок вперед. Центр научной жизни из Петербурга перемещается в Москву. Именно в это время Николай Иванович Надеждин, профессор МГУ, выдвинул формулу о трехфазном развитии литературу: классицизм — античность, романтизм — Ренессанс, а новое время — это синтез, новое искусство, которое соединяет в себе лучшее из классицизма и романтизма. Более внимательно об этом надо почитать в учебнике.

У декабристов считалось, что народность — это стремление освободиться, выражение идеи свободы, то есть тот писатель, который пишет о свободе — народы. А потом к этому прибавляется другая сторона, Декабристы главной чертой народа считали свободолюбие, и главными героями произведениями выдвигали свободолюбивых борцов, а теперь другая идея становится важной — это терпение и смирение. Неслучайно, естественно: это близко официальной николаевской пропаганде. Народ должен быть смирен и терпелив.

Это все первый период — до 1842 года. Продолжается некая борьба классицизма и романтизма. Но возникает еще один важный момент, так как классицизм перестает быть актуальным, практически, он похоронен в России. Слово реализм тогда не использовалось, называли его «истинным романтизмом» (бай Пушкин), или использовали «иное искусство». Постепенно вводится понятие «поэзия действительности». Этот период — это период смены романтизма на реализм. Но в тридцатые годы (именно хронологические, а не 26 и 42) начинается всплеск романтизма, то есть была некая синусоида, никогда романтизм не умирал, молодой Лермонтов и Гоголь — это романтизм. Уже при жизни Пушкина начинается смена первых лиц в литературе, и уже в 35 году такой набиравший авторитет критик, как Белинский, объявляет, что первым поэтом современности является Гоголь. Это при живом-то Пушкине!

Второй период отличается от первого. Граница проходит приблизительно в 1842 году. Прежде всего, к этому времени в России умирают Пушкин и Лермонтов (в 1841). и Пушкин, и Лермонтов принадлежат все-таки в первому периоду. В 42 году еще Кольцов умирает — тоже поэтическая звезда с большим потенциалом. Еще в 42 году выходит первый том «Мертвых душ» Гоголя и третий том его полного собрания сочинений, это том, содержавший петербургские повести, и впервые познакомивший аудиторию с «Шинелью». Это было очень важное событие, оно совершенно меняло общий рельеф литературы, это был уже явно не-пушкинский период. Тут-то он и сменяется гоголевским. Гоголь был эпохален. Опять-же Белинский говорит о наступлении нового периода русской литературы — гоголевского. Белинский и Чернышевский — критики-демократы, очень важные для того времени. Наступил «период сороковых годов» - тоже приблизительно, потому что этот период был в 1842-1855. Очень важное движение — демократизация литературно-общественного процесса. С одной стороны, на аван-сцену литературы и критики выходят люди из демократических слоев, то есть в основном разночинцы (но не крестьяне — те были без образования в основном), и эти разночинцы становятся все более влиятельной социальной группой в принципе. Раньше доминирующую позицию занимало дворянство. Второй момент — это то, что расширяется аудитория, все больше и больше людей получают возможность читать, растет количество людей обеспеченных, способных покупать книги и журналы. Это несет в себе и позитивные, и негативные моменты — массовая аудитория, часто называемая «толпой», в основном является профанами в искусстве, и эта толпа очень сильно негативно влияет на понижение интеллектуально-эстетического уровня культуры, потому что авторы, которые продают свои произведения, учитывают интересы аудитории. «Нагибающаяся» писательская когорта — плод расширения читательской аудитории. Плюс демократизация произошла и среди героев произведений: среди главных героев появляются все больше не цари и боги, а крестьяне. Любопытный момент: начинается все более активное проникновение женщин в литературу и журналистику, и читать начали женщины массово, вот герои произведений тоже становятся женщинами. В этот период на первые позиции выходит Гоголь, его удивительному успеху поражались все современники. Чем уникален этот успех? В конце 20 — начале 30 годов Пушкин ощущает, что он непопулярен, хоть и влиятелен среди образованной аудитории, он не принимается толпой. Против него выступают журналы, причем не только «желтые», как «Северная пчела», но и вполне достойные издания, как «Московский телеграф». Явно начинается разрыв, и Пушкин это ощущает, неслучайно все пишет про поэта и толпу. Широкая аудитория его не слышит и не хочет слушать. Гоголь провалился в поэзии, но ярко проявился в прозе, его читала и массовая аудитория, и элита, которая вообще-то Пушкина читает. Соединение массовости и элитарности было уникальным для России того времени. Это даже феномен, потому что такое потом наблюдалось только два раза, с Булгаковым и Венечкой Ерофеевым. Иногда Толстой и Достоевский. Но чтобы такого общего успеха — не было. Если Пушкин наше все, то я даже не знаю, как назвать Гоголя. Еще в то время творит Александр Иванович Герцен, который известен и как прозаик, автор знаменитейших «Сорока-воровка» и «Кто виноват?», и как журналист, как основатель вольной типографии, и грандиознейшего проекта бесцензурной печати в России, он имел огромное влияние на умы людей, не зря Ленин его ценил. «Былое и думы» - центральное произведение, в котором соединяется журналистское и литературное. Это книга, очень большая по объему и масштабная по содержанию. С Герценом-писателем связана целая литературная школа, точнее, Герцен является ее главой. Это натуральная школа (не одно и то же с натурализмом — явлением литературы конца 19 века, например, Золя). Почему такое название? Натуральная школа, конечно, генетически связана с натурализмом, но является иным движением. Возникает в России во второй четверти 19 века, во втором периоде - «сороковые годы». Само понятие впервые употребил Булгарин, активный противник и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, создатель и редактор самой популярной газеты того времени «Северная пчела». Очень важно, что он осуждающе использует это словосочетание, он осуждает писателей за натурализм как за излишне подробные описания жизни социальных низов. Белинский, который выступает как главный антагонист Булгарина, подхватывает название, говорит: «да! Они действительно писатели натуральной школы», но говорит, что это хорошо — писатели реалистично, натурально описывает натуральную жизнь. Он делает этот ярлык знаменем, а не кличкой, и оказывается, что это достоинство. Натуральная школа отличается от реализма в целом тем, что она только в России была, а не в мире. Она одна из ветвей реализма. Еще одно отличие — это специфика, связанная с тем, что это некое целенаправленное изучение именно социальной проблематики, жизни социальных низов, «задворок жизни», интерес к маленькому человеку во всех его ипостасях. Например, «Медный всадник» и маленький человек Евгений с маленьким не только в социальном, но и в духовном значении миром. Белинского тоже относят к этой натуральной школе.

 

 

Ноября







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2159. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия