Студопедия — Лирика В. А. Жуковского: жанровое своеобразие.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лирика В. А. Жуковского: жанровое своеобразие.






 

Жуковский, первый русский романтик, сыграл выдающуюся роль в формировании романтического направления русской литературы. Вместе с другими прогрессивными литературными деятелями начала 19 века, он способствовал подготовке переворота в русской литературе, произведенного Пушкиным, но будучи учителем Пушкина, он не пошел вместе с Пушкиным по пути революционного романтизма и реализма.

Одной из особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. О своем раннем творчестве поэт писал:

…для меня в то время было:

Жизнь и поэзия- одно.

Эти слова можно отнести ко всей поэзии Жуковского. Белинский отметил это как явление новое для литературы: «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографией».

Формирование Жуковского как поэта началось на рубеже 18 и 19 столетий, в период крупных успехов и широкой популярности сентиментализма. Молодой Жуковский испытал на себе большое влияние Карамзина, который навсегда сохранил для поэта-романтика высокий авторитет. В первый период своего творчества Жуковский выступает как поэт-сентименталист, отдававший, впрочем, неизбежную дань и классицизму.

Типичным для сентиментализма было уже первое, напечатанное в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» за 1797 г., стихотворение Жуковского «Майское утро», в котором поэт приходит к мысли о том, что жизнь- «бездна слез и страданий» и что счастье ждет человека в могиле. В том же духе написаны и ранние прозаические размышления Жуковского: «Мысли при гробнице» (1797), «Мысли на кладбище»(1800). Здесь было заметно влияние на Жуковского английских сентименталистов Юнга и Грея.

Так подошел начинающий поэт к переводу наиболее популярного произведения Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Стихотворение Жуковского появилось в конце 1802 г. в «Вестнике Европы» под заглавием «Сельское кладбище, Греева Эления, переведенная с английского». Элегия начинается характерным для эпохи «чувствительности» пейзажем: туманный сумрак, луна, темные сосны, дикая сова, тишина, изредка нарушаемая жужжанием жука или унылым звуком колокольчиков, привязанных к рогам домашних животных. Такое введение помогало читателю глубже почувствовать настроение поэта, овладевавшее им на кладбище. Поэт пришел на сельское кладбище, где покоятся «праотцы села», простые люди. Его раздумья поэтому принимают социальную окраску. Равенство всех перед лицом смерти, скромный, но полезный труд почивших поселян, условия жизни, лишившие их возможности проявить прекрасные качества сердца и ума или свершить высокий гражданский подвиг,- вот предмет размышлений поэта на сельском кладбище.В конце элегии возникает образ сентиментального поэта, друга почивших, который уныло, задумчиво, молчаливо наблюдает за тихой зарей и, склонив голову, уходит в дубраву лить слезы. Скоро и он нашел в могиле «приют от всех земных тревог».

Перевод Жуковского произвел огромное впечатление на читателей и своим меланхолическим тоном, и совершенством поэтического языка.

Наиболее значительной элегией Жуковского в ранний период является стихотворение «Вечер», напечатанное в «Вестнике Европы» в 1807 году. Элегия начинается лирической картиной вечера. Лирический характер придается пейзажу постоянными восклицаниями, в которых оценивается воздействие этого самого вечера на человека:

 

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Но природа не только вызывает у поэта тот или иной эмоциональный отклик. Она рождает мечты, воспоминания, мысли. Раскрывая свой внутренний мир, поэт вспоминает о «священном круге» друзей, которых объединяли не только «вакховы пиры при шуме зимних вьюг», но и «песни пламенны и музам и свободе». Все это ушло, каждый идет «своей тропою», иных уже нет. Но поэт надеется, что воспоминания о «радостях души» будут сильнее суетных интересов. Свое признание Жуковский видит в том, чтобы

…брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы природы,

Дышать над сумраком дубравной тишиной

И, взор склонив на пены воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

В конце элегии опять возникает мысль о близкой смерти.

Романтическая лирика 1808-1812 годов.

Уже в элегии «Вечер» начинают звучать романтические мотивы:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

В 1808-1812 гг. Жуковский создает лирический цикл, в котором раскрываются «мечты» поэта, вырисовывается его романтический мир, возникший в его воображении как противопоставление печальной действительности. Два события жизни Жуковского нашли отражение в его романтической лирике этих лет: потеря друга (смерть Андрея Тургенева) и «неразрешенная» любовь к племянница Марии Протасовой. Но мама Маши Протасовой решительно вопротивилась браку, считая его недопустимым при кровном родстве,и запретила Жуковскому говорить Маше о его чувстве к ней. Поэтому и традиционная тема любви у Жуковского преломилась. Он не надеется на счастье любви. Произведения из этого цикла, сосредоточившиеся на теме любви, «Песня», «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Песня», «Мечты».

В портфеле Маши Протасовой после ее смерти было найдено стихотворение «К ней», представляющее вольный перевод одной немецкой песни, но вполне выразившее силу и глубину любви Жуковского. До Жуковского в русской поэзии так о любви никто не писал:

Прелесть жизни твоей,

Сей образ чистый, священный,-

В сердце- как тайну ношу.

 

Я могу лишь любить,

Сказать же, как ты любима,

Может лишь вечность одна!

 

Однако и такая любовь оказалась бессильной преодолеть условности и предрассудки.

О милый друг, нам рок велел разлуку,-

скорбит поэт. Но любовь сильнее разлуки.

Любовь ни времени, ни месту не подвластна.

 

Полностью же восторжествует она за пределами земного бытия:

Есть лучший мир; там мы любить свободны.

Это цитаты из стихотворения «Песня» («О милый друг!»).Под ним стоит дата 29 сентября 1811 года- в этом году Жуковский просил у Протасовой руки ее дочери и получил отказ.

В романтической лирике Жуковского отразились обстоятельства его личной жизни.

Во время Отечественной войны 1812 года Жуковский вступает в составе резерва на Бородинском поле во время сражения. Плодом патриотического вдохновения поэта явилась его ода-элегия «Певец во стане русских воинов», сочиненная в Тарутине, в штабе Кутузова, где находился Жуковский после оставления Москвы. Это одно из лучших произведений, рожденных Отечественной войной 1812 года.

Вечером на поле брани певец в кругу воинов, поднимая кубок, хочет воздать славу героям Отечественной войны. Уносясь мыслью в прошлое, он называет исторических героев, послуживших обороне родины своим ратным трудом: Святослава, Дмитрия Донского, Петра 1, Суворова. Жуковский вспоминает предков в назидание потомкам:

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.

 

Следующий кубок – Отчизне. Поэт нашел теплые слова и задушевные интонации, выразившие его сыновнюю любовь к родине. Центральную часть занимает речь в честь «ратных и вождей», объединенных общей целью победить врага. Далее следуют портреты полководцев: Кутузова, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Витгенштейна, Коновницына, Платонова и др.

Отдав долго погибшим, певец призывает живых отомстить врагу, посягнувшему на независимость народа. Жуковский отмечает оборонительный и освободительный характер войны, которую ведут русские войны:

Их подвиг свят: о правых брань

С злодейскими ордами.

Пришло разрушить их мечам

Племен порабощенье.

 

«Певец во стане русских воинов» - яркий образец русской гражданской поэзии. Жизнь потребовала от поэта- романтика выхода за пределы «мечтательного мира». Произведение Жуковского связано с традициями одической поэзии. (форма, старославянизмы).

Из гражданской поэзии также- стихотворение «Вождю победителей», обращенное к Кутузову и рисующее общий ход войны с Наполеоном. Позже в послании Александру 1, Жуковский призовет царя «поверить народу», «все величие» которого «явилось» в подвиге войны.

Общественный мотивы звучат и в оригинальной балладе «Эолова арфа» (1814)- одном из самых значительных произведений раннего русского романтизма. Жуковский ставит вопрос о духовной близости людей при их социальном неравенстве. Бедный певец Арминий, полюбивший царскую дочь Минвану, понимает, что ему доступна только «минутная слабость веселого вместе», только тайная радость, скрытая от взоров людей:

Проглянет денница-

Блаженству конец;

Опять ты царица,

Опять я ничтожный и бедный певец,

- говорит он Минване.

 

На это царская дочь ему отвечает:

Лишь царским убором

Я буду с толпой;

А мыслию, взором,

И сердцем, и жизнью, о милый, с тобой.

 

Духовная близость торжествует над социальным неравенством. Неразрешенная любовь бедного певца к царской дочери перестала быть тайной, и преступник был наказан изгнанием. Но в мире, недоступном человеческой злобе и предрассудкам, любящие соединяются.

«Эолова арфа»,- сказал Белинский,- прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского.

Другое произведение оригинальное по жанру, сочетающее черты элегии, баллады и идиллии, - «Теон и Эсхин». Противопоставление «нетленных» благ и благ «изменяющих»- такова тема произведения. Эсхин искал счастья в роскоши, славе, веселье, чувственной любви и не нашел его. Скромный в желаниях, Теон «видел земное блаженство» в высокой любви, в «сладости возвышенных мыслей» и нашел подлинное счастье. «При блеске возвышенных мыслей» жизнь «предстала» Теону «в красоте». Этого счастья не могла нарушить и утрата любимого человека, ибо «для сердца прошедшее вечно», а будущее обещает встречу с любимым.

«Все в жизни к великому средство»- убеждает Теон.

Такой душевной строй делает человека человеком.

 

Началом нового лирического цикла можно считать два стихотворения, написанные в августе 1819 года: «К мимопролетевшему знакомому гению» и «Невыразимое». В стихотворении «Невыразимое» затрагивается вопрос о пределах «земного языка» и искусства. И тому и другому доступна внешняя красота природы. Но передать ее «святые таинства», ее внутреннюю таинственную красоту слово и искусство бессильны:

 

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать-

И обессилено безмолвствует искусство.

 

Своеобразие художественного метода Жуковского хорошо можно почувствовать на его пейзаже. Вкладывая свою душу в природу, поэт учится постигать «душу» самой природы. Характерна в этом отношении элегия Жуковского «Море» (1822).

 

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты…

 

Жуковский также был прекрасным переводчиком. Ознакомление русского общества с целым рядом произведений мировой литературы было великой заслугой Жуковского.

«Я часто замечал, - писал Жуковский Гоголю,- что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение или в дополнение чужих мыслей. Мой ум- как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое или по поводу чужого- и все, однако, мое».

Белинский о Жуковском: Стихи Жуковского «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души…»

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 4040. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия