Студопедия — Вассиан Рыло
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вассиан Рыло






(? — 1481)— архиепископ ростовский с 1468 г. Был горячим сторонником великого князя Ивана III Васильевича (1440—1505). Во время военных действий между Иваном и ханом Большой Орды Ахматом в 1480 г. (знаменитое «стояние на Угре») некоторые советники князя уговаривали его пойти на уступки хану. Иван колебался, и в этой обстановке «Послание на Утру» Вассиана приобрело особое политическое значение и смысл: архиепископ обосновал право русского князя не соблюдать клятву верности своих прародителей ханам, доказывая, что не подобает христианскому царю великой страны повиноваться «богопротивному» царю Орды. Ссылаясь на «древнейшего из философов» Демокрита, Вассиан убеждал, что против врагов князь должен быть крепким, мужественным и храбрым, сравнивая Ивана с Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, императором Константином. Существенно новым для России, еще только освобождавшейся от ордынской зависимости, явился призыв Вассиана вести не только оборонительные, но и завоевательные войны: он поставил в пример Ивану его прародителей, которые и Русскую землю обороняли, и «иные страны подчиняли». Своим посланием Вассиан способствовал упрочению на Руси идеи самодержавия, к которому Иван III всячески стремился.

ПОСЛАНИЕ НА УГРУ

Благоверному и христолюбивому, благородному и богом венчанному, богом утвержденному, в благочестии во всех концах вселенной воссиявшему, самому среди царей пресветлейшему и преславному государю нашему всея Руси Ивану Васильевичу, богомолец твой, господин, архиепископ Вассиан ростовский шлет благословение и челом бьет.

Молю величество твое, о боголюбивый государь, не прогневайся на меня, смиренного, что первым дерзнул я заговорить с твоим величеством откровенно, твоего ради спасения. Нам подобает, государь великий, помнить о твоих делах, а вам, государям, нас слушать. Ныне дерзнул я напи-

==108


ВАССИАН РЫЛО

сать твоему благородству, хочу кое-что напомнить из Священного писания, как бог вразумит меня, на крепость и утверждение твоей державе.

По божьему изволению, наших ради согрешений, охватили нас скорби и беды от безбожных варваров. И ты, государь, приехал в царствующий город Москву за помощью и заступлением ко всемилостивой госпоже богородице и к святым чудотворцам, к отцу своему митрополиту, и к матери своей, великой княгине, к благоверным князьям и богобоязненным боярам, за добрым советом — как крепко постоять за православное христианство, за свое отечество против безбожных басурман. Ты, государь, повинуясь нашим молениям и добрым советам, обещал крепко стоять за благочестивую нашу веру православную и оборонять свое отечество от басурман; льстецы же нашептывают в ухо твоей власти, чтобы предать христианство, не считаясь с тем, что ты обещал. А митрополит со всем священным и боголюбивым собором тебя, государя нашего, благословил на царство и к тому же так тебе сказал: «Бог да сохранит царство твое силою честною креста своего, и даст тебе победу над врагами, и покорит под ноги тебе всех противников твоих, как в древности Давиду и Константину, молитвами пречистой его матери и всех святых».

Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов, по великому слову господа нашего в Евангелии: «Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не· пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не заботится об овцах». Ты же, государь, сын мой духовный, не как наемник, но как истинный пастырь постарайся избавить врученное тебе от бога словесное стадо духовных овец от приближающегося волка. А господь бог укрепит тебя и поможет тебе и всему твоему христолюбивому воинству. Мы же вместе скажем: «Аминь», то есть: «Да будет так».

Господь поможет тебе, если ты, государь наш, все это возьмешь на сердце свое, как истинный добрый пастырь. Призвав бога на помощь, и пречистую его матерь, и святых его, и святительское благословение и всенародную молитву, крепко вооружившись силою честного креста, выходи против окаянного мысленного волка, как называю я ужасного Ахмата, чтобы вырвать из пасти его словесное стадо Христовых овец. А когда ты уйдешь, государь наш, святители, митрополит и мы все вместе с ними, молящиеся за ваше

ιό?

==109


ВАССИАН РЫЛО

высокородие, со всем боголюбивым собором будем молитву непрестанно творить, по всем святым церквам всегда молебны и святую службу совершать по всей нашей отчизне о вашей победе, и все христиане непрестанно будут бога молить, чтобы даровал он тебе победу над супротивными врагами, и надеемся получить ее от всемилостивого бога.

Ныне же слыхали мы, что басурманин Ахмат уже приближается и губит христиан, и более всего похваляется одолеть твое отечество, а ты перед ним смиряешься, и молишь о мире, и послал к нему послов. А он, окаянный, все равно гневом дышит и моления твоего не слушает, желая до конца разорить христианство. Но ты не унывай, но возложи на господа печаль твою, и он тебя укрепит. Ибо господь гордым противится, а смиренным дает благодать. А еще дошло до нас, что прежние смутьяны и не перестают шептать в ухо твое слова обманные и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам словесное стадо Христовых овец. Подумай о себе и о своем стаде, к которому тебя дух святой поставил.

О боголюбивый вседержавный государь, молим мы твое могущество, не слушай таких советов их, послушай лучше учителя вселенной Павла, сказавшего о таковых: «Разразится гнев божий с неба и на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдой; осуетились они в умствованиях своих, и омрачилось несмысленое их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели, и так как они не заботились иметь бога в разуме, то предал их бог превратному уму — делать непотребства». А также и сам господь сказал: «Если глаз твой тебя соблазнит, выколи его», а если рука или нога, то отсечь повелевает. Но понимай под этим не плотскую, видимую руку, или ногу, или глаз, но ближних твоих, которые советуют тебе совершить неправое дело, отринь далеко их, то есть отсеки, и не слушай их советов. А что советуют тебе эти обманщики лжеименитые, мнящие себя христианами? Одно лишь — побросать щиты и, нимало не сопротивляясь этим окаянным сыроядцам, предав христианство и отечество, изгнанниками скитаться по другим странам.

Подумай же, великоумный государь, от какой славы к какому бесчестью сводят они твое величество! Когда такие тьмы народа погибли и церкви божий разорены и осквернены, кто настолько каменносердечен, кто не восплачется о их погибели! Устрашись же и ты, о пастырь, — не с тебя ли взыщет бог кровь их, согласно словам пророка? И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе

К оглавлению

==110


ВАССИАН РЫЛО

богом стадо? Слышишь, что пророк говорит: «Если вознесешься, как орел, и даже если посреди звезд гнездо совьешь, то и оттуда свергну тебя, говорит господь». А другой пророк говорит: «Куда пойду от духа твоего и от лица твоего куда убегу? Взойду ли на небо — ты там; и на краю земли направит рука божья и десница удержит». Куда же ты уходишь, пастырь добрый, кому оставляешь нас, словно овец, не имеющих пастыря? Мы же надеемся, что господь не оттолкнет людей своих и достояния своего не оставит. Не слушай же, государь, тех, кто хочет твою честь в бесчестье и славу в бесславье превратить, и чтобы стал ты изгнанником и предателем христиан назывался. Отложи весь страх, будь силен помощью господа, его властью и силой, ведь «один разгонит тысячу, а двое — тьму», по пророческому слову. Их боги — совсем не то, что наш бог. Господь сказал: «Где боги их, на которых они надеялись? Близок день их погибели». И еще он сказал: «Лук сильных ослабел, а немощные препоясались силою»; «Господь живит и мертвит»; «Он даст крепость князьям нашим и вознесет рог помазанника своего». И еще: «Близок господь к призывающим его, всем призывающим его воистину» и «Не на силу коня смотрит он, не к быстроте ног человеческих благоволит, благоволит господь к боящимся и уповающим на милость его». Слышал, что сказал Демокрит, древнейший из философов: «Князь должен трезво рассуждать о всем происходящем, а против супостатов быть крепким и мужественным и храбрым, а к своей дружине иметь любовь и ласку». Вспоминай сказанное неложными устами господа нашего Иисуса Христа: «Хоть человек и весь мир приобретет, а душе своей повредит, какой даст выкуп за свою душу?» И еще: «Блажен человек, который положит душу за друзей своих».

А это, как мы слышим, безбожное племя агарян приблизилось к земле нашей, к вотчине твоей. Уже многие соседние с нами земли захватили они и движутся на нас. Выходи же скорее навстречу, призвав бога на помощь, и заступницу, и всех святых его. Последуй примеру прежде бывших прародителей твоих, великих князей, которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны ^подчиняли; я имею в виду Игоря, и Святослава, и Владимира, которые с греческих царей дань брали, а также Владимира Мономаха, — как и сколько раз бился он с окаянными половцами за Русскую землю, и иных многих, о которых ты лучше нас знаешь.

А достойный похвал великий князь Дмитрий, прадед твой, какое мужество и храбрость показал за Доном над

ιΠ

==111


ВАССИАН РЫЛО

теми же окаянными сыроядцами — сам он впереди бился и не пощадил жизни своей ради избавления христиан! И видел милосердный человеколюбивый бог твердое его намерение, что хочет он не только до крови, но и до смерти страдать за веру и за святые церкви, за врученное ему богом словесное стадо Христовых овец, как истинный пастырь, уподобиться древним мученикам. Ибо святые мученики ради любви божией на страдания и раны как на пир шли. Так и этот боголюбивый и крепкий смерть за приобретение считал. Он не усомнился, не убоялся татарского множества, не обратился вспять, не сказал в сердце своем: «У меня жена, и дети, и богатство многое; если и возьмут мою землю, поселюсь где-нибудь в другом месте». Но без сомнения устремился он на подвиг, и вперед выехал, лицом к лицу встретил окаянного разумного волка Мамая, чтобы вырвать из его пасти словесное стадо Христовых овец. Поэтому, за его отвагу, всемилостивый бог не замедлил, не задержался, не вспомнил его прежних грехов, но быстро послал ему свою помощь — ангелов и святых мучеников, помогать ему против его врагов. Поэтому он, пошедший на подвиг господа ради, и доныне похваляем и славим не только людьми, но и богом. Ангелов он удивил и людей возвеселил своим мужеством, а те, что подвизались вместе с ним до смерти, от бога получили оставление грехов и мученическими венцами почтены были, так же как и древние мученики, которые за веру пострадали от мучителей, за исповедание веры Христовой умерли. А эти также, в последние времена, за веру и за церкви божий умерли и равно с теми венцы приняли. Те же, которые тогда были ранены врагами и после победы остались живы, — те кровью своей омыли прежние грехи и как победители великие врагов явились и были достойны великой хвалы и чести не только от людей, но и от бога.

Так и теперь, если последуешь примеру прародителя твоего, великого и достойного похвалы Димитрия, и постараешься избавить стадо Христово от мысленного волка, то господь, увидев твое дерзновение, также поможет тебе и покорит врагов твоих под ноги твои. И здрав и невредим победоносцем будешь перед богом, который сохранит тебя, и покроет господь главу твою своею сенью в день брани. Если бы ты, о крепкий и храбрый царь, и твое христолюбивое воинство до крови и смерти пострадали за православную веру христианскую и божий церкви, как истинные во всем чада церкви, в которой породились духовно банею нетления, святым крещением, как мученики своею кровью,— блаженны и преблаженны будут в вечном наследии, получив это

==112


ВАССИАН РЫЛО

крещение, и после него не смогут согрешить, но получат от вседержителя-бога венцы нетленные и радость неизреченную, какой око не видело, как первые мученики и исповедники, так и эти последние будут, ибо сказал господь: «Первые — последние, и последние — первые».

Если же ты будешь спорить и говорить: «У нас запрет от прародителей — не поднимать руку против царя, как же я могу нарушить клятву и против царя стать?» — послушай же, боголюбивый царь, — если клятва бывает вынужденной, прощать и разрешать от таких клятв нам повелено, и мы прощаем, и разрешаем, и благословляем — как святейший митрополит, так и мы и весь боголюбивый собор: не как на царя пойдешь, но как на разбойника, хищника и богоборца. Уж лучше тебе солгать и приобрести жизнь вечную, чем остаться верным клятве и погибнуть, то есть пустить их в землю нашу на разрушение и истребление всему христианству, на святых церквей запустение и осквернение. Не следует уподобляться окаянному тому Ироду, который не хотел клятвы нарушать и погиб. А это что — какой-то пророк пророчествовал, или апостол какой-то, или святитель научил этому богомерзкому и скверному самозваному царю повиноваться тебе, великому страны Русской христианскому царю!

И не только ради наших прегрешений и проступков перед богом, но особенно за отчаяние и маловерие попустил бог на твоих прародителей и на всю нашу землю окаянного Батыя, который пришел по-разбойничьи и захватил всю землю нашу, и поработил, и воцарился над ними, хотя он и не царь и не из царскою рода. Мы ведь тогда прогневали бога, и он прогневался на нас и наказал нас, как чадолюбивый отец, по словам апостола: «Кого любит господь, того он наказывает; бьет всякого сына, которого принимает». И так вот — тогда, и теперь, и вовеки тот же бог, который потопил фараона, и избавил израильтян, и преславное совершил. Покайся, государь, от всего сердца и прибегни под крепкую руку его, и обещай всем умом и всей душою своею отказаться от того, что было прежде, когда случалось тебе, как человеку, согрешать. Человеку свойственно согрешать, то есть падать, и через покаяние восставать, а ангелам свойственно не падать, а бесам — не восставать и отчаиваться. «Да сотворишь ты суд праведный посреди земли». Нужно иметь любовь к ближним, никого не притеснять и быть милостивым в страшный день.

Не словом кайся, в сердце об ином помышляя, — не приемлет бог такого покаяния — но только если в словах будет то же, что и в сердце. Как благоразумный разбойник

m

==113


ВАССИАН РЫЛО

на кресте сразу же, лишь за одно только слово спасся, ибо он истинно, всем сердцем познал свое согрешение и к творцу возопил: «Помяни меня, господи, когда приидеши во царствие твое!» А милостивый и щедрый господь не только согрешения ему простил, но и сделал его наследником рая. Такому покаянию подражай, ибо истинное покаяние — отречься от греха. Если мы так покаемся, то так же помилует нас милосердный господь, и не только освободит и избавит нас, как некогда израильтян от лютого и гордого фараона,—нас, нового Израиля, христианских людей от этого нового фараона, поганого Измайлова сына Ахмета, — но и нам их поработит. Так же некогда согрешали израильтяне перед богом, и отдал их бог в рабство иноплеменникам, когда же каялись они, тогда ставил им бог от племени их правителей и избавлял их от рабства иноплеменников, и были иноплеменники у них в рабстве. Также, когда были израильтяне в рабстве в Египте, избавил их господь от египетского рабства через Моисея, раба своего. Потом даровал им господь Иисуса Навина, который привел их в землю обетованную, захватил двадцать девять царств и вселился туда. А после этого согрешили сыны Израиля перед господом богом, и господь бог предал их в руки врагов их. И снова покаялись они, и поставил им господь бог Иуду из рода их, и он разбил хананеян и ферезеев и захватил царя их Адонивезека. И повелел Иуда отсечь Адонивезеку руку по запястье и ступню ноги его. Этот же Адонивезек сам сказал: «Семидесяти царям отсек я кисти рук их, и они, покалеченные, собирали крохи под столом моим; как я сделал, так и воздал мне бог». И привели его в Иерусалим, и умер он там. Иуда же не усомнился, не сказал, что, мол, не царь я, и не из роду царского, а как мне царю сопротивляться — он на бога упование и надежду имел и царя царей победил. Поймав его, он повелел его казнить, и взял землю их, и поработил их сынам Израилевым. И снова, когда согрешили сыны Израиля перед богом, то предавал он их в руки врагов их, и были они в рабстве у них. А когда каялись, тогда ставил им правителя из их рода — я имею в виду Гофониила, и Аода, и Девору с Бараком, и Гедеона, погубившего тремястами воинов много тысяч мадиамлян, и кончая Самсоном, который убил ослиной челюстью тысячу человек. И многих других правителей ставил им бог, и избавлял их от рабства у иноплеменников, и были у них в рабстве иноплеменники.

И ныне этот же господь, и если покаемся от всей души и отречемся от греха, то поставит нам господь тебя, государя нашего, как некогда Моисея и Иисуса и иных, освободивших

==114


ВАССИАН РЫЛО

Израиль. Тебя даст нам господь как освободителя нового Израиля, христианских людей, от этого окаянного, возносящегося над нами нового фараона, поганого Ахмата. Но ею похвальбу обрушит господь под ноги твои и пошлет тебе пособников, ангелов своих и святых мучеников, и смету ι они их, и те погибнут. И пророки сказали бы: богом утвержденный царь, соберись с силой, преуспей и царствуй истины ради, и кротости, и правды. И бог чудесным образом направит твою десницу, престол твой правдой, кротостью и судом истинным создан будет, и жезл силы пошлет тебе господь от Сиона, и одолеешь ты окружающих тебя врагов. Так говорит господь: «Я воздвиг тебя, царя правды, призвал тебя правдой, взял тебя за руку правую, укрепил тебя, чтобы покорились тебе народы. Силу царей я разрушу, и отворю тебе ворота, и города не затворятся. Я пойду перед тобой, сровняю горы, двери медные сокрушу и затворы железные сломаю». И тогда непоколебимую и безупречную царскую власть даст господь в руки твои, богом утвержденный государь, и сыновей сынов твоих в род и род вовеки.

Итак, от чистой веры молитвою к богу день и ночь, в молитвах и мольбах, литиями и соборами святительскими, божественными возношениями нашими необходимое и подобающее поминовение о благочестивой державе вашей и царской вашей победе совершим за литургией, чтобы покорены были враги ваши под ноги ваши, чтобы одолели вы их в сражениях. Да рассыплются поганые страны, рвущиеся в бой, ослепляемые божьей молнией, и пусть они, как псы голодные, языками своими землю лижут, и ангел господень погоняет их.

Радуемся и веселимся, слыша о доблести и крепости твоей и о победе твоего сына, данной богом, и о великом мужестве и храбрости твоего брата,— государей наших, ставших против безбожных этих агарян. Но по евангельскому великому слову: «Претерпевший до конца спасется». Молю же твое царское многоумие и богом данную тебе премудрость, да не пренебрежешь моим худоумием. Ибо сказано: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание, потому что познание святыни — разум. Таким образом много лет проживешь, и прибавится тебе лет жизни». И с этим всем да будет милость великого бога господа нашего Иисуса Христа, молитвами пречистой его матери и всех святых, и великих чудотворцев земли нашей, преосвященных митрополитов русских Петра, Алексия, и Ионы, и Леонтия, епископа ростовского, чудотворцев Исайи и Игнатия, преподобных

11^

==115


ВАССИАН РЫЛО

и богоносных отцов наших Сергия, Варлаама и Кирилла, и прочих, и нашего смирения благословения на тебе, нашем государе, и на сыне твоем, и на твоем государстве, и на твоей братии, и на всех князьях, и боярах, и воеводах, и на всем нашем христолюбивом воинстве. И мирно и многолетне да будет ваше государство, победно со всеми послушающими вас христолюбивыми людьми, да пребудет во все дни жизни вашей и во веки веков. Аминь. В год 89 (1481).

Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века.—М.: Худож. лит., 1982.— С. 523—537.

==116


ОТВЕТ

ДЬЯКА ФЕДОРА КУРИЦЫНА ПОСЛУ ГЕРМАНСКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЮ ПОППЕЛЮ (1489)

В январе 1489 г. ' в Москве

в качестве посла императора Священной Римской империи германской нации Максимилиана I (избран императором в 1486 г.) побывал рыцарь Николай Поппель. Темой аудиенции у Ивана III стал не только вопрос о возможном браке русского великого князя с племянницей императора, но и тема «любви и дружбы» русского государя и германского императора. В числе прочего германский посол предложил Ивану королевский титул. От имени Ивана III отказ от этого титула сформулировал посольский дьяк Ф; И. Курицын (? — после 1500), известный помимо своей дипломатической деятельности тем, что возглавлял кружок московских еретиков в конце XV в. В это время на Руси дело шло к тому, чтобы великий государь принял титул царя «всея Руси» (в грамоте в-Ливонию этот титул уже фигурировал, а датский король даже назвал Ивана III императором). Формировалась также идея «Москва — третий Рим»: дипломатам Ивана III предписывалось, в частности, доказывать, что прародители московских государеч были в «приятельстве» и «любви» с римскими «царями», которые, мол, Рим папе отдали, а сами в Византии царствовали, что уже отец Ивана III Василий жил в «братстве» и «приятельстве» с византийскими монархами, что византийский император Иоанн Палеолог стал зятем Василия (на самом деле Иван был женат на дочери великого князя тверского Марии Борисовне). В таких условиях Иван III и отверг лестное, как казалось на Западе, предложение о королевском титуле. Приводимым ниже документом официальная политическая идеология указала строгий предел сближению России с Западом: предложение германским императором королевского титула Иван III истолковал как стремление ограничить политическую самостоятельность русского государя.

==117


ОТВЕТ ДЬЯКА ФЕДОРА КУРИЦЫНА

[...] И Князь Великий велел Федору Курицыну отвечать ему [Николаю — послу германского императора]. И Федор ему [Николаю] говорил: «Слова, что ты мне говорил и велел сообщить Государю Великому Князю, я те твои слова Государю Великому Князю передал. И Государь наш Князь Великий велел тебе так отвечать: «Ты говоришь, что нам служил, и ты ныне служишь, и впредь хочешь нам служить. И мы тебя здесь жалуем, да и там, в твоем государстве, тебя жаловать хотим2. А что ты нам говорил о королевстве, спрашивая,] желаем ли мы, [чтобы] Цезарь поставил нас королем на своей земле, то [следует тебе знать, что] мы Божьей милостью Государи на своей земле изначала, [т. е.] от первых своих прародителей. А поставление имеем мы от Бога, как наши прародители, так и мы. И мы просим Бога, чтобы дал нам и нашим детям до конца в том быть, как мы ныне Государи на своей земле. А поставления [в короли], как мы раньше этого не хотели ни от кого, так и ныне не хотим»». [...] — Пер. Л. Н. Смольниковой.

Печатается по: Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными.— Т. 1.—СП6., 1851.—Стлб. 11—12.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Издатели «Памятников дипломатических сношений Древней России с державами иностранными», в которых опубликованы записи переговоров Николая Поппеля, датируют их 1488 г.

2 Николай Поппель предложил Ивану III свои посреднические услуги в западноевропейских странах и получил согласие.

==118


ГРАМОТА ИВАНА III ВАСИЛЬЕВИЧА

К ГЕРМАНСКОМУ ИМПЕРАТОРУ МАКСИМИЛИАНУ I (1490)

В 1490 г. в ответ на пред.ложение Ивана III о союзе и дружбе посол Максимилиана I Георг Делатор объявил, что Священная Римская империя хочет союза с Россией против польского короля Казимира IV Ягеллончика (правил в 1447—1492гг.), который мешал ему овладеть Венгерским королевством. Союзный договор был заключен, и посол Ивана грек Юрий Траханиот повез к Максимилиану договорную, или так называемую «докончательную союзную», грамоту. На международном уровне было зафиксировано стремление Ивана III отвоевать у Казимира киевские земли. Практическую политическую цель Иван III обосновывал идеологически: давно не существовавшее Великое княжество Киевское он объявил своей «отчиной».

По Божьей воле и по нашей любви мы, Иоанн, Божьей милостью Государь всея Руси, Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский и иных, заключили дружеский и вечный договор со своим братом Максимилианом, королем Римским, и князем Австрийским, и князем Бургундским и Лургинским, и Штирии и Каринтии и иных. Быть нам с ним в братстве и любви и в единстве по этой грамоте. Если будет тебе, нашему брату Максимилиану королю, нужна наша помощь против твоих недругов — нам тебе помогать, когда нам будет возможно. Если будет нам нужна твоя помощь против наших недругов — и тебе нам помогать, когда будет тебе возможно. А [если] ты начнешь, брат, отвоевывать свою отчину Венгерское королевство, а Казимир, король Польский, или сын его, Чешский король, или его младшие дети начнут Венгерское королевство себе завоевывать, [тогда] тебе нам весть прислать. И нам тебе против Казимира короля и его детей помогать по-настоящему, без хитрости. Также и нам, если, даст Бог, когда начнем отвоевывать свою отчину Великое

==119


ГРАМОТА ИВАНА III

княжество Киевское, которым владеет Казимир, король Польский, и его дети, а [это — часть] нашего Государства, русских земель — и [тогда] нам тебе весть прислать. И [тогда] тебе нам против Казимира короля и его детей помогать по-настоящему, без хитрости. А [если] будет у нас война с Казимиром королем и с его детьми, а мы не успеем тебе весть прислать, а тебе об этом известно будет, то тебе нам против Казимира короля и его детей помогать по-настоящему, без хитрости. А [если] у тебя будет война с Казимиром королем и с его детьми, и ты не успеешь нам весть прислать, а нам об этом известно будет, — и нам тебе против Казимира короля и его детей помогать по-настоящему, без хитрости. И быть нам с тобой против Казимира короля и его детей вместе до конца жизни. А тебе с нами быть против Казимира короля вместе до конца жизни. А твоим послам и купцам по нашим землям путь свободный, без всяких препятствий. А нашим послам и купцам по твоим землям путь свободный, без всяких препятствий. А о том всем мы, Иоанн, Божьей милостью Государь всея Руси, Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский и иных, крест целовали тебе, своему брату Максимилиану, королю Римскому, и князю Австрийскому, и князю Бургундскому, и Лургинскому, и Штирии, и Каринтии и иных по настоящей любви. А по этой грамоте нам управлять. К этой утвержденной грамоте и печать нашу мы привесили. А писано в Москве, от сотворения мира в год шесть тысяч девятьсот девятьдесят восьмой [6998, т. е. 1490г.], августа 16.— Пер. Л. Н. Смольниковой.

Печатается по: Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными.— Т. 1. — СПб., 1851.— Стлб. 37—38.

К оглавлению

==120


ГРАМОТА ВАСИЛИЯ III ИВАНОВИЧА

К ГЕРМАНСКОМУ ИМПЕРАТОРУ МАКСИМИЛИАНУ I (1508)

Осенью 1506 г. в Москву приезжал посланник германского императора Юстус Кантингер (Гартингер?). Посланнику было высказано пожелание о сохранении между Россией и Священной Римской империей союза, братской любви и дружбы, которые установились при Иване III. Начав войну с Сигизмундом I (1467—1548), королем польским и великим князем литовским (с 1506 г.), Василий решил воспользоваться договором 1490 г. между Иваном III и Максимилианом I о взаимной помощи в случае войны с польским королем. Внешнеполитическая линия, как и при Иване III, обосновывалась в грамоте политической мифологией о Великом княжестве Киевском как «отчине» московских князей.

Василий, Божьей милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Югорский, Вятский, Пермский и Болгарский и иных, наияснейшему и светлейшему начальнику, господину Максимилиану, Божьей милостью цезарю Римскому, вечно августу и королю Венгерскому, и Далматскому, и Хорватскому и иных, эрцгерцогу Австрийскому и князю Бургундскому и Брабантскому и иных, правителю области Палатини, другу нашему дражайшему радоваться достижению всякого благополучия. Дальше пишем Вашей Светлости [о том], что присылал ты к нам посланника своего Юстуса Кантингера, и мы с вашим посланником Юстусом Юдоком к Вашей Светлости хотели послать своего посланника со своей грамотой, ибо нашему посланнику через Литовскую землю, а [также] через Немецкую землю нельзя до Вас дойти. И мы с Вашим посланником Юдоком писали Вашей Светлости в своей грамоте [о том], что в котором государстве был государем отец наш Иоанн, Божьей милостью Государь всея Руси и великий князь, Божьей волей и отца нашего благословением и пожалованием ныне в том государстве мы [стали] Государем.

==121


ГРАМОТА ВАСИЛИЯ III

И [так] как Ваша Светлость был с отцом нашим Иоанном, Божьей милостью Государем всея Руси и Великим князем, в любви, и в братстве, и в договоре, и в присяге, подтвержденной целованием креста, против всякого недруга вместе. Так бы Вы и с нами были в любви и в братстве, и в договоре, и в присяге, подтвержденной целованием креста, и против всякого недруга [были] вместе. А ныне сообщаем Вашей Светлости, что, с Божьей помощью, против короля Польского Сигизмунда и Казимира, королевского сына, затеяли мы военный поход, чтобы отвоевать Русские земли, свою отчину. И посмотрели мы Ваш договор, что был [заключен] с отцом нашим, [договор] о любви и братстве. На этих грамотах [у Вас и у нашего отца] Вы целовали крест. В той грамоте написано так: «Если начнет отец наш Иоанн, Божьей милостью Государь всея Руси и Великий князь, с Божьей помощью отвоевывать свою отчину — Великое княжество Киевское, которым владеет Казимир, король Польский и его дети, нашего государства Русскую землю, то отцу нашему Вам весть прислать. А Вам отцу нашему против Казимира короля и против его детей помогать по-настоящему, без хитрости. А если начнете Вы, с Божьей помощью, отвоевывать свою отчину — Венгерское королевство, а Казимир, король Польский, или его сын — Чешский король, или его дети младшие начнут тебе мешать, а сами [станут] отвоевывать Венгерское королевство, как и [ныне] мешают, то Вам отцу нашему весть прислать. И отцу нашему Вам помогать против Казимира короля и против его детей по-настоящему, без хитрости». И ныне от нашего недруга, от сына Казимира короля, от Сигизмунда, короля Польского, отделился князь Михаил Львович Глинский со своими родственниками и с единомышленниками, и с простыми людьми многими, и с городами, и с волостями. И он нам бил челом. И мы слышим, что Ваша Светлость с Божьей помощью хотите отвоевать свою отчину — Венгерское королевство. И Ваша бы Светлость ныне с нами была в любви, и в братстве, и в договоре, и в присяге, подтвержденной целованием креста так же, как были с отцом нашим Иоанном, Божьей милостью Государем всея Руси и Великим князем. А мы с Вашей Светлостью хотим также в любви, и в братстве, и в договоре. и в присяге, подтвержденной целованием креста. А сию нашу грамоту Вашей Светлости велели мы препроводить князю Михаилу Глинскому. И какая будет на то воля Вашей Светлости и Ваша бы Светлость про то нам сообщил немедленно. А мы всегда хотим того, чтобы между нами наши люди ездили, здоровье наше видя. И Бог пусть тебе умножит

г-

==122


ГРАМОТА ВАСИЛИЯ III

Печатается по: Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Τ. Ι.—СПб., 1851. Стлб. 152—154.

==123


ОТВЕТ СОВЕТНИКОВ ВАСИЛИЯ III ИВАНОВИЧА

ПОСЛУ ГЕРМАНСКОГО ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА I СИГИЗМУНДУ ГЕРБЕРШТЕЙНУ (1517)

В момент, когда в СевероВосточной Руси начался процесс образования великорусского национального государства, перед русскими княжествами встала первостепенная историческая дилемма, с кем быть: с Азией против Западной Европы или с Западной Европой против Азии. В разное время разные княжества по-разному решали этот вопрос. Так сложилось, что на первых порах московские князья ориентировались больше на Золотую Орду. В политике Твери, Новгорода, Пскова заметной была ориентация на западных соседей Руси. На рубеже XV — XVI вв. Московская Русь сделала свой основной выбор: она стала выступать за союз и согласие между христианскими государствами против государств мусульманских, при конечной цели, как она тогда обычно формулировалась, — чтобы все враги христиан были покорены, чтобы не лилась от мусульман христианская кровь. Как и Западную Европу, Россию пугало возвышение Османской империи. На востоке Россию беспокоило Казанское ханство, на юге — крымские татары, и т. д. Но на пути общехристианского, общеевропейского союза стояли русско-польский и русско-литовский антагонизмы, претензии Московии на все земли, входившие некогда в состав Киевской Руси. Эта противоречивая политическая ситуация и явилась предметом дебатов советников Василия III с Сигизмундом Герберштейном. Политику польского короля Сигизмунда русские трактовали как препятствие для антимусульманского союза христианских государств. В ходе переговоров Герберштейна в Москве выявился еще один важный тезис внешнеполитической идеологии официальной России начала XVI в., согласно которому Россия в ее противостоянии Польше, насаждавшей на своих восточных землях католическую культуру, отстаивала традиционные русские культурные ценности и сопротивлялась новым «обычаям».

==124


ОТВЕТ СОВЕТНИКОВ ВАСИЛИЯ III

[...] И апреля 22 князь Великий всея Руси Василий Иванович, выслушав речи посла Сигизмунда, решил с боярами на его [посла] речи ответить [так]: «[...]' так как до этого времени некоторые христианские государи между собой были не в согласии, поэтому и с Его Величеством, братом нашим великим Цезарем Римским и наивысшим королем Максимилианом в союзе не были, то из-за того разлада начальники мусульманские много христианской крови пролили, и многие там государства христианские покорили».

Юрий2 говорил: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь3 велел тебе передать: «И брат наш избранный — Цезарь Римский и наивысший король Максимилиан о том подумал и за то боролся, чтобы христианские государи между собой в согласии были, чтобы от мусульман кровь христианская не лилась, и [чтобы] государства христианские под властью христианских государей были»».

Шигона4 говорил: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь велел тебе [послу цезаря] передать: «И ныне ты нам сообщил слова] брата нашего избранного Цезаря Римского и наивысшего короля Максимилиана, чтобы по Божьей воле с братом нашим великим Цезарем Римским и наивысшим королем Максимилианом по его замыслу и [благодаря многим его] трудам многие государи христианские, прежде всего Римский папа со всей Итальянской землей, и 26 королей с ним союз заключили и в мире вечном [быть обещали]. [Против этого союза] были король Французский и Венецианцы, которые в дружбе не были и особенно против его, брата нашего великого Цезаря Римского и наивысшего короля, воевали. Но и тех ныне, по Божьей воле, брат наш, великий Цезарь Римский и наивысший король к миру склонил»».

Григорий5 же говорил: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь, велел тебе [послу цезаря] сказывать: «И мы, это ныне услышав, т. е.], что по Божьей воле и по замыслу брата нашего, великого Цезаря Римского и наивысшего короля Максимилиана, [а также благодаря его] трудам, сначала папа Римский и с ним 26 королей союз и вечный мир заключили, а Французского [короля] и Венецианцев к миру склонил, — и этому мы сердечно порадовались. А прежде всего просим Господа Бога Вседержителя, чтобы по Божьей воле [силами] брата нашего [Цезаря Римского] и нашими, и всего христианства враги [наши] были покорены»».

Меньшой6 говорил: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь

12~5

==125


ОТВЕТ СОВЕТНИКОВ ВАСИЛИЯ III

велел тебе [послу Цезаря Римского] говорить: «И сообщал ты [посол] нам [слова] брата нашего Великого Цезаря Римского и наивысшего короля Максимилиана, что и король Польский [разрешение] всех разногласий доверил брату нашему Максимилиану Великому Цезарю Римскому и наивысшему королю»».

Меньшой же говорил: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь велел тебе [послу] передавать: «И ты нам передавал брата нашего, избранного Цезаря Римского и наивысшего короля Максимилиана [слова], чтобы войну, [которая] между нами и нашим недругом Сигизмундом королем была, и [тогда] крови христианской много пролилось, и нам бы, по прошению брата нашего, ту войну закончить и с Сигизмундом королем помириться, чтобы впредь кровь христианская не лилась»».

Меньшой же говорил: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь велел тебе [послу] сообщить: «Так как брату нашему избранному Цезарю Римскому и наивысшему королю Максимилиану весьма известно, что та война между нами и королем Сигизмундом и кровопролитие христианское начались не с нашей стороны. Началась та война и кровопролитие христианское с Сигизмунда короля стороны. А мы, как и прежде, не хотели видеть, как кровь христианская лилась, так и ныне того не хотим видеть. И мы просим всегда Господа Бога Вседержителя, чтобы дал Бог нам, христианским начальникам, [милость, чтобы] христианство всегда в мире и сохранности было»».

Юрий говорил: «Великий Государь Василий, Божьей

милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь велел тебе сказывать: «Так как и прежде брат наш, избранный Цезарь Римский и наивысший король Максимилиан передавал нам со своими послами и посланниками, и с гонцами и в грамотах своих писал нам, чтобы нам с Сигизмундом королем помириться». И мы брату своему, избранному Цезарю Римскому и наивысшему королю Максимилиану со своими посланниками и с гонцами в грамотах своих писали и на словах передавали [так]: «[если] захочет с нами наш недруг Сигизмунд король [заключить] мир, и он бы прислал к нам своих послов так же, как прежде того присылал к нам своих послов. И [если] пришлет к нам Сигизмунд король своих послов, и [тогда] мы [по желанию и прошению] брата нашего Максимилиана, избранного Цезаря Римского и наивысшего короля, с Сигизмундом королем мир заключим как

подобает»».

==126


ОТВЕТ СОВЕТНИКОВ ВАСИЛИЯ III

Шигона говорил: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь велел тебе передавать [так]: «И говорил ты нам брата нашего избранного Цезаря Римского и наивысшего короля Максимилиана [такие слова], чтобы брат наш и избранный Цезарь Римский, наивысший король Максимилиан, как заключил с нами договор и вечный мир, [так] он с нами тот договор и вечный мир хочет до конца жизни [сохранить], и во всех делах хочет с нами быть вместе»».

Григорий говорил: «Великий Государь Василий, Божьей-милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь велел тебе [послу] передавать: «И так это брат наш и избранный Цезарь Римский, наивысший король Максимилиан делает весьма хорошо, ибо как заключил с нами договор и вечный мир, и он поэтому хочет с нами быть до конца жизни. И во всех делах хочет с нами быть вместе. А мы со своим братом избранным Цезарем Римским и наивысшим королем Максимилианом, так как он заключил с нами договор и вечный мир, [поэтому] мы с ним хотим [вместе] быть до конца жизни и все дела с ним хотим делать вместе»». [...]

[...] Юрий говорил7: «Великий Государь Василий, Божьей милостью Царь и Государь всея Руси и Великий князь велел тебе [Сигизмунду] сказывать: «А мы как прежде того, с Божьей волей, против бусурман за христианство стояли, так и ныне стоим за христианство. И впредь против бусурман за христианство хотим стоять, сколько нам Бог поможет. А прежних нам своих обычаев не нарушать, как было при прародителях наших и при отце нашем, при Великом Государе Иване, Божьей милостью, царе и Государе всея Руси и Великом князе, и при нас, что нам Бог дал. И мы того не хотим умалять. А с Божьей волей хотим [обычаи] возвысить, сколько нам милосердный Бог поможет. И нам ныне своих послов на границы, ни в другие места никуда посылать не следует. А ради брата своего Максимилиана, избранного Цезаря Римского и наивысшего короля, с Сигизмундом королем мира хотим [такого], как подобает. И захочет с нами Сигизмунд король мира — и он бы старины не рушил и новых незаконных обычаев не устанавливал. [И] послал бы к нам своих послов. [Когда же он] пришлет к нам своих послов, и мы с ним мира хотим [такого], как подобает»». [...]— Пер. Л. Н. Смольниковой.

Печатается по: Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными.—Т. I.—Спб., 1851.— Стлб. 201 —206, 225—226.

==127


ОТВЕТ СОВЕТНИКОВ ВАСИЛИЯ III

ПРИМЕЧАНИЯ

' Здесь в подлиннике отсутствует часть текста, поэтому неизвестно, кому из советников Василия III принадлежит приведенное ниже высказывание.

2 Юрий — вероятно, посол Ивана III грек Юрий Траханиот.

3 Еще при Иване III титул «царь» эпизодически употреблялся применительно к великому князю московскому. Настойчивое использование этого титула в важных переговорах Василия III с послом Максимилиана I свидетельствует об упрочении идеи самодержавия в политической идеологии России начала XVI в. Герберштейн в своих «Записках о московитских делах» обратил внимание на использование титула «царь».

4 Иван Юрьевич Шигона-Поджогин — тверской боярин, один из любимцев Василия III.

5 Григорий Федорович — боярин, новгородский наместник.

6 Путятин Меньшак (Меньшой) — дьяк, пользовавшийся особым доверием Василия III.

7 Эту речь Юрий (см. примеч. 2) говорил во время аудиенции, состоявшейся летом 1490 г. ·.

==128


00.htm - glava12







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 561. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия