Студопедия — Ноября.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ноября.






 

М. Ю. Лермонтов (1814-1841 г.г.)

Общая периодизация творчества и лирика

Прожил короткую жизнь, но оставил огромное творческое наследие.

1828 год – начало творческого пути.

1828-1837 г.г. – первый период творчества, заканчивающийся датой смерти Пушкина. Во время этого периода он не печатается, хотя написал примерно ¾ всех своих произведений. Лермонтов не позволял себе печататься, пока был жив Пушкин – его идеал и учитель. Для всех является хорошим признаком копировать мастеров в юности. Лермонтов не стал исключением.

1828-1832 г.г. – учеба в Московском университете. Потом после скандала бабушка переводит его в Петербург.

1832-1834 г.г. – два страшных года в жизни Лермонтова во время учебы в военной академии.

1835 год – «Маскарад» - лучшая из драм Лермонтова.

1837 год - «На смерть поэта» - реквием на смерть Пушкина. В списках разошелся 10-тысячным тиражом, когда в самом конце реквиема есть прямое обвинение властей в сопричастности в убийстве поэта.

 

При работе над темой «поэт и толпа» Лермонтов переходит от романтизма к реализму, хотя некоторые четы романтизма остаются почти во всех произведениях Лермонтова.

1840 год – «Журналист, читатель и писатель». Среди этой троицы только журналист предстает, как абсолютно отрицательный персонаж, так как пишет ради денег, да и сама журналистика – «грязная» область.

«Дума». Скептический взгляд поэта на современное ему поколение. Автор и себя причисляет к этому поколению, но, в то же время, отделяет себя от него. Это произведение уже относится к философской лирике Лермонтова.

«Когда волнуется желтеющая нива…». В стихотворении безусловно есть описание пейзажей, но это стихотворение о человеческой душе, поиске гармонии и единения с Богом. Стих представляет из себя лишь одно сложноподчиненное предложение.

Патриотические стихотворения:

«Бородино» (1837 год) – микроэпос. Герой (дядя) – носитель ролевого сознания. Герой противопоставляется представителям нового поколения («богатыри не Вы»).

«Родина». Противопоставление Родины государству. Именно после этого стихотворения береза утвердилась в качестве одного из самых главных символов России.

«Валерик». Валерик – название чеченской речки (переводится, как «речка войны»). Лермонтов был участником боя при этой речке.

«Выхожу один я на дорогу…» (1841 год) – итоговое стихотворение Лермонтова. Поиск гармонии и ее обретение. Разделено на три части: 1) Гармония на небесах, 2) Дисгармония в душе человека, 3) Описание состояния покоя, обретенное героем (некоторые литературоведы утверждают, что это состояние смерти, но это абсолютно не так, так как это прямо сказано в тексте).

 

Поэмы Лермонтова

 

Все поэмы делятся на исторические («Песнь про купца Калашникова», «Князь Серебряный») и кавказские («Демон», «Мцыри»). Всего при жизни Лермонтова было опубликовано четыре поэмы: «Песнь про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Хаджи Абрек» и «Мцыри». Очень хотел Лермонтов опубликовать и «Демона», но всякий раз публикации препятствовала цензура.

Лермонтов мастерски стилизует свои поэмы, особенно исторические, особенно «Песнь про купца Калашникова», где хорошо заметно знание автором русского фольклора. Лермонтов выбирает необычный стихотворный размер для этой поэмы – тонический размер, с помощью которого были написаны все народные песни. В поэме происходит скрытый спор Лермонтова с Карамзинской «Историей государства российского» в плане оценки личности Ивана IV. У Карамзина Иван Грозный – деспот, у Лермонтова – тиран, грозный, но справедливый. У поэта Иван IV такой, каким он изображен в народных русских песнях.

«Мцыри» переносят нас в современность. Лермонтов обращается к восточным поэмам Байрона, но он развивает эту концепцию, а не копирует её. Герой, выходец с северного Кавказа (ислам), попадает в грузинский монастырь (христианство). Эта обстановка чужда для него. В отличие от Алеко из «Цыган», Мцыри бежит не из Родины на чужбину, а в совершенно обратном направлении.

«Демон». Демон жаждет любви. Оппозицию демону создает Тамара (ангельская душа). Душа Тамары все-таки остается у ангела, хотя демону и удается поцеловать ее в храме Божием.

 

Проза начинает играть ведущую роль в 30-е – 40-е годы XIX века. Лермонтов создает большую прозаическую модель романа (прозаический роман) – «Герой нашего времени». Подготовительными этапами при написании лучшего романа в творчестве Лермонтова были «Вадим» и «Княгиня Лиговская». Лермонтов в прозе ориентировался на европейские примеры. Он синтезировал объективный роман Филдинга и субъективный роман Руссо или Стерна (психологизм, внутренний мир героя). Среди современников больше всего на Лермонтова повлияло творчество Констана и Мюссе.

1838-1839 годы – основная работа Лермонтова над «Героем нашего времени».

1840 год – первая редакция «Героя нашего времени».

1841 год – переиздание романа из-за ажиотажа, хотя критика и негативно оценила роман. Критики больше всего корили Лермонтова за то, что тот только показывает «болезни» общества, но не дает никакой «программы лечения».

К роману существует два предисловия: 1) в журнале, 2) непосредственно к роману (рассуждение на общелитературные темы: путь автора в литературе, задачи творчества и т.д.).

В романе Лермонтов показывает национальный мир, особенности разных национальностей, проживающих на Кавказе. Лермонтов мастерски типизирует роман, т.е. показывает не исключительного человека, а типичного представителя того времени.

Роман относится к философско-психологическому типу. Философия – в поиске смысла жизни. У Лермонтова проблемы вечные рассматриваются даже больше, чем проблемы того времени. Онегин замыкается в себе, уезжает от невзгод с заднего двора. Печорин «бешено гоняется за жизнью». Он ощущает свое бессмысленное существование, ищет неприятностей, приключений. Из того же разряда и обезвреживание пьяного казака. Он хочет испытать судьбу, а не спасти людей от опасности. Печорин – «лишний человек», т.к. развился в личность тогда, когда государство давало установку на обезличивание. Максим Максимыч – идеальный персонаж для правления Николая I.

Печорин осознает, что в нем борются светлые и темные начала. У него довольно странные представления о морали (отношения к Бэле и т.д.). В «Фаталисте» герой рассуждает о светиле.

Роман оформлен как цикл повестей. Некоторые главы романа публиковались отдельными книгами.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия