Студопедия — ФЕОДАЛЬНЫЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФЕОДАЛЬНЫЙ






l'imaginaire du feOdalisme, P., 1978; L e G o l ff J., Pour im autre Moyen Age. Temps, travail ef culture en Occident Ρ, 1979. а. Я. Гурееич.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ, разновидность до-науч. социализма, представители к-рого, критикуя ка­питализм, видели выход из его противоречий в возвра­щении к феод.-патриархальным отношениям.

Впервые термин «Ф. с.» был употреблён К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистич. партии». Они относили к его представителям часть франц. леги­тимистов (X. Вильнёв-Баржемон, Ш.Монталамбер и др.) и «Молодую Англию», в к-рую входили аристокра-тич. тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизразли. Историко-филос. кон­цепция Ф. с. была разработана Карлейлем. Теоретич. источниками явились философия католицизма, мисти­ка Сведенборга, реакц. романтизм 18 — нач. 19 вв. (Э. Вёрк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Бональд, Ж. де Местр), традиционализм историч. школы права и др. учения, к-рые представители Ф. с. использовали преим. для провиденциалистско-телеологич. (см. Провиденциа­лизм и Телеология) обоснования своих социально-по-литич. построений. Формирование Ф. с. произошло пос­ле Революции 1830 во Франции и парламентской ре­формы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллю­зии об общности интересов классов, противостоящих буржуазии справа и слева, своеобразном антикапита-листич. фронте феодалов и трудящихся.

Ф. с. изображал историч. прогресс как осуществле­ние замыслов высшего существа, открывающихся толь­ко избранным, задача к-рых охранять проверенные ве­ками и отвечающие извечной «человеч. природе» устои общества, не допуская их обновления. Ст. зр. Ф. с. ус­тановление политич. господства пром. буржуазии при­вело к распаду традиционных обществ. связей, к воз­никновению хаотич. массы преследующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с феод.-патриар­хальными принципами обществ. бытия: иерархич. раз­витие патерналистско-патриархальных связей, незыб­лемость традиций и ритуалов, святость политич. ус­тановлений и лиц, в к-рых они воплощены (монархи, герои, зем. магнаты и «капитаны промышленности», как называл их Карлейль). К программе Ф. с., отра­зившей интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением промышленного капи­тализма (гор. мещанство, чиновничье-бюрократич. эле­менты, часть интеллигенции).

Маркс и Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о мет­кой критике феод. социалистами антигудганистич. сто­рон капиталистич. цивилизации, в целом характеризо­вали Ф. с. как ведущее направление реакц. социализма 30—40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью к-рого является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, Рос­сии (см. Славянофилы).

• Кан С. Б., История социалистич. идей, Μ., 19672.

ФЕРЕКИД (Φερεκύδης) и з Сироса (Киклады) (600—ок. 530 до н. э.), др.-греч. мифограф и космолог, у к-рого мифотворч. традиция переплетается с науч.-философской. Биография, предание ставит Ф. в близ­кие отношения с Пифагором, учителем к-рого он счи­тался. Автор «Теогонии» — одного из первых прозаич. соч. греков вообще; варианты названия: «Богосмешение» и «Семинедрие» («семьнедр» — т. е. «семь пространств» или «семь миров», на к-рые членится Вселенная; по Да-маскию, «пять недр»). В отличие от «Теогонии» Гесиода, где все боги «рождаются», Ф. признаёт вечность началь­ной троицы богов: «Зас и Хронос были всегда, и Хто-ния» (В 1). Зас (модификация Зевса) персонифицирует эфирные выси неба, Хтония — подземные глубины, Хронос — время как космогония, прапотенцию (парал­лели в орфизме; их общим источником может быть др.-ираа. идея бесконечного времени — zrvan akarana).

Согласно Дамаскию (А 8), Хронос (время) создал из своего семени огонь, воздух и воду, после распределе­ния к-рых по «пяти недрам» (по Г. Гомперцу: простран­ства звёзд, солнца, луны, воздуха и моря) возникло «но­вое многочисл. поколение богов». Структура этой кос­могонии обнаруживает сходство с космогонией Анакси-мандра.

• Фрагменты: DK I, 43—51.

• Eisler R., Weltüiimantel und Himmelszelt, Bd 1—2, Münch., 1910; West M. L., Early Greek philosophy and the Orient, Oxf ., 1971.

ФЕТИШИЗМ (франц. fetichisme, от fetiche — идол, талисман), 1) религ. поклонение материальным предме­там — фетишам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш» введён голл. путешествен­ником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. под назв.— «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в рели­гиях древних египтян, греков, римлян. Франц. просве­тители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Голь­бах, Система природы, М., 1940, с. 220—21). Для Ге­геля Ф.— форма первоначальной, непосредств. рели­гии — колдовства, когда человек осуществляет кос­венную власть над природой с помощью волшебного средства — фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448).

Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в воз­можность принудить божество исполнять желание чело­века; Тайлор, Спенсер и др. считали Ф. формой анимиз­ма (фетиш — вместилище духа). В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианст­во), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрно­го камня» у мусульман. с. А. Токарев.

2) Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свой­ствами (самовозрастание стоимости и пр.), обусловлен­ный овеществлением социальных отношений и персо­нификацией вещей. Ф.— это отождествление обществ. и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеч. деятельности, или природными особенностями индивида.

Структура фетишистского сознания и механизм про­цесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при ис­следовании товарного фетишизма. Для Маркса Ф. — это не только общий и постоянный элемент религии, но и элемент целого ряда форм сознания, далёких от рели­гии в собственном смысле слова. В религ. мире «...про­дукты человеческого мозга представляются самостоя­тельными существами, одаренными собственной жиз­нью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире това­ров с продуктами человеческих рук. Это я называю фе­тишизмом...» (M a p к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 82). Наделение предметов магич. свойст­вами, их сакрализация, освящение присущи не только религ. сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, бурж. политэкономич. особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории Ф. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономич. обуслов­ленность Ф. бурж. производств. отношениями. Маркс связывает Ф. со сращением символа и вещи, культурно-социальных функций предмета с природным бытием вещи. При этом объект Ф. превращается в некое магич. средство, призванное обеспечить достижение желае­мого результата.

В совр. марксистской лит-ре подчёркивается методо-логич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтон­ных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Марксистские социологи обращаются к теории Ф., раз-

витой Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смещение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала науч­ности и т. л.), критике различных форм «массовой куль­туры» и потребительского сознания, осмысления тенден­ций социально-психологич. процессов в бурж. обществе.

А. П. Огурцов.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971, с.458—70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, ч. 1—2; Маркс К., Кри­тика политич. экономии, там же, т. 46, ч. 1—2; Фран­цов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их раз­витие, M., 1964.

ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,— 18.11.1887, Лейпциг), нем. фи­зик, исихолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Проф. физики Лейпцигского ун-та (1834—40); из-за болезни и частич­ной слепоты, вызванной изучением зрит, ощущений, ос­тавил занятия физикой и обратился к философии. Раз­деляя во многом учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, мате­рия — оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически вычисляемой зависи­мости между психич. и физич. явлениями, Ф. выдвинул идею психофизики как науки о закономерном соотноше­нии между этими явлениями. Труд Ф. «Элементы пси­хофизики» («Elemente der Psychophysik», 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный Ф. основной психофизич. закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражи­теля) стал образцом применения точных методов в пси­хологии. Один из основоположников эксперименталь­ной психологии и эстетики (т. н. эстетики «снизу», иду­щей от опыта и индукции, а не от философских пост­роений).

• Zend-Avesta oder über die Dinge des Himmels und des Jen­seits, Bd 1—2, Lpz., 1922s; Vorschule der Ästhetik, Bd 1—2, Lpz., 19253.

• Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762, гл. 9; K u n t z e J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892.

ФИДЕИЗМ (франц. fideisme, от лат. fides — вера), ут­верждение приоритета веры над разумом, характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на открове­ние. Ограничивая сферу действия науки, Ф. отрицает мировоззренч. значение науч. познания, отводя реша­ющую роль в понимании мира религ. вере. Ф. присущ мн. направлениям идеалистич. философии; по словам В. И. Ленина, идеализм — это только «...утонченная, рафинированная форма фидеизма...» (ПСС, т. 18, с. 380).

«ФИЗИКА» (Φυσι,κά, лат. Physica), позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах, к-рое в греч. рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физи­ке» (Φυσική άκρόσις). Дошедшая до нас редакция при­надлежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), к-рый объединил относительно самостоят. соч.— кн. 1, 2, 3— 6, 7, 8. Из них кн. 1—7 датируются (по Е. Дюрингу) концом академич. периода (355—347 до н. э.), кн. 8 от­носится ко 2-му афинскому периоду (336—322). «Ф.» открывает комплекс естеств.-науч. соч., структура к-рого очерчена самим Аристотелем во введении к «Ме­теорологии» и посвящена фундаментальным принци­пам и понятиям учения о «природе» (φύσις). В центре внимания кн. 1 («О началах») — анализ понятия «ста­новления», или «возникновения» (γένεσις). Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следова­тельно, возникновение невозможно,— опроверга­ется заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием — ещё-не-бытием, небытием-чем-то-опреде-лённым, или «лишённостью (отсутствием формы)» — («об­разованный человек» возникает не из «не-человека», а







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия