Студопедия — Категория бытия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Категория бытия






Большинство основных философских понятий и проблем были сформулированы именно в античной философии. В учениях античных философов Пифагора, Парменида, Гераклита, Платона и Аристотеля возникли важнейшие категории бытия и сущего, сущности и существования, постоянства и изменения, «единого» и «многого», реальности и возможности. Этим величайшим философам мы обязаны понятиями «космоса» (cosmos), «природы» (physis), «логоса» (logos), «души» (anima), «идеи» (eidos). Такие греческие понятия, как «бытие», «сущее», «сущность», «идея», «материя» и «форма» можно назвать генерирующими, порождающими идеями в истории мысли. Мы до сих пор пользуемся большинством из них, как в науке, так и в культуре, да и в повседневном языковом опыте. У каждого такого понятия есть определенное семиотическое пространство, в котором живут все исторически сложившиеся пласты смысла этого концепта, в том числе и его сегодняшние значения.

Важнейшим философским понятием, возникшем в античной философии и составляющем центр притяжения философской мысли на протяжении эпох, является категория «бытия». Онтология – учение о бытии – является наиболее значимой философской дисциплиной (по определению Аристотеля, «первой философией, поскольку исследует бытие сущего как сущего»), а онтологические представления образуют ядро любых философских построений.

Итак, исходным понятием, на котором строится онтология, является категория бытия. Прежде всего, термин «быть» означает наличие, существование. Из признания факта существования многообразных вещей окружающего мира вытекает проблема реальности. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность. Противоречия возникают между онтологическими проектами при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания. Для обозначения такой основы служат понятия субстрата и субстанции.

Субстрат (от лат. substratum – основа, подстилка) – то, из чего сделано. Понятие «субстрат» тождественно понятию «материи» в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Понятие субстрата поэтому осталось употребительным в рамках узкого круга физикалистских теорий. Если понятием «субстрат» философы объясняли то, из чего состоит и из чего происходит все сущее, все, что существует в мире, то понятием «субстанция» фиксируется всеобщее основание бытия.

Субстанция (от лат. substantia – «сущность», «то, что лежит в основе сущего») – означает первооснову существующего, внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений, процессов. Понятие субстанции, согласно традиции, возникло в результате перевода Боэцием на латынь логических сочинений Аристотеля, и является «калькой» аристотелевского термина «сущность» (по Аристотелю, «сущность» есть «то, что является подлежащим всех изменений» и «именованием того, о чем высказываются категории-предикаты»).

Как правило, античные философы стремились создавать онтологию, исходя из какого-либо одного начала (воды, огня, атомов, материи, духа, чисел, форм, идей). Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае круг бытия ограничивался природой, вещественной реальностью (природный мир), во втором подходе выявилась тенденция видеть бытие в идеальном, духовном и нематериальном. Физикалистская парадигма, отождествлявшая бытие только с природой, вещественной реальностью, была существенно потеснена идеалистической парадигмой, включившей идеальный мир, а впоследствии и духовный мир (включая человека с его сознанием и самосознанием) в структуру бытия.

Итак, понятие бытия возникло в решающий момент становления древнегреческой философии и стало одним из вариантов ответа на вопрос: может ли мысль получить знание о действительности, опираясь лишь на самое себя? В понятии бытия, утверждали философы, – залог объективности мышления. Только это понятие, мысль о бытии как таковом, показывает, что мышление не может быть полностью субъективным процессом, а в нем обязательно содержится, хотя бы как момент, неизбежная объективность.

Бытие как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда важно было решить, в состоянии ли теоретическое мышление достичь истинных результатов независимо от опоры на опыт. Возможности для становления категории бытия предоставил язык: с одной стороны, связка «есть» является формальным элементом языка и вступает в необходимые отношения с понятийностью, с другой – ее функции не обусловлены содержанием связуемых понятий. Оперируя понятием «бытие», философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была категориальная реальность, данная в мышлении, но, тем не менее, имеющая доказуемое объективное значение.

В истолковании этой реальности философы разделились на несколько принципиально разных течений. Одни утверждали, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что «бытие» – это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть как в зеркале отражение собственной структуры разума. Представители первого течения, в свою очередь, делились на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Представители второго – на тех, кто замещает «пустые» построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической про6лематики.

Как признающие, так и отрицающие значимость категории бытия периодически, как показывает история философии, попадали в тупики, односторонне истолковывая свои предпосылки. Первые склонялись к натурализации или объективации своих конструкций, которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые отрицали интуицию как средство сверхопытного постижения единства мира, что приводило к распаду мышления на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную боль, бесцельное воображение и т.д. Понятие же бытия не является ни гипостазированием субъективности, ни попыткой заменить собой позитивное описание реальности. Являясь прафеноменом философского понятия, категория бытия отражает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием – своего рода хранителем целостности универсума в мышлении – в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частностей на статус всеобщности.

Бытие – наиболее общая категория из всех философских понятий, выражающая совокупность представлений человека обо всех формах бытия сущего. Философы сегодня выделяют различные виды бытия:

1) бытие природного – бытие вещей (тел), процессов, которые делятся на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, производимых человеком («вторая природа»);

2) человеческое бытие – бытие человека, которое подразделяется на его бытие в мире вещей (бытие тела) и специфически человеческое бытие;

3) бытие идеального – бытие человеческих идей, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (надиндивидуализированное) духовное;

4) бытие социального, имеющего две подформы: индивидуальное бытие и бытие общества, т.е. общественное бытие. Рассмотрим эти формы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1178. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.034 сек.) русская версия | украинская версия