Студопедия — Максим грек
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Максим грек






(в миру — Михаил Триво-

лис) (ок. 1470—1555)—религиозный публицист, переводчик. Родился в греческой аристократической семье. С 1492 г. жил в Италии, познакомился с немецкими гуманистами; сильнее же оказалось влияние критика тирании и папства, но одновременно антигуманиста и аскета доминиканца Д. Савонаролы (1452—1498), и Михаил, покинув Италию, обосновался на Афоне (Греция), где постригся в монахи. В 1516 г. по запросу великого князя московского Василия III Ивановича выехал в Москву для перевода Толковой Псалтыри. Назад Максима не отпустили, и он навсегда остался в России. Вокруг него обосновался кружок русских книжников. В 1525 г., а затем повторно в 1531г. Максим Грек осуждался церковным судом. Умер в заточении. В многогранном творчестве Максима Грека наибольший интерес представляют его «нестяжательские» сочинения о недопустимости монастырского землевладения и «слова», посвященные проблеме взаимосвязи светских («царство») и духовных («священство») властей, проблеме организации государственной власти и управления. Ратуя за идею одновременного и единомысленного управления «священством» и «царством», Максим отводил роль главы такого управления государю, полагая, что митрополит при нем является духовным отцом державы и ходатаем перед богом. Встречаются, однако, в сочинениях Максима и высказывания в духе теократической идеи превосходства «священства» над «царством». Считая русских государей самодержцами, Максим вместе с тем проводил мысль о разумной сословной монархии, о необходимости иметь при государе «советы» по делам управления, крепить дружбу и единомыслие князей, бояр и воевод, помогающих государям в управлении, заботиться о подданных в духе человеколюбия и правосудия, справедливости и милости, противостояния беззаконию, «сатанинской гордости» и «богомерзскому лихоимству». Земной христианский царь, по Максиму, — это одушевленный образ «царя небесного» и вместе с тем царь, подобный римскому императору Константину! Великому (ок. 285—337), Ш

==153


МАКСИМ ГРЕК

первому христианскому государю, и Феодосию I, или Великому (ок. 346—395), который окончательно утвердил господство ортодоксального христианства.

СЛОВО XXV

БЛАГОВЕРНЕЙШЕМУ И ВЫСШЕМУ ЦАРЮ И БОГОХРАНИМОМУ ГОСУДАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ ИОАННОВИЧУ ВСЕЯ РУСИ, ИЖЕ ВО ИНОЦЕХ НАИМЕНЬШИЙ МАКСИМ СВЯТОГОРСКИЙ МЕТАНИЕ, ЕЖЕ О ГОСПОДЕ СМИРЕННО ТВОРЮ '

Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца святого (Иак. 1, 17), ясно учит боговдохновенное Писание. Иначе и быть не может. Даже Платон, первый внешний философ, от божественного ли Писания будучи научен, или вразумлен был светом естественного разума, сначала насажденного в человеческом естестве, начало и причину всякого блага приписывает Богу, говоря: «действительно, благ есть Бог, и Он. поэтому, признается виновником всякого блага, а зла нисколько Он не причинен». После первого же истинного блага, которое есть Сам Бог, имеются бесчисленные блага, истекающие нам от Него, из которых два величайшие суть: священство и царство, как утверждает Великий царь Юстиниан, который говорит об этом так: «свящество и царство суть два величайших дарования Божий человеческому роду, данные величайшим Его человеколюбием; из них священство служит к устроению дел божественных, а царство заведует делами человеческими, промышляя о них; причем и то, и другое, происходя от одного и того же начала, украшают человеческую жизнь». Доказательством истины сих божественных слов служат многие священники и цари, бывшие в Ветхом завете, и из них особенно замечательны: пророк Моисей и священник Аарон — богоизбранное сочетание; также: Иисус Навин и священник Елеазар; пророк Самуил и царь Давид, и другие праведники, одновременно и единомышленно управлявшие священством и царством. Много было таких примеров и в Новом завете, как-то: папа Сильвестр и царь Константин Великий; Григорий Богослов и царь Феодосии Великий; Ио-

ι-

==154


МАКСИМ ГРЕК

анн Златоуст и царь Аркадий, и остальной лик приснопамятных и блаженнейших тех мужей — архиереев и царей нового Израиля. В нашем же роде примером и доказательством истинности вышеприведенных слов служит, без сомнения, твоя богохранимая и боговенчанная держава, славнейшая в благочестии и добродетели, которая, собрав совершеннейшие добродетели прежде царствовавших премудрейших мужей, показывает их в себе, как бы в некотором чистейшем зеркале, испускающем всюду блистания чистого благочестия и правды. Будучи же украшен мудростью, соединенною с благочестивой кротостью, ты в божественных всенародных и в отдельных празднествах состоишь представителем и премудрейшим украшением этих торжеств. В советах же по делам управления государственного, касательно благоустройства положения подданных, также и по устройству военного положения, кто из нынешних и прежде бывших царей окажется способнейшим к сему Василия Иоанновича, славного Великого Князя всея России? Итак, хорошо было сказано нами выше, что чудная и славная держава твоя представляет собою олицетворение вышеприведенных слов Юстиниана, так как ты имеешь при себе содержащего архиерейский престол славного в архиереях господина Варлаама, преосвященнейшего Митрополита всея России, духовного отца твоей державы и всегдашнего ходатая к Богу. При вашем обоюдно согласном управлении чисто сияет благочестие, соединенное с правдою и благозаконием, так что при вас явственно исполняется реченное божественным Давидом: истина от земли возсия, и правда с небес приниче; поэтому Господь даст благодать, и земля ваша даст плод свой, и правда ваша пред вами предыдет, и положит стопы ваши в путь, ведущий к горнему (Пс. 84, 12—14). Итак, царское помазание, исходящее от первого и Единого истинного Благого, как сказано выше, достигло и до твоей державы вместе с другими бесчисленными благами, которыми неоскудно обогащен царский твой разум. [...]

СЛОВО XXVIiï

ПОСЛАНИЕ К БЛАГОВЕРНОМУ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВСЕЯ РОССИИ ИОАННУ ВАСИЛЬЕВИЧУ2


всея


Благовернейшему и боголюбивому царю и самодержцу России, славному государю и великому князю Иоанну

==155


МАКСИМ ГРЕК

Васильевичу, нищий твой государев богомолец инок Максим из Святой горы осмеливается низко бить челом.

Есть много таких свойств, которыми благочестно царствующие на земле уподобляются небесному Владыке, каковы — кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же — правда и милость, и то, чтобы не презирать обижаемых, но с великою любовью к ним и божественною ревностью возбуждать себя к отмщению за них. Это делает начальствующих подобными Богу, и державу их не только утверждает и сохраняет в глубоком мире и тишине, но и прославляет их знаменитыми победами, низводя на них свыше помощь десницы Вседержителя, которая покоряет под ноги их всех сопротивных. Доказательством сего служат в Ветхом завете чудный Давид — царь и пророк, и бывшие после него Езекия и Иосия; в Новом же более совершенном завете — Константин Великий, первый христианский царь, также Феодосии Великий и благочестивый, и внук его Феодосии, нареченный Юнейшим, и многие другие благочестивые и праведные цари, которые великою своею праведностью, благоразумием и прилежным попечением о подчиненных благоугодили Царствующему в вышних, всегда пребывали в глубоком мире и тишине и получили славные победы на варваров, будучи покрываемы и укрепляемы всемогущею десницею

Вышнего..И это — так!

Затем: в человеческой жизни существует множество различных художеств, искусств и высоких санов, и каждый человек постоянно заботится и старается всей душой достигнуть совершенства в том, чего он желает, будет ли то художество, или искусство, или высокое положение, и при этом в пример себе ставит тех, которые ранее некогда достигли совершенства в чем-либо из сказанного, желая и сам также удостоиться и получить таких же похвал, и чтобы быть в славе у всех в последующие времена. Ты же, благочестивейший и достохвальный самодержец всея России, которому вверен Самим Вышним скипетр славного царства, — кого другого можешь ставить себе всегда в образец, как не Самого только Царствующего на небесах и святые заповеди Того, Который один страшен и всесилен. Который поставляет царя и отставляет его, Который воздвизает от земли убога, и от гноища возвышает нища посадити его с могущими людей, и престол славы дан в наследие им (1 Цар. 2, 8). Если на Него одного возложишь все свое упование и по Его спасительным заповедям и законам будешь устроять вверенное тебе царство, Г-

==156


МАКСИМ ГРЕК

и будешь всегда творить суд и правду посреди земли, как есть писано, то будешь блажен не только в будущем, но и в настоящем веке: ибо всегда будешь сохраняем Им во всякой безопасности, в мире, в здравии, в разуме духовном, благословляемый всеми. Ничего не предпочитай правде и суду Царя Небесного, Иисуса Христа, Господа и Бога твоего, ибо ничем другим не возможешь так благоугодить Ему и привлечь Его милосердие и благотворения на твою богохранимую державу, как твоею правдою к подчиненным и праведным судом, также щедротами и кротостью ко всем вообще неимущим. Хороши воистину и весьма спасительны молитва и пост: ибо постом погашаются и умерщвляются плотские страсти и очищается ум, молитва же соединяет трезвенно молящегося с Богом, духовно присвояет Ему и делает богоподобным. Но если при этом будет недоставать вышесказанных добродетелей, то эти не имеют перед праведным Судьею никакого значения; ибо сказано святым Божьим пророком Осиею как бы от лица Божьего: милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения (Ос. 6, 1). И опять: не всякий глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царстве Небесное, но творяй волю Отца Моего, И же есть на небесех (Мф. 7, 21). Видишь, благочестивейший государь, как Он ясно не одобряет того, кто думает одною молитвою благоугодить Богу! Почему же так? — Потому, что Сам Он по естеству — весь благость, весь правда, весь милость, весь щедрость ко всем вообще живущим на земле; таким же Он желает быть и в царствующих на земле, ибо царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть одушевленный образ Самого Царя Небесного, как сказал и некоторый эллинский философ одному царю, говоря: «получив в управление царство, будь достоин сего, ибо царь есть одушевленный, то есть живой образ Божий». Нет более угодной пред Ним молитвы и лучшего приношения, как хранение и исполнение святых Его заповедей, ибо Сам говорит: имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя; не любяй M я словес Моих не соблюдает (Ин. 14, 21—24). И опять: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедую вам (Ин. 15, 14).

Постарайся же, о благочестивейший Государь, быть другом Царя и Владыки всех, Иисуса Христа и Бога твоего и человеколюбием и благостию и правосудием прославь Его на земле чрез земное и временное сие начальство, чтобы и Он соответственно прославил тебя божественною Своею славою на земле и на небесах, как Сам обещал чрез пророка, говоря: 15^

==157


МАКСИМ ГРЕК

прославляющий M я прославляю, а унижаяй M я безчестен будет. (1 Цар. 2, 30). А как возможешь прославить Его и угодить Ему во всем, — об этом прочитывай чаще послание блаженного Фотия, патриарха Цареградского, которое он писал к болгарскому царю Михаилу. Там найдешь великую премудрость, и если послушаешься его, получишь великую пользу. Благочестивейший государь и самодержец! Я должен высказать пред царством твоим всю истину, именно, что бывшие в последнее время у нас, греков, цари не за что иное были преданы общим всех Владыкою и Творцом уничтожению и погубили свою державу, как только за великую их гордость и превозношение, за иудейское сребролюбие и лихоимство, победившись которыми, они неправедно грабили имения своих подчиненных, презирали своих бояр, живущих в скудости и лишении необходимого, и обиду вдовиц, сирот и нищих оставляли без отмщения. За все это и тому подобное пришел на нас, окаянных, гнев праведного Судьи, и теперь мы скитаемся, будучи оставлены, в голоде и жажде и в наготе и находимся у всех в поношении и гонении. И это мы терпим справедливо, ибо сказано негде в святом Писании: обаче за лыцения их положил ecu им злая, низложил ecu я, внегда разгордешася. Κακό быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние возстающаго (Пс. 72, 18—20). Так случилось с нами, бедными, за беззакония наши и такой постиг нас конец праведным судом Божьим. Ты же, благочестивейший царь и государь, не последуй сему, но, как научен ты Самим Вышним и Его спасительным законом и заповедями, так и устраивай потребное и полезное для своих подчиненных, со всякою правдою и благостию, и царским разумом. Состоящего при тебе преосвященного Митрополита и боголюбивых епископов сподобляй всякой чести и береги их как ходатаев к Богу и человекам, непрестанно молящихся о твоем богохранимом царстве и святыми своими молитвами умилостливляющих небесного Владыку, когда мы как люди прогневляем благость Его разными своими грехами. Так почитай их и береги, и что они будут советовать тебе на пользу твоей богохранимой державе, в том слушай их, ибо слушая их, слушаешь Самого Спасителя и Царя твоего Иисуса Христа по божественному Его определению: слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся вас, отметается Мене и пославшаго M я (Лук. 10, 16). Видишь ли, благочестивейший государь, куда восходит оказываемая боголюбивым архиереям честь, так же как и бесчестие! Страшно это слово, о благочестивейший государь, и достойно всякого хранения и соблюдения, если оказываемое нами

==158


МАКСИМ ГРЕК

архиереям послушание или ослушание относится к Самому Вышнему. Поэтому и блаженный Павел повелевает нам, говоря: повинуйтеся наставником вашим, так как они должны будут дать за вас ответ, да с радостию cue творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам cue (Евр. 13, 17). Также и находящихся у тебя знатных князей и бояр и знаменитых воевод и храбрых воинов — почитай и береги и щедро их награждай, ибо, обогащая их, ты свою власть со всех сторон ограждаешь и укрепляешь. Обиды вдов и сирот и убогих, воздыхающих и проливающих пред Отцем сирых и Судьей вдовиц и Предстателем убогих горькие слезы, не презирай, ибо такое презрение и нерадение о них неполезно для твоей державы. Никакое другое наше прегрешение так не прогневляет неисчетную благость Вышнего, восставляя Его на отмщение за обиженных, как воздыхание и слезы, как написано святым царем и пророком Давидом: страсти ради нищих и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь (Пс. 11, 6) и прочее, И в другом месте он же говорит: познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. И еще в другом месте: сира и вдову приимет и путь грешных погубит (Пс. 145, 9), то есть, обижаемых защитит и избавит их, а обижающих истребит, ибо лице Господне, сказано, на творящия злая, еже потребити от земли память их; очи же Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. 33, 17), то есть, чего просят от Него творящие на земле правду, то Он для них делает, по сказанному: близ Господь всем призывающим Его во истине, то есть, призывающим Его деятельным словом, исполнением всех святых Его заповедей, ибо говорит: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 19). Что же может быть лучше этого? Не за что другое возвысил преблагий Бог царство Кира, царя Персидского, хотя он был нечестивый идолопоклонник, как только за великую его правду, за кротость и милосердие его к своим подчиненным, которые поэтому называли его своим отцом. И настолько Бог присвоил его и почтил его добродетель, что благоволил назвать его Своим помазанником, как слышим в книгах, повествующих о сем. Также: не за иное какое прегрешение предал Господь разорению царство Седекии и Иерихонии, царей Иерусалимских, хотя они отчасти были и благоверны, как только за их всяческое беззаконие, сатанинскую гордость и богомерзкое лихоимство. Ибо сказано: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. И опять: праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его (Пс. 10, 7). [...]

15"5

==159


МАКСИМ ГРЕК

Печатается по: Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. — Часть первая: Нравоучительные сочинения. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.— С. 186—188, 214—222.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Адресовано великому князю московскому Василию III Ивановичу. 2 Адресовано царю Ивану IV Васильевичу.

К оглавлению

==160


00.htm - glava15







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 468. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия