Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 17 страница






 

ДЛИНЫ. Ср. Ле. · М. Л. Гаспаров.

 

ВИРШИ (польск. wierszy, от лат. versus — стих), в рус. яз. 17 — нач. 18 вв. назв. любых стихов (в противоположность прозе), особенно — стихов для чтения, а не для пения (в противоположность кантам и? с а л ь м а м), сперва досиллабич., потом силлабических; в 18—20 вв.— назв. всяких архаичных или посредств. СТИХОВ. М. Л. Гаспаров. “В1ТЧЙЗНА” (“Отчизна”), ежемес. лит.-худож. и обществ.-политич. журнал, на укр. яз. Орган СП УССР. Изд. в Киеве. С 1933 выходил под назв. “Радянська ляература” (“Советская литература”), со 2-й пол. 1941 — под назв. “Украшська лггература”, с янв. 1946 — под совр. назв.

 

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ (франц. le monologue interieur, англ. interior monologue), обращенное к самому себе высказывание героя, непосредственно отражающее внутр. психол. процесс, монолог “про себя”, в к-ром имитируется эмоционально-мыслит. деятельность человека в ее непосредств. протекании (отсюда нередко синонимичность понятий В. м. и “поток сознания”). В. м. как понятие впервые зафиксирован у А. Дюма-отца и Т. Готье. Как способ передачи чувств и мыслей использовался еще в антич. и особенно

 

ВИЛЛ — ВНУТ

 

==65

 

и 5 ЛЭС

 

шекспировской драме (в сценах, когда герой, оставшись один или обращаясь “в сторону”, говорил сам с собой). В лит-ре, особенно в повествовании нового времени, В. м. сохранил сценич. функцию, драматизируя работу сознания и демонстрируя -“независимое” (от автора), “объективное”, “искреннее” самораскрытие персонажей. В творчестве Л. Стерна, ставившего задачей “передать игру ума”, В. м. получил значит. разработку. Границы и формы В. м. постепенно менялись в зависимости от развития науч. и этич. представлений о человеческой психике, о возможной и допустимой степени самоанализа. (Однако уже у истоков социально-психол. романа исповедальная искренность была поставлена под сомнение и потребовала ради худож. убедительности иронич. самооценки — Д. Дефо, “Роксана”.) В эпосе Л. И. Толстого, наряду с совершенствованием синтаксически упорядоченного В. м. предшествующей лит-ры, складываются новые его формы—В. м., развертывающийся без видимого вмешательства автора, с элементами грамматически неоформленными, благодаря чему стало возможным изображение работы сознания и подсознания героя (напр., поток внутренней речи Анны Карениной перед самоубийством).

 

Учитывая опыт Толстого и Ф. М. Достоевского, писатели рубежа 19—20 вв. находят новые возможности В. м., создавая эффект полной непроизвольности и свободы внутр. речи. В нач. 20 в. разрабатывается крайняя, наиболее, по видимости, полная и самопроизвольная форма В. м., известная и Толстому, однако использованная им ограниченно,—“поток сознания” (см. “Поток сознания” в литературе). В. м. продолжает оставаться важнейшим средством психол. анализа, но худож. эффективность его использования неоднозначна в разл. творч. методах.

 

φ Βы готский Л. С., Избр. психол. исследования. Мышление и речь, М-, 1956; Виноградов В. В., О языке Толстого, “Лит. наследство”, т. 35—36, М., 1939; Мотылева Т. Л., Внутренний монолог и “поток сознания”, в ее кн.: Заруб, роман сегодня, М., 1966; Соколов?.Η., Βнутренняя речь и мышление, М., 1968; Edel L., The modern psychological novel, N. Y., 1964.

 

Д. М. Урнов.

 

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville, от Vau de Vire — назв. местности в Нормандии, где зародился этот жанр), один из жанров драматич. произведения, легкая пьеса с занимат. интригой, с песенками-куплетами и танцами. Вначале В. называли песенки-куплеты в ярмарочных комедиях 1-й пол. 18 в. Как самостоят. театр, жанр оформился в годы Великой франц. революции, впоследствии, утратив политич. злободневность, В. стал развлекат. жанром и получил общеевроп. распространение. Классики франц. В.—О.Э.Скриб, Э. Лабиш сохранили мн. черты жанра как “народного произведения французов” (Г е p ц е н А. И., Собр. соч., т. 5, 1955, с. 37): задорное веселье, злободневные намеки. Принцип В. лежит в основе мн, комедий А. Фредро (Польша), Г. Фрейтага (Германия), мн. австр. нар. театров. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется опереттой. В России В. появился в нач. 19 в., унаследовав от комич. оперы 18 в. интерес к. нац. сюжетам. Известны водевили Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского, А. И. Писарева, Д. Т. Ленского, Ф. А. Кони, В. А. Соллогуба, П. А. Каратыгина, Н. А. Некрасова. Одноактные пьесы А. П. -^Чехова продолжили традицию В. (без куплетов). В сов. время шли на сцене водевили В. П. Катаева, В. В. Шкваркина и др.

 

• Рус. водевиль, {предисл. В. Успенского], Л.—М., 1959.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance), в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (сер. 15 — кон. 16 вв., для Италии — с 14 в.), соотносимая с вызреванием капиталистич. строя в недрах феодального. Переход от ремесла к мануфактуре; великие географич. открытия и начало мировой торговли; победа королевской власти и образование совр. нац. гос-в;

 

==66 ВОДЕ — ВОЗР

 

начало книгопечатания, “открытие античности”, расцвет свободомыслия; возникновение протестантства и утрата церковью монополии в духовной жизни; социальные потрясения периода Крест, войны в Германии 1524—26 и Нидерл. бурж. революции· 16 в.; начало естествознания, иск-в и лит-ры Нового времени — таковы осн. общие черты радикального поворота в истории Европы.

 

Эпохе В. предшествует развитие с 12—13 вв. вольных городовгосударств, духовная жизнь к-рых была отмечена дерзкими критич. и еретич. тенденциями (<христ. индивидуализм” мистич. течений в религии, “новый путь” в философии, расцвет сатирикокритич. жанров в иск-ве). Однако между религ.-дуалистич., мятущейся мыслью позднего Средневековья и жизнерадостной светской мыслью В. лежит заметная грань. Сознавая историч. рубеж, отделяющий их от прошлого, итал. гуманисты рассматривают прошлое как завершившуюся эру, для к-рой вскоре находят термин “среднее время”, или “средний век”, в отличие от античности и совр. им эпохи. Термин “возрождение” (“rinascita”) встречается впервые у Дж. Вазари в “Жизнеописаниях” (1550) и обозначает новую фазу в истории изобразит, иск-ва, воскресившую (после ср.-век. “упадка”) антич. нормы прекрасного, основанные на изучений природы.

 

Как ни велико, однако, влияние античности на идеи В., существо их к нему не сводится. Само понятие “интерес к античности” шире ренессансного антицизма. Авторитет Аристотеля и Платона, Вергилия и Овидия был достаточно велик уже в разные периоды Средневековья, а первые гуманисты В.— Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо были знакомы с антич. текстами немногим больше, чем Данте. С др. стороны, культ античности характеризует и классицизм 17 в., и Просвещение. Но каждая эпоха понимала античность по-своему. В., в отличие от ср.-век. гуманизма, впервые всерьез ставит задачу воссоздать антич. классику, восстановить лат. язык “золотой” и “серебряной” поры, сравняться с античностью в лит. и худож. творчестве. В этой сверхзадаче В. помогало сознание своего историч. превосходства над античностью. В эпоху В. начинается секуляризация эстетич. сознания и лит-ры.

 

Основополагающим для понимания В. является его историч. место, отношение его идей к средним векам и Новому времени. Своеобразие идей В. несводимо ни к совр. буржуазному, ни тем более к ср.-век. мышлению.

 

Лит-ре В. свойственно тяготение к сближению разных начал, к поэтич. цельному и универсальному творчеству. Открывается совершенно новое отношение к слову: оно уже не средство, а как бы родная среда мысли; отсюда — реабилитация родного (нац.) языка и восстановление латыни как естественного яз. (прежде всего в Италии); так что формально “продолжая” писать на латыни (на латыни, после краткого исключения — 13 в. и Данте — снова пишут все), на деле создают культурную речь Нового времени. В лит-ре отчетливо выступают две традиции, отчасти унаследованные от средних веков: нар. поэзии и восходящей к античности ученой поэзии. Эти традиции сочетаются во всех наиболее значит, худож. памятниках эпохи. Гуманистич. мысль находит в них подлинно нар. форму выражения, особенно в “Гаргантюа и Пантагрюэле” Ф. Рабле, “Дон Кихоте” М. Сервантеса, драме У. Шекспира: тематика, образы и ситуации, как бы выхваченные из нар. жизни, мотивы и приемы фольклора, связь с нар. верованиями и представлениями. Новеллы В., начиная с Дж. Боккаччо, связаны с устным нар. рассказом, идейно обогащенным и облагороженным в тоне антич. прозы (особенно в лат. “Гризельде” Петрарки). Фантастич. поэма вырастает в Италии на основе традиции уличных сказителей-кантасториев, пропущенной сквозь призму образов и композиций поэм Гомера и Вергилия (“Моргайте” Л. Пульчи, “Неистовый Орландо” Л. Ариосто). Произведения Рабле — своеобразная энциклопедия идей ренессансного гуманизма в форме гротеска, выросшего из лубочного творчества. Ренессансная фантастика вызвана идеализир., героич. концепцией человека и антропоморфич. элементами в представлениях о космосе как живом целом. Мифологизация природы (в лирике П. Ронсара, в комедии Шекспира) обычно не является условным “украшением”, как позднее в классицизме: она внутренне родственна одушевлению природы в фольклоре.

 

Колорит нар. сатиры проникает у гуманистов даже в публицистику на лат. яз. (“Письма темных людей” К. Рубиана, Г. Буша и У. фон Гуттена, “Похвала Глупости” Эразма Роттердамского, связанные с позднесредневековой “лит-рой о глупцах”). Через

 

всю реалистич. лит-ру В. проходит образ шута, в мудром безумии к-рого сходятся нар. здравый смысл и просвещенное свободомыслие.

 

Лит-ра В. неотделима от ренессансного г у м а н и зм а. Освобождение культуры от церк. опеки, защита свободы мысли, расшатывание сословных рамок и раскрепощение человеческой личности (человек сам творит свою судьбу, он способен к беспредельному совершенствованию своей природы) — таковы осн. принципы гуманизма В. с его идеалом свободного и гармонично развитого человека. Свобода и самоценность личности, безграничная вера в нее — существо гуманизма эпохи В. Гуманистич. индивидуализм как принцип жизни выработан итал. мыслителями 14—15 вв. В это время он еще не обнаружил классового своекорыстия и усваивается образованными представителями разных классов. Поэтому гуманизм В. социально и идейно крайне неоднороден. Напр., в лит-ре периода Реформации в Германии в нем обнаруживаются дворянская (У. Гуттен), бюргерская (Эразм) и нар. (С. Франк) тенденции. Если в Англии Т. Мор, осуждая бедственные для народа методы аграрного переворота, доводит в “Утопии” (1516) гуманистич. защиту человека до идей социализма (утопического коммунизма), то в те же годы в Италии Б. Кастильоне, автор этич. трактата “Придворный”, придает идеям В. компромиссный характер, усматривая воплощение гуманистич. идеала личности в блестящем “всесторонне развитом” придворном. Но гуманизм В., даже у наиб. демократичных писателей, не доходит до сознат. поддержки движения социальных низов, ограничиваясь защитой свободного развития личности.

 

Осн. этапы и жанры лит-ры В. связаны с эволюцией гуманистич. концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего В. (в Италии: 14 — кон. 15 вв., кон. 15 — 1-я четв. 16 вв., 16 в.; эту периодизацию условно распространяют на др. страны, но с др. хронологич. рамками). Для лит-ры Раннего В. характерны лирика (Петрарка, Полициано) и новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати), с антиклерик. и антифеод, направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Новелла процветает на протяжении всего В.; но во 2-й пол. 16 в. она испытывает влияние Контрреформации (Джиральди Чинтио). Высокое В. отмечено расцветом поэмы: в Италии — сказочно-героическая поэма М. Боярдо, Л. Ариосто, жизнерадостно буффонная, макароническая — Т. Фоленго; в Испании и Португалии — <конкистадорская” поэма (“Араукана” А. Эрсильи-и-.Суньиги и “Лузиады” Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика к-рой поэтизирует представление В. о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого В., без оглядки на эпос античный, “искусственный” (что свойственно героич. поэмам 14—16 вв.), всесторонней картиной общества В. и его героич. идеалов в нар. сказочной и филос.-комич. форме явилось произв. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. /

 

В Позднее В., характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося бурж. общества, развиваются пасторальные (см. Пастораль) жанры романа и драмы (“Аминта” Т. Тассо в Италии; -“Диана” X. Монтемайора и “Галатея” М. Сервантеса в Испании; “Аркадия” Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие дисгармонии цивилизов. нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается сатирич. бытовой плутовской роман с новым героем “прозаических авантюр” частной жизни. Высший взлет Позднего В. — драмы Шекспира и роман Сервантеса, осн. на трагич. или трагикомич. конфликтах между героич. личностью и недостойной человека системой обществ, жизни.

 

В эпоху В. возникают первые национальные — по языку и значению — лит-ры, в отличие от сословной лит-ры ср. веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни (см. Латинская литература). Формируется и теоретически обосновывается лит. язык нации (трактаты “Рассуждение в прозе о народном языке”, 1525, П. Бембо, “Защита и прославление французского языка”, 1549, Ж. Дю Белле).

 

В Италии уже творчество Данте на рубеже 13—14 вв. возвещает В. Любовные сонеты Петрарки открыли значительность внутр. мира личности, динамику эмоц. жизни, а его патриотич. канцоны (“Моя Италия” и др.) — внесословный характер нового гражд. сознания. Расцвет итал. лит-ры в 14—16 вв. — лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этич. и политич. трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто и Тассо и др. — наряду с расцветом изобразит. иск-ва — выдвигают итал. культуру как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и “классическую” для др. стран. Кризисом В. и влиянием

 

католичества обозначена двойственная по духу — во вкусе иск-ва маньеризма — поэма Т. Тассо “Освобожденный Иерусалим” (1580).

 

Расцвет лит-ры В. в Германии и Нидерландах приходится на подготовит, и начальную стадию Реформации (1-я четв. 16 в.) и находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европ. гуманизма в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике, антисхоластич. и антиклерик. сатире (“Корабль дураков” С. Бранта, “Похвала Глупости” Эразма, “Письма темных людей”, “диалоги” Гуттена).

 

Во Франции ренессансная лит-ра, помимо влияния античности и итал. культуры, опирается на нар. “галльскую” традицию свободомыслия. Черты В. проступают уже в лирике Ф. Вийона (сер. 15 в.), затем (в более законч. форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике 1-й пол. 16 в. Вершины расцвета — роман Рабле и гармонич. чувственная высокая лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление франц. поэзии. Великим памятником Позднего В. во Франции и прощанием с героич. иллюзиями эпохи являются во 2-й пол. 16 в. (период религ. войн) “Опыты” (1580—88) М. Монтеня, скептически направленные против фантастич. преувеличений в оценке человека гуманистами и против всякого рода догматики; своей непринужденной манерой анализа они положили начало жанру эссе в европ. лит-ре.

 

Из слав. лит-р В. ярче проявилось в югославянской (т. н. далматинско-дубровницкое В.) и в польской. Общеевроп. значение имела неолат. поэзия: хорваты Янус Паннониус (Иван Чесмички), Э. Цервин, поляки К. Яницкий (Янициус), Я. Дантышек. Неолат. яз. и поэзия, как и в Италии, были для слав. прозаиков и поэтов школой для последующей выработки норм нац. лит. языка и новых поэтич. жанров. В Дубровнике, независимой гор. республике, и др. далматинских городах расцветает с кон. 15 в. лит-ра, родственная соседней итальянской (см. Далматинская литература): поэзия лирическая (Ш. Менчетич, Дж, Држич), сатирическая и пасторальная (Н. Ветранович-Чавчич), реалистич. комедия (М. Држич). Отражение совр. нравов, интерес к нар. творчеству и родному яз. — в сочетании с антич. и итал. традицией — придают “дубровницкому” В. характер своего рода “романо-слав. синтеза”.В Польше, в отличие от Далмации, В. было связано по преимуществу не с гор. культурой, а с возвышением шляхты в 16 в. и с Реформацией. Кальвинист М. Рей, страстный защитник шляхетской демократии, создал первые на польск. яз. значит, светские произв. в стихах и прозе, еще несколько грубоватые по стилю. Великим поэтом польского В. был Я. Кохановский; его продолжатели — сатирик С. Клёнович и идиллик Ш. Шимонович. В маньеристской поэзии М. Сэмп Шажиньского, на к-рой сказалась атмосфера Контрреформации, осуществляется переход к барокко.

 

В Англии расцвет гуманистич. лит-ры относится к кон. 16 в. Аристократич. линия представлена поэзией Ф. Сидни, Э. Спенсера (поэма “Королева фей”), изысканным романом (Дж. Лили, “Эвфуэс”), но возникает и сатирич. бытовой роман (Т. Нэш, “Злополучный путешественник”). Мировую славу англ. В. составляет театр кон. 16 — нач. 17 вв. Интерес к “титанической” личности, народность идей, поэтизация нац. прошлого, свободная (“неученая”) форма драмы намечаются уже у предшественников Шекспира (К. Марло, Р. Грин), но особенно проявляются в драматургии самого Шекспира как высшем слиянии ренессансного гуманизма с народностью. Англ. гуманисты проявили классич. для своего времени понимание роли материально-социальных отношений в судьбе личности. Смелое обращение к сфере собственнич. интересов составило великое преимущество реализма Шекспира

 

ВОЗР

 

==67

 

трагика, особенно в “Короле Лире” (1608). У современников Шекспира на драматургию накладывает отпечаток маньеризм и начинающееся барокко; драма приобретает характер более бытовой (Т. Деккер, Т. Хейвуд), сатирический (Б. Джонсон), пессимистический (Дж. Уэбстер, Дж. Форд).

 

В Испании и Португалии расцвет лит-ры приходится на завершение эпохи В. Лит-ра В. этих стран, переживавших нац. подъем в связи с их ролью перекрестка трех культур, энтузиазмом Реконкисты, географич. открытиями и колон, захватами, выступает в “новорыцарски”-авантюрных формах, художественно отраженных в приключенч. рыцарском романе (“Амадис Галльский”, 1508, и др.) и “конкистадорской” поэме. Картину всеобщей деморализации и социальной коррупции показывает антирыцарский плутовской роман, сатирически рисующий неприглядную изнанку процесса формирования бурж. отношений в феод. обществе (анонимный роман “Жизнь Ласарильо с Тормеса”, романы М. Алемана-и-Энеро и Ф. Кеведо-и-Вильегаса). Этим объясняется общеевроп. отзвук “пикарескного” (плутовского) жанра в лит-ре 17—18 вв. (а в России — еще в нач. 19 в.). В исп. театре “золотого века” от Лопе де Веги, во многом еще связанного с В., до П. Кальдерона де ла Варка происходит переход к антиренессансному иск-ву барокко. Завершающим явлением для исп. и всего европ. В. было творчество Сервантеса, в особенности его “Дон Кихот”, в к-ром слились элементы новорыцарского, пасторального и плутовского жанров. Трагикомич. смехом над “героическим безумием” и “романтикой” эпохи (осмеянием-прославлением Дон Кихота) Сервантес реалистически завершил тему и эволюцию иск-ва Ренессанса, исходившего из “рыцарски” идеализир. человека, из утопии свободы индивида, творца своей судьбы и “сына своих дел”,— таков общеевроп. значения историко-культ. план романа. И одновременно — это смех над вечной активностью человеческого сознания, над его “рыцарским воодушевлением”, вмешательством в стихийный ход жизни, когда сознание, устремленное к лучшему и достойному, “прекраснодушно” теряет такт реальности и становится субъективно высоким,— таков гносеологически обусловл. непреходящий план донкихотской ситуации, потенциально заложенный во всякой ситуации сознат. прогресса.

 

φ Μаркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб.], т. 1—2, 3 изд., M., 1976; Веселовский?.Η., Θзбранные статьи, Л., 1939; К о рели н М. С., Очерки итал. Возрождения, М., 1896; Дживелегов А. К., Очерки итал. Возрождения, М., 1929; Пуришев Б., Очерки нем. лит-ры. XV—XVII вв., М., 1955; Пинский Л. Е., Реализм эпохи Возрождения, М-, 1961; его же, Шекспир, М., 1971; Гол е н и ще в-К у т у з о в И. Н., Итал. Возрождение и слав. лит-ры XV—XVI вв., М., 1963; Бах тин М., Творчество Ф. Рабле и нар. культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Лит-ра эпохи Возрождения и проблемы всемирной лит-ры, М., 1967; Нуцубидзе Ш. И., Руставели и Восточный Ренессанс, Тб., 1967; Данте и всемирная лит-ра, М., 1967; Хлодовский Р. И., Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма, М., 1974; Виппер Ю. В., Поэзия Плеяды..., М., 1976; Типология и периодизация культуры Возрождения, М., 1978; Б а тки н Л. М., Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М., 1978; Лосев А. Ф., Эстетика Возрождения, М., 1978; Николай Куз а н с к и и. Соч., т. 1—2, M., 1979—80; Эстетика Ренессанса. Антология, т. 1—2, M., 1981. Л. Е. Пинский.

 

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ, жанр др.-рус. лит-ры, разновидность повести древнерусской, светская историч. повесть, изображающая воинские подвиги, сражения, воинский быт, снаряжение и т. п. Широко бытовала как оригинальная В. п., так и переводная (“История Иудейской войны” Иосифа Флавия, ^Александрия”, ^Девгениево деянием). В основе В. п., как правило, лежит реальное военно-историч. событие. Поэтич. стиль В. п. сочетает книжную традицию и черты нар. эпоса. Центр, герой оригинальных рус. повестей — обычно реальная историч. личность, представленная в качестве идеального воина.

 

==68 ВОИН — ВОЛЬ

 

В. п. сохранились как самостоят, произв. или в составе летописей. Др.-рус. В. п. рассказывают преим. о борьбе рус. народа с внеш. врагами (реже — о междоусобицах): о походах на половцев (рассказ Ипатьевской летописи о походе Игоря Святославича 1185), о монголо-тат. нашествии (летописные повести о битве,на Калке 1223 и нашествии Батыя 1237, “.Повесть о разорении Рязани Батыем”), о Куликовской битве 1380 (^Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). В. п. 16 в. (< Казанская история”, “Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков”) испытали значит. влияние “Повести о Царьграде” Нестора-Искандера (2-я пол. 15.в.); из памятников 17 в. с жанром В. п. связаны мн. соч. о Смуте, цикл Повестей об Лзове.

 

Нек-рые характерные черты В. п. отразились в памятниках др. жанров: “Слове о полку Игореве”, княжеских житиях (“Житие Александра Невского”, “Повесть о Довмонте”).

 

Тексты и лит.: Воинские повести Древней Руси, М.—Л., 1949; Орлов A.C., Об особенностях формы рус. воинских повестей (кончая XVII в.), М., 1902; е г о ж е, О нек-рых особенностях стиля великорус, историч. беллетристики XVI—XVII вв., СПБ, 1909; е г о же, Героич. темы древней рус. лит-ры, М.—Л., 1945.

 

Д. М. Буланин, “ВОЙНА МЫШЕЙ И ЛЯГУШЕК”, “Батра

 

хомиомахия”, древнегреческая поэма — пародия (кон. 6 или нач. 5 вв. до н. э.) на героич. гомеровский эпос. Приписывалась Пигрету. Поэма связана с начатой греч. философами критикой религ.-мифол. системы (см. также Греческая древняя литература).

 

И з д. в рус. пер.: Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия), М.-Л., 1936.

 

^- Тройский И. М., История антич. лит-ры, 3 изд., Л., 1957, с. 74-75.

 

“ВОЛГА”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Орган СП РСФСР и Саратовской писательской орг-ции. Изд. в Саратове с 1966. ВОЛЬНАЯ РУССКАЯ ПОаЗИЯ, бесцензурные стихи рус. поэтов. С кон. 18 в. (ода “Вольность” А. Н. Радищева) распространялись в списках. Появление и развитие В. р. п. определялось как ростом революц. настроений, так и жестокостью цензурных ограничений и преследований (см. Цензура и русская литература).

 

В списках ходили вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина (о чем он сам писал в “Послании цензору”, 1822: “И Пушкина стихи в печати не бывала/Что нужды? Их и так иные прочитали”), “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова, стихи декабристов К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, В. Ф. Раевского и др. А. И. Герцен и Н. П. Огарев, отмечавшие большое значение “подземной поэзии” для их поколения, печатали революц. стихи в альманахе “Полярная звезда” и газ. “Колокол”. В 1861 в Лондоне был издан сб. “Русская потаенная литература XIX столетия...”; подытожив и осмыслив (во вступит, ст. Огарева) развитие В. р. п. 1-й пол. века, он стал источником, из к-рого черпали материал аналогичные издания (сб. “Лютня” и др.). Поэты-шестидесятники нередко прямо ориентируются на вольную прессу: “Над цензурою, друзья,/Смейтесь так же, как и я:/Ведь для мысли и для слова,/Откровенно говоря,/Нам не нужно никакого/Разрешения царя1”,— заявлял В. С. Курочкин. добавляя: “Что напишем, то пошлем/Прямо в Лондон, к Искандеру” (т. е. Герцену).

 

Во 2-й пол. 19 в. в самой России появляются подпольные гектографир., а потом и печатные издания запретных стихов (“Собрание стихотворений”, 1879). Народнич. периодика (“Земля и воля”, 1878—79; “Народная воля”, 1879—85; “Рабочая газета”, 1880— 1881) также содержала значит, стихотв. материал. На рубеже 19—20 вв. В. р. п. пополняют стихи и песни пролет, поэтов: Л. П. Радина, С. А. Басова-Верхоянцева, Д. Бедного, Ф. С. Шкулева, М. Горького.

 

В списках расходились и нек-рые стихи, опубл. легально (напр., стих. Я. П. Полонского “Узница”, 1878), подчас переосмысляясь в связи со злобой дня (так, стих. Н. А. Некрасова “Смолкли честные, доблестно павшие...”, навеянное событиями Парижской Коммуны 1871, связывалось с “процессом 50-ти”, 1877). В. р. п. включала и стихи иностр. поэтов (П. Беранже, О. Барбье, Г. Гейне и др.) в переводах, а иногда и переделках. В качестве “вольных” выступали порой стихи, непочтительно касавшиеся религии, в т. ч. такие, где она “кощунственно” соприкасалась с эротикой. Передача произв. В. р. п. по памяти обусловливала многочисленность вариантов текстов и искажений, характерных для фольклора.

 

И з д.: Вольная рус. поэзия 2-й пол. XVIII—1-й пол. XIX в. Вступ. статьи С. Б. Окуня и С. А. Рейсера, Л-, 1970; Вольная рус. поэзия 2-й пол. XIX в. Вступ. ст. С. А. Рейсера, 2 изд., 1959; Революц. поэзия (1890—1917). Вступ. ст. А. Л. Дымшица, 2 изд.. Л., 1954.

 

ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ, лит.-обществ, орг-ция в Петербурге (1816—25). С 1819 ведущее положение в ней заняли Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, Н. А. и A.A. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, Н.И. Гнедич, A.A. Дельвиг, A.C. Грибоедов, А. П. Бенитцкий и др. В ежемес. журнале об-ва “Соревнователь просвещения и благотворения”, несмотря на умеренность его политич. программы, отразилось влияние идеологии декабристов: требование нац. самобытности лит-ры, интерес к историко-патриотич. теме, к нар. поэзии.

 

А Базанов В., Ученая республика, М.—Л,, 1964, ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ, лит.-обществ.

 

орг-ция в Петербурге (1801—25). Входили: И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, И. П. Пнин, сыновья А. Н. Радищева — Н. и В. Радищевы, позднее — К. Н. Батюшков. До 1807 в об-ве преобладали свободолюбивые настроения, сказывалось влияние идей А. Н. Радищева и франц. просветителей. С 1807 усилилось консервативное крыло, и деятельность об-ва продолжалась с большими перерывами.

 

И з д.: Поэты-радищевцы. Сб. Вступ. ст., биогр. справки П. А. Орлова, 2 изд., Л., 1979.

 

ВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ (лат. licentia poйtiса), в поэтике классицизма — использование в стихе (“для ритма и рифмы”) языковых дублетных форм, избегаемых в прозе: напр., судьбой / судьбою, счастье / счастие, восток / веток, зреть / зрети, между меж, Зефир / Зефир, из пламени / из пламя (“Из пламя и света рожденное слово”, М. Ю. Лермонтов); к В. п. причислялись также инверсии и пр. От В. п. отличались дублеты типа берег / брег, отбиравшиеся до стилистич. соображениям и допустимые также

 

И В Прозе. М. Л. Гаспаров.

 

ВОЛЬНЫЙ СТИХ, в рус. силлабо-тонич. стихосложении — неравностопный ямб с неурегулир. чередованием строк разной длины (преим. 6- и 4-, потом 6- и 5-стопных). Употреблялся с 18 в. в баснях, “сказках” (“Душенька” И. Ф. Богдановича), пиндарич. лирике, в 19 в. в посланиях, элегиях (“Погасло дневное светило...” А. С. Пушкина), драме (“Горе от ума” А. С. Грибоедова, “Маскарад” М. Ю. Лермонтова), в 20 в. выходит из употребления. По аналогии В. с. иногда называются и неямбич. неравностопные размеры: хореи (“Товарищу Нетте” В. В. Маяковского), анапесты (“Рыцарь на час” Н. А. Некрасова) и др. Не путать со свободным стихом! м. л. Гаспаров. ВОПЛЕНИЦЫ (причетницы, плакальщицы, плачеи), исполнительницы причитаний. Для мн. В. их творчество было почти профессиональным занятием. В России 19—20 вв. особым талантом и эмоц. силой отличались причитания Н. С. Богдановой, A.M. Пашковой, М.Р. Голубковой и, в первую очередь, И. А. Федосовой (1831—99), чьи плачи выделялись поэтич. силой, разнообразием содержания, социальной насыщенностью (похоронные, рекрутские, свадебные). В сов. время созданы плачи о В. И. Ленине (М. С. Крюкова), о погибших в Великой Отечеств. войне.

 

φ Χистов К. В., Нар. поэтесса И. А. Федосова, Петрозаводск, 1935.

 

“ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРЫ”, рус. сов. ежемес. журнал лит-ведения и лит. критики. Орган СП СССР и Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького. Изд. в Москве с 1957. Печатает статьи и тематич. обзоры, поев. анализу совр. лит. процессов, проблемам лит-ведения, теории и истории отечеств, и заруб, лит-р, регулярно организует дискуссии по этой тематике. Публикует также архивные материалы, рецензирует сов. и заруб, литературоведч. исследования, информирует о важнейших событиях науч. и лит. жизни. Гл. редакторы—А. Г. Дементьев, В.М. Озеров, с 1979— М. Б. Козьмин.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия