Студопедия — Л Е К Ц И Я № 61. Понятие культуры в философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л Е К Ц И Я № 61. Понятие культуры в философии






Существует множество определений понятия культуры. Пер­воначально термин «культура» обозначал обработку и уход за зем­лей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических про­грамм человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих вос­производство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности. Впер­вые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и ло­кальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «приро­да — культура» сменилась на оппозицию «цивилизация — культу­ра» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с кри­тикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало проти­вопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных тех­нологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхо­да к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внима­ние на творческий и личностный аспекты культуры, рассматри­вая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура — специфический способ че­ловеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохране-


ния и развития общества культура включает в себя не только ду­ховную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столь­ко культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпрета­ция культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный со­циальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиоти­ческих систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладаю­щим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура пе­редается от поколения к поколению и является формой социаль­ного наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о су­ществовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

Культура — важный фактор регуляции хозяйственной деятель­ности, социальных отношений и политики, но она не растворяет­ся в этих сферах деятельности. Переход от одного хозяйственно­го уклада или социально-экономического строя к другому осуществляется через взаимодействие факторов, которые способ­ствуют или препятствуют, стимулируют или блокируют действие других компонентов социальной регуляции. Проблематика раз­личных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое внимание на тех или иных сторонах ду­ховной системы. М. Вебер, например, выявлял прежде всего, нор­мативно-ценностную связь — позитивную или негативную — ре­лигиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э. Дюркгейм. Он рассматривал место куль­туры в целостном развитии общества и разделении труда. Социа­лизирующие факторы подверг основательному изучению Э. Кас-сирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й. Хейзинге. Выделяют функции культуры в соответ­ствии со структурой духовного производства:

1) поддержание преемственности (традиции);

2) норматизация;


3) оценочная функция;

4) целеполагающая;

5) познавательная;

6) смыслообразование (сигнификативная). Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент

культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем дале­ко не все важные функции вошли в это перечисление.

В структуре духовного производства следует выделить следую­щие основные функции:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

2) накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений;

3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

4) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их диффе­ренциацию и единство;

5) социализация общества через создание структуры отноше­ний, опосредованных культурными компонентами;

6) как дополнительная форма социализации выделяется ре­креативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Функция производства новых норм, ценностей, значений

и знаний, историческая эволюция производства знаний и значе­ний: от гадательных способов — к научным системам. Высока роль практического опыта, художественного творчества и науки во введении инноваций. Ситуация информационного взрыва в современном мире требует радикальных изменений в способах хранения, систематизации и накопления информации. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от од­ного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхрон­ном разрезе внутри общества, между странами и народами. Куль­тура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах. В этом смысле культура — память общества, кладовая накоплен­ного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах культуры фик­сируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельно­сти. Характер целеполагания весьма различен в зависимости от уровня культуры.


Термин «культура» латинского происхождения и первона­чально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от изменений, вы­званных естественными причинами. Немецкие философы-про­светители, обобщая взгляды древних философов, определяли культуру как все произведенное человеком за вычетом природно­го, т. е. противоположное естественному состоянию. Слово «культура», начиная с древних эллинов и римлян, обозначает так­же обучение, образование, воспитание и совершенствование че­ловека в процессе его созидательной деятельности.

Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась как:

1) процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (французские просветители);

2) историческое развитие человеческой духовности, обеспе­чивающей прогресс человечества (немецкий классический идеализм);

3) автономные системы ценностей и идей, определяющих
тип социальной организации (неокантианство).
В целом в познании культуры движение мысли идет от отож­
дествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анали­
зу человеческой активности (деятельности, поведения и обще­
ния), благодаря которой создается надприродная, искусственная
сфера человеческого бытия.

Важнейшими формами культуротворчества выступают мо­раль, искусство и религия.

Мораль утверждает человечность, сдерживает эксцессы воз­врата к низшему, животному состоянию, в качестве неписаного закона посредством обыденного сознания выполняет регулятив­ную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции.

Искусство — мастерство, умение, развитые знанием дела; творческая деятельность по созданию произведений в эстетиче­ски выразительных формах.

Религия, широко использующая достижения искусства и нор­мы морали, выступает как органическая часть культуры.

В истории философии выделяются основные модели культу­ры. Натуралистическая (М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах) сво­дила культуру к предметно-вещественным формам ее проявле­ния, видела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается


от зависимости от природного и божественного миров и предста­ет как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в иде­алистическом варианте). В марксисткой философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму. Некласси­ческая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается вни­мание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека.

Культура — самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура — совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Ду­ховная культура — сфера сознания (познание, воспитание и прос­вещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей.

В понимании культуры в последнее время наиболее активно конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду жизнедеятельности людей». Другая — ориентирована на ценност­ный подход к культуре, как «сложной иерархии идеалов и смы­слов». При этом культура интерпретируется как надындивидуаль­ная реальность или как реальность личностного характера.

Понятие «цивилизация» первоначально появилось во фран­цузском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, про­светители называли цивилизацией идеальное общество, основан­ное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый эт-ноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла этнографи­ческая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа — своя цивилизация (Т. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII—начале XIX вв. утверди­лись три подхода к пониманию цивилизации:

1) унитарный (цивилизация — идеал прогрессивного развития

человечества как единого целого);


2) стадиальный (цивилизация — этапы прогрессивного разви­тия человечества как единого целого);

3) локально-исторический (цивилизация — качественно раз­личные уникальные этнические или исторические обще­ственные образования). В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической

концепции цивилизаций», предпринял попытку разрешить про­тиворечие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что с одной стороны существуют локальные цивилиза­ции, а с другой — над ними есть еще и цивилизация, как прогресс человеческого общества в целом.

Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие за­вершились утверждением в европейской философско-историче-ской мысли методологии однолинейного прогрессизма.

Согласно этой методологии в истории действуют силы и зако­ны, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая исто­рия стала рассматриваться как процесс перехода из одного со­стояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные на­роды в своей истории — быстрее или медленнее — идут по одной линии прогресса, поэтому более продвинутые европейские стра­ны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.

В рамках этой методологии появились концепции «историче­ских» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития нравственности» (семья, гражданское общество и государство) Г. Гегеля; закон «трех стадий эволюции мысли» (теологическая, метафизическая, позитивная) О. Конта; теория «общественно-экономических формаций» К. Маркса.

Несмотря на различие европейских универсальных филосо­фских концепций истории человечества, идея уникальности культурно-исторического развития народов прочно укоренилась лишь в романтической историографии.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 465. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия