Студопедия — Лекция 1. Общие сведения о гомилетике
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 1. Общие сведения о гомилетике






Что такое гомилетика?

Слово "гомилетика" происходит от греческого слова "гомилия", которое означало беседу с одним человеком или собранием лиц, а в последствии получило значение проповеди, которая произносится в религиозном собрании (Лк.24,14; Деян.20,21.26).

В первое время "гомилию" отличали от проповеди. В первые века христианства гомилеей называлось то пояснение, которое предлагалось собранию при чтении какой-либо части Св. Писания. Таким образом "гомилия" представляла собой истолкователъную речь, которая произносилась при чтении избранной части Св. Писания и которая состояла из последовательных пояснений на каждый стих с применением смысла их в практичесткой жизни.

Для проповеди у первых христиан существовало другое слово -"логос" - слово в смысле отдельной речи или "проповедь" (1Кор.2,4) в общем смысле проповеднического служения.

Проповедь отличалась от "гомилии" следующим образом: "гомилия" состояла из кратких последовательных пояснений смысла текста, в то время как проповедь являлась самостоятельной речью, опиравшейся на определённый текст Св. Писания или имевшей определённую тему из Св. Писания.

Но в последствии слово "гомилия" стали употреблять, вообще, в смысле проповеди - самостоятельной речи в религиозном собрании на какой-либо текст или тему из Св. Писания.

В настоящее время учение о проповеди называется гомилетикой.

Гомилетика тесно связана со всеми богословскими дисциплинами и, особенно, с практическим богословием, догматикой и экзегетикой. Гомилетика знакомит с искусством проповеди, с основными правилами риторики (правильное чтение, ясность речи, умеренная жестикуляция), с различными методами составления конспекта и т.п. Цель гомилетики - научить как можно лучше проповедыватъ Христа распятого и Его учение.

Ещё в первые века христианства стали сознавать необходимость внимательного отношения к проповеди и усердного изучения её способов. В отношении этого вопроса появилось желание сохранить лучшие образцы проповедей.

Первыми книгами по гомилетике были сборники лучших проповедей. Первый сборник был составлен Оригеном в 3-м веке. Затем более полный сборник таких проповедей был составлен по повелению Карла Великого в 782 году.

Позднее таких сборников было издано в разных странах множество. Но человеческая мысль шла дальше; она требовала более или менее систематического изложения всех условий, необходимых для правильного проповедывания.

Первая книга, которая более или менее отвечала этой потребности, была "Доктрины христианства" Августина. Затем следовали: сочинение Эразма Роттердамского "Проповедник", "Застольные речи" Лютера, которые дают очень много полезного материала для проповедников; в сочинении Меланхтона "Сборник текстов" даны тексты для проповедей.

Но в сущности, первым, кто написал сочинение, достойное названия гомилетики, был Андрей Гипериус из Марбурга (1564 г.) Его сочинение даёт указания, как выбрать текст, как построить проповеди и т.д.

Дальнейшее развитие гомилетики привело к крайностям: к излишней классификации проповедей и предметов, о которых говорится в проповедях и т.п. Так, например, находили 25 различных типов проповеди; рекомендовали делать три введения к проповеди: близкое, более близкое и ближайшее. Для соблюдения этой формы уродовались тексты.

Некоторые ревнители "евангельской простоты" ещё продолжают утверждать, будто гомилетика сковывает творческий дух проповедника и, вообще, препятствует действию Святого Духа. Проповедник, имеющий помазание свыше, не имеет-де нужды в изучении гомилетики. Однако такие рассуждения противоречат здравому учению Слова Божия и поэтому лишены всякого основания.

Как в деле спасения, так и в служении Господу сливаются воедино два начала - благодать Божия и благая воля верующего человека (Фил.2:12-13). На первый взгляд, создаётся впечатление, что здесь ап. Павлом противопоставляются два начала: с одной стороны, благодатное действие Божией силы, "потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению", с другой максимальное усилие человеческой воли, "со страхом и трепетом совершайте своё спасение". Но это противоречие только кажущееся. На самом же деле эти два начала - божественное и человеческое - не противопоставлены друг другу, а взаимообусловлены и связаны. Само собой разумеется, что никакие правила гомилетики не помогут тому, кто совершенно лишён дарования и не имеет внутрешнего призвания к служению словом. Стремление к проповедыванию по честолюбивым и вообще, нечистым побуждениям при наличии даже большого дарования не может принести благословения. Но с другой стороны, недостаток природного дарования - при искреннем желании служить Господу - во многом восполняется самоотверженным трудом, образованием, постоянным чтением и исследованием Слова Божия. Чтобы не впасть в состояние самоуверенности и духовного застоя, не только молодые, но и старые опытные проповедники нуждаются в постоянном критическом анализе своих проповедей и методов их приготовления.

Исследуя Св. Писание, мы всё больше убеждаемся в том, что всё совершаемое Св. Духом, несёт на себе печать разумности, последовательности, любви и чуткого отношения к человеческим нуждам. Точно таким же было и служение нашего Господа. А Он является нашим первым и наилучшим учителем гомилетики. Отличаясь удивительной простотой изложения, проповеди и беседы Иисуса Христа насыщены божественной мудростью и великой любовью к грешникам. Яркое свидетельство тому - притча о блудном сыне, одна из драгоценнейших жемчужин Евангелия. Великий пример Христа, как пастыря и проповедника живого Слова Истины, является краеугольным камнем гомилетики. И в наше время основное достоинство проповеди заключается в её глубоком содержании и живой, доступной форме изложения. Другими словами, действие Святого Духа должно в полной мере проявиться, как на содержании, так и на внешней форме проповеди.

Проповедник в своём служении, ни в коем случае, не должен умалять значение проповеди. Он не должен также поддаваться искушению, будто неподготовленный проповедник более угоден Господу и лучше может служить Ему и людям, чем духовно просвещённый и подготовленный. Ревность без рассуждения - плохой советник для работника на ниве Божией.

Что разумеется под словом "проповедник" в Священном Писании?

В Слове Божием название "проповедник" приведено в двух случаях и относится:

1) к Ною, которого ап. Пётр называет "проповедником правды" (2Пет.2:5).

2) к апостолу Павлу, который во 2Тим. 1:11 говорит: "Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников".

С другой стороны, пророческие речи Ионы в Ниневии называются "проповедью" (Мтф. 12:41).

Ап. Павел пишет пресвитеру Тимофею (2Тим.4:2) "проповедуй слово" - откуда надо заключить, что, будучи пресвитером, он вместе с тем был проповедником.

Итак, слово "проповедник" в Св. Писании относится к пророку, апостолу и пресвитеру.

На основании этого можно заключить, что слово "проповедник" понималось не в смысле особого звания, а в смысле служения, присущего известным в Слове Божием званиям священнослужителей.

Слово "проповедник" включает в себе два понятия: 1) учить и 2) благовествовать, ибо проповедник должен разъяснять основные истины учения Христа и, вместе с тем, передавать благую весть о спасении.

В Мрк.16:15 Христос говорит: "проповедуйте Евангелие", т.е. проповедуйте благую весть, проповедуйте - благовествуйте, а в Мтф.28:19-20 Он говорит о том же самом в несколько иных выражениях: "научите все народы... уча их соблюдать..."

В Деян.21:8 Филипп, один из семи диаконов, назван благовестником, что в данном случае, несомненно, нужно признать за особое звание.

Во 2Тим.4:5 ап. Павел пишет Тимофею: "совершай дело благовестника, исполняй служение твоё". Здесь слово "благовестник" может иметь значение и звания, и просто служения.

В качестве звания это слово означало человека, который имел особый дар проповедовать Евангелие. То же самое можно сказать и относительно слова "учитель", которое имело значение особого звания (Тит.2:7; Рим.12:7; Иак.З:1; Ден.13:1; Еф.4:11). Итак, мы подошли к тому, что проповедника можно справедливо назвать учителем и благовестником. Об этом же говорят приведённые места Слова Божия.

В качестве звания слово "учитель" означало проповедника, который имел особый дар обращаться к верующим, учить их премудрости Божией.

Отсюда ясно, что благовестник и учитель это проповедники облечённые специальным служением.

Что такое проповедь?

В высшем значении слова "проповедь" есть Слово Божие, передаваемое устами человека.

Прямое значение слова "проповедь" - законченная речь, произносимая в религиозном собрании и имеющая своей целью:

1. призывать неверующих грешников к вере и покаянию,

2. назидать или утверждать верующих в вере и добродетели и

3. разъяснять учение Христа.

По своему характеру проповеди бывают четырёх видов:

1. призывные, в которых грешники призываются к вере и покаянию;

2. назидательные и воспитательные, в которых верующие утверждаются в делах веры;

3. призывно-назидательные проповеди, содержащие призыв к грешникам и назидание для верующих;

4. поучительные, в которых разъясняются известные тексты Св. Писания или вопросы, основанные на них, предназначенные, главным образом, для верующих.

Священное Писание даёт нам образцы: 1) призывных проповедей Мтф.3:2-3; 7:12; Деян.2:14-39; 22:3-21; 2) назидательных Мтф. 5,6,7 главы.

Главное достоинство проповеди заключается в том действии, которое она производит на слушателей, т.е. в действии в христианском духе мира и любви.

Достоинство проповеди и её успех зависят, прежде всего, от того, насколько она является выражением воли Божией и насколько Бог её благословляет, ибо "насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий" (1Кор.З:7).

Для успеха проповеди имеют большое значение:

а) личность проповедника и его отношение к своим обязанностям;

б) содержание проповеди;

в) форма и способы выражения мыслей.

Проповедник не должен считаться с похвалой или добиваться славы от людей. Высшая слава - быть угодным Богу. Дарование не может быть причиной лености, но должно побуждать к ещё более прилежной подготовке к проповеди.

Характерным является высказывание Чарльза Сперджена "короля проповедников": "Наше время в высшей степени практично и требует от проповедника не только правоверия и одухотворённости, но также и свободного, доступного изложения проповеди слушателям. Всякому формализму пришёл теперь конец; в жизненной правде заключается теперь успех всего".

Великая ответственность, связанная со званием проповедника, в настоящее время требует величайшего напряжения всех духовных сил человека. Отдать этому делу лишь половину своего сердца - значит глумиться над Богом и людьми.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 495. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия