Студопедия — Рационалистический дуализм Р. Декарта.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рационалистический дуализм Р. Декарта.






Принцип "cogito”.   Основоположником рационализма Нового времени считается французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650). Выдвинутое им учение стало называться по его латинизированной фамилии картезианством. Декарт был многосторонне развитым учёным и содействовал развитию философии, физики, математики и других наук. Например, в космогонии он предложил вихревую гипотезу образования вселенной; эта теория некоторое время (до появления учения И. Ньютона) пользовалась признанием в научных кругах. Школьники и студенты до сих пор используют Декартову систему координат для построения графиков математических функций. С помощью этой системы координат Декарт наглядно показал связь между алгеброй и геометрией как частями математики. Скончался Декарт в Стокгольме, куда был приглашён шведской королевой для преподавания ей философии.   Основными философскими произведениями Декарта являются «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Вся система знаний уподобляется Декартом дереву, корни которого образует метафизика (философия), ствол – физика, а ветви – частные науки, среди которых Декарт на первый план выдвигает медицину, механику и этику. Подобно тому как самые сладкие плоды мы получаем с деревьев, так и практическую пользу в наибольшей степени приносят частные науки.   Декарт, будучи последовательным рационалистом, верил в беспредельные возможности разума. Однако следует разработать опирающийся на разум правильный метод постижения мироздания. Математика являлась для Декарта идеалом научного знания, и все науки должны ориентироваться на математические методы с их отстранённостью от показаний чувственного опыта. Декарт выдвигает 4 основные правила метода, гарантирующих максимальную достоверность познания: 1. Принимать за истинное только то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению (этим в частности и объясняется большая роль интеллектуальной интуиции в гносеологии Декарта). Именно ясность и отчётливость идей Декарт признаёт в качестве основного критерия их истинности. Если в каком-то положении можно усомниться, или оно воспринимается смутно и неясно, мы ни в коем случае не должны принимать его за истину. 2. Делить каждую сложную вещь на простые составляющие её части и изучать их. Именно эти части, считает Декарт, можно познать ясно и отчётливо. По сути, на этом этапе мы производим операцию анализа изучаемого объекта. 3. В познании мыслью следует идти от простейших, элементарнейших, то есть наиболее доступных нам вещей к всё более сложным, трудным для понимания. Происходит некое восстановление целостности объекта, предварительно расчленённого на простейшие элементарные части. На место анализа приходит обратная методологическая процедура – синтез. Результатом всех этих операций и будет познание вещи. 4. Создавать как можно более полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В результате должна получиться некая последовательность идей в их восхождении от простых к всё более сложным, которую можно сравнить с непрерывным рядом натуральных чисел.   Декарт считал наиболее оптимальным и надёжным методом научного познания дедукцию, выведение всего знания из немногих интуитивно постигаемых идей. Декарт широко применяет так наз. метод радикального сомнения. Его роль заключается в том, что оно должно выделить то, в чём невозможно никакое сомнение, и что, согласно первому правилу метода, может рассматриваться в качестве гаранта истинности всего остального знания. Декарт скептически относится к чувствам, считая, что им не следует доверять, поскольку в показаниях чувств всегда можно усомниться. Следует также усомниться в существовании мира вне нас, ведь вполне возможно допустить, что всё испытываемое нами является сном или что нас обманывает некий злой волшебник. Единственное, в чём нельзя усомниться, это само сомнение. Даже если мы усомнимся в сомнении, само сомнение не будет поколеблено. Но сомнение есть разновидность мышления. Следовательно, всегда будет дано мышление, которое следует считать критерием существования субъекта. Отсюда вытекает знаменитая формула Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» ("Cogito ergo sum”). Затем путём сложных умозаключений из несомненности мышления Декарт выводит существование объективного мира, бытие Бога и пр.   Разум, считает Декарт, настолько надёжен и всесилен, что он никогда не ошибается; ошибки происходят не от действий разума, а от вмешательства в его деятельность менее совершенных способностей человека, например, страстей и воли. В целом же можно заметить, что Декарт, как и большинство рационалистов, стремится показать определяющую роль разума, как в познавательной деятельности, так и в определении поведения человека В нашем разуме, полагает Декарт, существуют врождённые идеи, которые даны нам при рождении Богом. Декарт считается одним из наиболее заметных представителей нативизма - учения о наличии у человека врождённых идей. Всё познание в конечном итоге сводится к дедуктивному развёртыванию и конкретизации содержания этих идей. К врождённым идеям относится идея Бога, а также, например, идея тождества, благодаря наличию которой якобы даже младенец может различать сходные и различные предметы. Бог правдив, и к созданным им идеям следует обращаться как к критерию истинности. Декарт по своим религиозным убеждениям являлся деистом. Именно ему принадлежит идея «первотолчка», данного Богом при творении материи.   По решению основного онтологического вопроса философии Декарт придерживался позиции дуализма. Согласно Декарту, существуют две равноправные субстанции – материя и дух. Они не оказывают воздействия друг на друга, но объединяются в человеческом теле. Основным неотъемлемым свойством (атрибутом) телесной, материальной субстанции является протяжённость (ведь нет тел, не обладающих протяжённостью), а атрибутом духовной субстанции считается мышление, что вытекает из принципа «Cogito». Человек существует как духовная субстанция, лишь поскольку он мыслит. Материю Декарт представлял состоящей из мельчайших частиц – корпускул, движущихся по механическим законам.   Поскольку Декарт считал, что животные лишены мышления, они не причастны и духовной субстанции. У животных, полагал Декарт, наличествует только телесная субстанция. Следовательно, всё поведение животных обусловлено механическими взаимодействиями. Отсюда Декарт заключает, что животные являются не более чем живыми автоматами, совершенными механизмами, созданными природой, намного превосходящими по своему совершенству все творения рук человека. Во многом картезианская позиция оправдывала жестокое обращение с животными, которые из-за отсутствия у них души якобы не могут страдать и испытывать боль. Представление о животных как механизмах, автоматах служит одной из ярких иллюстраций механицизма как господствующей черты мировоззрения Декарта-учёного. В области психологии Декарт знаменит тем, что первый разработал теорию рефлекса как ответной реакции организма на воздействие внешней среды. Большое значение придавал Декарт шишковидной железе (эпифизу). Именно в этой железе, по его мнению, происходит переход духовных (психических) процессов в материальные, физиологические.

 

№20.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 694. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия