Студопедия — В.Н.Дружинин 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В.Н.Дружинин 10 страница






8ыборке дошкольников из УВК. встречаются дети со смешанным, разноплановым уровнем креативности: относительно низким уровнем развития тестовой креативности и более высоким уровнем развития поведенческой креативности.

При анализе различий в показателях КТ и КП, был применен критерий знаков, позволяющий оценивать направления структурных сдвигов в показателях креативности и выявлять типичность существующих сдвигов. При этом имеются ввиду не сдвиги в одних и тех же показателях, а различные показатели одних и тех же испытуемых. Так, соотношение, когда КТ превышает КП. мы условно назвали отрицательным сдвигом и обозначили как "-■' Соотношение, когда КТ меньше КП, - положительным сдвигом п обозначили ''+". Равенство показателей КП и КТ соотвектвует в данной терминологии нулевому сдвигу и обозначается как "О".

Рассмотрев количество разного рода сдвигов ('-", "+" и "О1') по выделенным нами группам А, Б, В, Г и применив критерий G - критерии знаков, мы обнаружили, чю ни в одной из групп по общей выборке типичных сдвигов нет.

Результат оказался иным, когда мы рассмотрели количество разных структурных сдвигов по двум выборкам В выборке УВК типичных, сдвигов не было обнаружено.

В выборке, состоящей из детей, посещающих Д/С, критерий G позволил обнаружить достоверное преобладание типичного ''положительного'' сдвига, соответсвующего случаю, когда КП превышает КТ. То есть у детей из Д/С чаще покашели. полученные в ходе проведения нереглаыентированной игры, оказываются выше, чем показатели этих же детей по тестовым методикам измерения креативности.

Таким образом, правомерным является вывод о различиях не только в уровнях креативности детей по разным показателям в разных выборках, но и различиях в структуре креагивносш испытуемых, принадлежащих к различным выборкам. В нашем случае эти различия касаются соотношения тестовой и поведенческой креативности Дошкольников Это подтвержает гипотезу о влиянии условии социально-образовательной среды на формирование и Проявление креативности детей В качестве гаких условий в нашем исследовании выступают содержание и организация Деятельности, а также общение со значимыми взрослыми.

Имеются в виду развивающие аспекты программ обучения в УВК и ЦДТ, ориентация на художественный культуролог ический компоненты в обучении и воспитании детей, насыщенность учебного процесса разноплановыми по содержанию и формам занятий, проведение занятий в различных специально оборудованных помещениях (различия в содержании и организации деятельности); а также - большое количество разных преподавателей, контактирующих с детьми в ЦДТ и УВК., что не только увеличивает круг общения ребёнка со взрослыми, но и позволяет каждому ребёнку полнее реализовать свою потребность в эмоциональном контакте со значимым взрослым, повышает шанс встречи такого взрослого и возможность успешного взаимодействия с ним (различия в возможности общения со значимыми взрослыми).

Следующий момент - выявление структурны* взаимосвязей различных показателей креативности -позволил определить достаточно любопытные в исследовательском плане закономерности. Корреляционный анализ показал, чго почти все показатели креативное [и положительно коррелируют между собой.

На основании факторного анализа (нами был использован вид факторного анализа после вращения) четко выделились три фактора креативности. Первый фактор образован показателями беглости и гибкости, с большими весами в него вошли показатель диалектическою мышления (ДМ) и показатель вербальной креативности (ВК) На наш взгляд, правомерно отнесение показателей беглости и гибкости к "интеллектуальным" показателям, как выражающим способное™ обращаться к накопленной информации и наиболее полно использовать её при выполнении задания. Поэтому Фактор 1 был назван нами интеллектуальным фактором креативности (тестовой креативности).

Второй фактор образован собс1венно креативными показателями - О (оригинальность) и У (уникальность). Это -"собственно креативный " фактор (тестовой креативности).

Третий же фактор образован показателями показателями оригинальности (ПКО) и беглости (ПКБ) поведенческой креативности. Это - "поведенческий фактор"-

Таким образом, можно заметить следующий факт. "интеллектуальные" и "креативные" показа 1ели образовали два различных фактора в случае тестовой креативности и

объединились в составе единого факюра в случае креат нвности поведенческой. В ситуации тестирования, таким образом, интеллект и креативность проявляются более раздельно, независимо и самостоятельно, чем в ситуации поведенческой.

Эго свидетельствует о том, что тестовые методики диагностики креативности дают возможность зафиксировать различные показатели креативности более

дифференцированно. Созданные в целях диагностики творческих способностей методики позволяют измерять более иди менее "свободные" о г интеллектуальных компонентов показатели, креативности по отдельности. В поведении же креативная и интеллектуальная функции, креативный и интеллектуальный показатели (оригинальность и беглость) оказываются гораздо более тесно связанными между собой, что повлияло на результаты проведения поведенческой методики "Нерегламентированная игра". Реальная жизнедеятельность порождает необходимость более тесного взаимодействия интеллекта и креативности, стремление к эффективности в жизненной ситуации актуализирует проявление и творческих, и интеллектуально-адаптивных способностей. Сюжетно-ролевая игра детей - это не только ведущий тип деятельности для каждого из них, но и определенным образом opi анизованное взаимодействие. Взаимодействие же предполагает необходимый комионеш социальной адаптации, а, как известно, способность к адаптации имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальной способностью. В тестовых методиках, несмотря на относительную регламентированность ситуации.

креативность испытуемых не ограничивалась внешними требованиями к содержанию их идей (дети могли придумывать, рисовать или высказывать самые невероятные образы и даже побуждались к этому, согласно процедуре проведения методик), функции интеллектуальная (создать как можно больше образов, использовав различные имеющиеся знания и представления) и творческая (создать Уникальный, необычный образ) оказываются разделены. В игровой ситуации задача создания образа самого по себе невозможна - предлагаемые идеи должны быть приняты сверстниками, Функции креагивная (продуцирование идей) и интеллектуальная (приспособление этих идеи к социуму, к ситуации, включение их в актуальный круг принимаемых большинством играющих имплицитных норм) оказываю!ся

тесно связанными. Само поведение - процесс не тольКо порождения но и "внедрения" идеи - предполагает геадОе взаимодействие креативного и интеллектуального

компонента.

Таким образом, ситуация тестирования и поведенческая методика актуализируют и, соответвенно, диагностирую несколько разные "креативности" - несколько разные аспекты обшей способности к творчеству. Если тестовая методика побуждает лишь к генерации идей и в некоторых случаях их общению, выражению вовне, то ситуация нерегламентированной игры вну гренке содержит также требование к адаптации собственных идеи, к т «воплощению" в поведенческом конгексте. Это приводит к разделению собственно креативной и интеллектуальной способностей в одном случае и к их тесной переплетённости и взаимосвязанное^ в другом.

Данный факг позволяет по-новому взглянуть на некоторые прикладные аспекты, связанные с проблемой диапюаики творческих способностей. Один из этих аспектов

следующий.

Реальная жизненная ситуация и диагностика

основанная " на наблюдении за нерегламентированной

даггечьногаю. более адекватны задаче выявления

актуальной креативности, реализующейся в поведении и

свободной деятельности Но необходимо при этом

учитывать факгор социальной адаптации, влияющий на

проявление актуальной одарённости. Поэтому при

диагностике потенциальной креативности могут быть

использованы псяходианостические процедуры, основанные

на применении валидных методик диагностики. Данные

процедуры позволяю 1 проявиться одарённости не

опосредованной фактором социальной адаптации (который,

,,™ им иипени участвует в интеграции интеллектуальных и

творческих способностей в поведении). Таким образом,

наиболее целесообразным для дамностики креативности

является комплексный подход, включающий широкий спекгр

различных методов, учитывающий различные

^агностические возможности данных методов и

позволяющий определить различные проявления разных

аспектов одаренности.

К сказанному добавим дополнительную экспериментально полученную иллюстрацию взаимосвязи интеллектуальной и креативной способносгей с фактором

социальной адаптации. Она заключается в еще одном замечании относительно распределения тесювых и поведенческих показателей по группам фактров:

п0Беденческий по процедуре определения мотивационный показа гель (ПКМ), измеряемый в ходе проведший игровой методики, с достаточно большим весом (0 645) вошел в первый фактор, то есть не в фактор, образованный иными поведенческими показателями креативности ПКО и ПКБ, как можно было бы ожидать, а в фактор, названный нами "интеллектуальным", образованный показателями беглости и гибкости мышления. Данный феномен укладывается в предлагаемую нами интерпретационную модель и дополняет ее Как мы уже указывали, интеллектуальные функции и показатели по своему определению теснейшим образом связаны с процессами социальной адаптации. Таким образом, более интеллектуально развитые дети, как правило, оказываются и наиболее социально адаптированными, успешными в ситуациях социального взаимодействия. Логично предположить, что именно более социально успешные в группе дети будут проявлять большую заишересованность в совместной ролевой игре, более часто, открыто и активно выражать желание играть в детской группе, с другими детьми. А показатель, обозначенный нами ПКМ. фиксировался как раз как час юта, интенсивность явно выражаемого желания участвовать в сюжетно-ролевой игре. Поэтому включение данного показателя в первый фактор оказывается вполне теоретически обоснованным с учетом создания, как уже было обозначено, си1уации взаимодействия и важности интеллектуальных неременных в данной ситуации. Иными словами, интеллектуальные способности опосредованно, через меру социальной успешности и сложившийся социальный ста iус, определяют актуализацию мотивации к совместной ролевой игре, выражаемой в количественном значении показателя ПКМ.

Гаковы некоторые результаты, которые были получены нами в ходе диагностики креативности детей старшего Дошкольного возраста.

Наконец, заключительный этап нашего исследования предполагал диагностику мотивационно-смысловых образований дошкольников и выявление взаимосвязей между особенностями мотивационно-смысловых образований и уровнем креативности детей Рассмотрим полученные Результаты.

В структуре мо1ив<ации достижения и мотивацИ((аффилиации нами были выделены разнонаправленные мотивы: НУ (надежда на успех) и БН (боязнь неудачи) в структуре мотивации достиежения (МД), НА (надежда на аффилиацяю) и СО (страх отвержения) в структуре мотивации аффилиации (МА) Ниже приведены средщзначения по этим показателям (таблица 7).

Значения показателей мотивационно-смысловой сферы дошкольников

Таблица 7

  НУ БН НА СО
УВК 29,1 30,2 29,9 28,8
Д/С 27,5 31,3 28,9 29,6
Вся выборка 28,4 30,7 29,4  

Как видим, значения ''негативных" мотивационных тенденций (БН и СО) несколько превышают значения "позитивных" (НУ и НА), однако применение метода t-теста, или критерия Стьюдента, не выявило значимых различий между ними. Не было выявлено достоверных различий и между значениями одноимённых показателей в равных выборках. Согласно этому, будем считать выборки относительно однородными по показателям мотивационно смысловой сферы,

При сопоставлении между собой значений "позитивных" (НУ, НА) и "негативных" (БЫ, СО) тенденций мотивационной сферы мы получили следующие значения - в таблице 8 представлена матрица корреляций мотивационных показателей:

Корреляции мотивационных показателей между собой

Таблица 8

  НУ БН НА СО
НУ X -0,93 0,55 0,45
БП -0,93 X 0,54 -0,57
НА 0,55 0,54 X -0,93
СО -0,45 -0.57 -0.93 X

Все приведенные корреляции достоверны на уровне значимости р=0,01

Как видим, значимыми оказываются не только ^-рлцательные корреляции противоположных тенденций в одном и том же мотивационно-смысловом образовании (НУ ц БН, НА и СО), что само по себе задается ситуацией тестирования, осуществляемой посредством попарного выбора, ко и во-первых, положительные корреляции между -позитивными" мотивами разных мотивационных образований (НУ и НА), во-вторых, также положительные кОрредяши между "негативными" мотивами разных чотивационных образований (БН и СО), в-третьих, отрицательные корреляции "позитивных" и "негативных" мотивов разных мотивационных образований (НА и БН, НУ и СО). Это, на наш взг.шд, можно трактовать как свидетельство наличия тесных взаимосвязей внутри структуры целостной могивационно-смысловой сферы субьекта, в которой, тем не менее, можно выделить отдельные разнонаправленные составляющие мотивационно-счысловых образований- НУ и БН (внутри МД); НА и СО (внутри МА) В особенностях струп урной организации МД и МА существуют определенные общие закономерности выбора позитивных или негативных тенденций мотивации. По крайней мере, эю справедливо для детей старшего дошкольного возраста, и объясняется возможной недостаточной оформленностью и дифференцированное! ью смысловых образований внутри мотлвациошю-смысловой сферы.

Рассмотрев общие закономерности распределения показателей мотивации достижения и мотивации аффилиации на нашей выборке, перейдем к сопоставлению данных показателей с показателями креативности, поскольку наша работа посвящена именно выявлению некоторых закономерностей существования взаимосвязи между общей способностью к творчеству и особенное!ями мотивационно-смысловой сферы детей Для этого обратимся к таблице 9, в которой представлены значимые корреляции цифры в таблице показывают уровень значимости той или иной корреляционной связи (так, например, 1 - обозначает 1% Уровень значимости, или уровень значимости при р=0,01, 2 -2% уровень значимости и т д).

Корреляции показателей мотивационно-смысловой сферы и показа1елей креативности

Таблица 9

  НУ БН НА СО
о       -2
У     -> -3
Б-i     .  
Г-1       р
Б-2        
Г-2        
ДМ        
ВК        
ПКО        
ПКБ        
ПКМ       -5

Как видим, корреляционный анализ выявил несколько значимых связей между показателями мотивационно-смысловой сферы и показателями креативности. В основном, эти связи касаются такого мотивационно-смыслового образования, как мотивация аффилиации. Как показывает приведённая выше таблица, "позитивная" тенденция в структуре мотивации аффилиации (надежда на аффилиацию) связана с показателями О и У положительной корреляционной связью, связь же "отрицательной" тенденции МА (страх отвержения) значима, но отрицательна. С мотивацией аффилиации коррелирует и показатель поведенческой креативности ПКМ, отражающий мотивационную включенность в игру, желание включиться в игру и её продолжать. Более высокая надежда на аффилиацию обусловливает и силу желания участвовать в совместной игре, страх отвержения этому препятсвуст. С показателями мотивации достижения (а именно с показателем надежды на успех) коррелирует на достоверном уровне значимости только один показатель креативности - Б-1 -показагель беглости мышления.

На следующем этапе анализа мы выделили группы испытуемых с преобладанием того иди иного мотива в структуре МД и МА. Так, каждый испытуемый попадает в две группы: первая - по параметру МД (одна из три возможных), вторая - по параметру МА (также одна из трёх). По параметру МД - в группу НУ (преобладает значение НУ): или группу БН (преобладает значение БН), или группу О (НУ=БН). По параметру МА - в группу НА (доминируй мотив НА), группу СО (доминирует мотив СО) или группу О

(HA=CO).

Рассмофим специфику структуры мотиватдионно-счь1словых образований в различных группах детей, выделенных по параметру креативности. Так как в предыдущей части исследования нами были выделены три факюра креативности, то мы будем рассматривать группы детей с различным уровнем креативности по каждому из выделенных факторов.

Первый фактор образован показателями беглости и гибкости мышления Вычислив значение индекса креативности по этому фактору для каждого испытуемого (для этого суммируются значения каждого факюрообразующего показателя - в данном случае беглости и шбкосги - и сумма делится на количество слагаемых), мы можем найти среднее значение и стандартное отклонение по Кф-1 (первому фактору креативности) и, с помощью этих значений определить уровень развития креативности каждого испытуемого по Кф-1. Рассмотрим группы испытуемых с высоким, средним и низким уровнями креативности по Кф-1 и распределение среди них преобладающих мотивационных тенденций (таблица 10)

Распределение различных мотивов по группам детей с разным уровнем креативности Кф-1

Таблица 10

 

  МД МА
  НУ БН   НА СО  
Вые Ср 61°, с 14%   5W. 41% -
31% 63% 6% 26% 65% 9%
Низ 18% 82% - 43% 57% -

В данном случае, используя F-критерий Фишера, мы выявили значимые (р 0.05) различия в распределении Мотивов МД и не выявили таковых в распределении мотивов МА по группам испытуемых с различным уровнем •креативности Кф-1. В группе с высоким уровнем развития креативности чаще преобладает мотив надежды на успех, чем в группе с низким уровнем Кф-1. В группе с низким уровнем чаще встречается преобладание мотива БН (боязнь неудачи). ° распределении мотивов НА и СО достоверных различий не вЫявлено

Следующий выделенный нами фактор креативности -

14!

Ф-2 - образован показателями оригинальности й уникальное! и. Действуя по той же схеме, что и в предыдущее случае, мы распределили всех испытуемых по группам с высоким, средним и низким уровнем развития креативности только на этот раз по фактору 2 (Кф 2). Результату распределения показателей МД и МА по этим выделенным таким способом группам представлены в таблице 11

Кф-2 МД МА
  НУ БН   НА СО  
вые 42% 58% - 60% 30% 10%
ср 30% 60% 10% 30% 60% 10%
НИЗ 48% 52% 2% и% 75% 10%

Значимые различия в распределении преобладающих мотивов были выявлены только в отношении мотивов НА и СО. В группе детей с высоким уровнем развития креативности по Кф-2 чаще встречается мотив НА, чем в группе детей с низким уровнем развития Кф-2. В группе с низким уровнем Кф-2 чаще преобладает мотив СО; чем в группе с высоким уровнем (р 0.05), В отношении мошвов НУ и БН значимых различий не было выявлено.

Наконец, третий выделенный при помощи факторного анализа фактор креативности - это поведенческий фактор, образованный показателями ПКБ и ПКО Выделив три группы испытуемых с высокими, средними и низкими покаазателями по этому фактору, рассмотрим различия в распределении преобладающих мотивов среди них (таблица 12).

Таблица 12

Кф-3 МД МА
  НУ БН   НА СО  
вые 61% 29% 10% 63% 29% 8%
  35% 55% 10% 52% 3S% 10%
низ 16% 84% - 18% 82% -

В выделенных таким образом группах обнаружились значимые различия по частоте вегречаемости всех мотивов В группе высокого уровня по Кф-3 чаще встречаются преобладающие НУ и НА, в группе низкого уровня - чаше встречаются СО и БН. Различия достоверны на 5% уровне значимости (р 0,05)

Илак, мы рассмотрели различия в распределении преобладающих мотивационных тенденций среди групп испытуемых с различным уровнем развития разных параметров креативности В результате нами были получены сле,хуклцис факты:

• У детей, имеющих более высокие показатели оригинальности и уникальности (фактор 2) чаще является пребладающим мотив надежды на аффилиацию, в то время, как у детей с низким уровнем креативности по этому параметру чаще преобладает мотив страха отвержения.

• Дети, у которых выше показатели беглости и гибкости (фактор 1) чаще оишчаются преобладанием мотива надежды на успех, а дети, имеющие низкие показатели беглости и гибкости, - преобладанием мотива боязни неудачи.

• Для детей, более результативных по показателям поведенческой креативности (фактор 3), более характерно преобладание мотивов надежда на успех и надежда на аффилиацию, а у детей с низким уровнем поведенческой креативности чаще преобладают мотивы боязнь неудачи и crpax отвержения

В сочетании с приведенными выше данными корреляционного анализа, это позволяет проследить основные закономерности существующей взаимосвязи креативных и мотивационно-смысловых характеристик испытуемых и перейти к изложению некоторых выводов.

Основные выводы

1 Проведенное экспериментальное исследование подтвердило гипотезу о влиянии социально-образовательной ситуации на развитие креашвмости дошкольников. Уровень креативности детей взаимосвязан с такими парачефами образовательной и воспита гелькой среды, как содержание и организация деятельности, а также общение со значимыми взрослыми

2 Общая способность к творчеству по-разному актуадизируе1ся в зависимости от ситуации диагностики. В ситуации тестирования креативный и интеллектуальный Фактор разделяются и проявляются более независимо и самостоятельно, чем в ситуации реальной жизнедеятельности. Поведенческая ситуация, сюжел но-ролевая игра детей, являясь одновременно ситуацией взаимодействия, дуализирует фактор социальной адаптации, который

I

опосредует проявление способностей. Целостное поведение предполагающее не только генерацию идей, но и приспособление их к требованиям социума, выполняет интегративную функцию по отношению к реализации различных способностей.

3. Для детей с разным уровнем креативности характерны различные особенности мотивационно-смысловой сферы. Общая закономерность состой i g преобладании "позитивных" тенденций в структуре мотквационных образований у детей с более высоким уровнем креативности и преобладании "негативных" тенденций в мотивации детей с более низким уровнем креативности. Характер различий в структуре мотивационно-смысловых образований взаимосвязан с факторами креативности, на основании которых происходило разделение детей по уровневым группам

Особенности мотивации аффилиации взаимосвязаны более всего с собственно креативными показателями У детей, имеющих бодее высокие показатели оригинальности и уникатьности чаще является пробладающим мотив НА, в то время, как у детей с низким уровнем креатавности по этому параметру чаще преобладает мотив СО Обнаружена значимая корреляционная связь между показателями О и У, с одной стороны, и показателями НА (положительный характер связи) и СО (отрицательный характер связи), с другой.

Особеннос1и мотивации достижения более тесно взаимосвязаны с "интеллектуальными" показателями креашвности. Дети, у которых выше показатели беглости и гибкости (фактор 1) чаще отличаются преобладанием мотива надежды на успех, а дети, имеющие низкие показатели беглости и гибкости - преобладанием мотива боязни неудачи Обнаружена корреляционная связь показателя беглости с показателями НУ (положительный характер связи) и БН (отрицателный характер связи).

Так как в реальном поведении интеллектуальная и креативная функции оказываются максимально интегрированы и переплетены, то в поведенческой ситуации оказываются задействованными взаимосвязи й

"интеллектуальных", и "собственно креативных*' показателей с параметрами мотивациокно-смысловых образований. Для детей, более результативных по показателям поведенческой креативности (фактор 3, отражающийся также в показателе

)' более характерно преобладание мотивов НУ и НА; а у етей <■' ни жим уровнем поведенческой креативности чаще преобладаю г мотивы БН и СО.

Ли герату ра.

1. Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эПилепсией. Тбилиси, 1975

2 Веракса Н Е Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Дисс. докт психол наук. М, 1990

3. Васюкова Е.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста II ГТсихол. журн 1995. Т16 №1.С91 -101

4. Воронин А II. Диагностика невербальной креативности (краткий вариан! теста Торренса) // Методы психологической диагностики вып.2 / Под ред А.Н Воронина. 14., 1994. С 5-39.

5. Гублер Е В Вычислительные методы аналтпа и распознавания патологических последствий Л., 1978.

б Дери Ю Соотношение конвергешности и дивиргентности мышления у детей дошкольного возраста Дисс.. канд. психол наук. М, 1987

7.Дружинш. В.Н. Психология общих способностей. М, 1995

8. Дружинин В Н Интеллект и продуктивность деятельности модель "интеллектуального диапазона" // Психол. журн. 1998. Т 19 №2 С 61-70

9 Ермолаева-Томина Л Б. Проблема развития творческих способностей (по материалам зарубежных исследований) // Вопр психологии 1975 №5. С.166

10. Кала У.В О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973 С 171-181.

П. Козленке В. Н Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе. Дисс... канд. "«Пол наук М., 1982

' 2 Кочелаева Н В. Особенности взаимосвязи эмоций и мышления в младшем школьном возрасте, канд психол. наук М, J997

3 Краткий 1ест творческого мышления Под ред. Е.И.. М., 1995

14. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 317. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия