Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 19 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 19 страница






 

жизнь. Стихи поэтессы Хо Суан Хьюнг, утверждая ценность чувственной жизни человека, содержали сатирич. образы буддийских монахов и ханжейконфуцианцев. В прозе появляются жанры романаэпопеи (“Император Ле — объединитель страны”), воспоминаний. Очерки Ле Куй Дона, предтечи просветит. движения во Вьетнаме, описания путешествий (в т. ч. в Европу) знаменовали собой расширение знаний о мире.

 

Со 2-й пол. 19 в. В. л. развивалась в условиях борьбы против колон, агрессии Франции..Направление, связанное с нац.-освободит, движением, основоположником к-рого был поэт Нгуен Динь Тьеу, характеризуется накалом патриотич. чувств, вниманием к жизни простого люда. По мере становления колон, и феод. общества усиливалась сатирич. направленность лит-ры.

 

Поэзия и публицистика нач. 20 в. выражала идеи просветительства и гражд. пафос (произв. Фан Бой Тяу). В 1-й четв. 20 в. формируются совр. прозаич. жанры: новелла, роман, а также совр. драма. Происходит перестройка в стихосложении; в 30-х гг. возникает движение “Новая поэзия”, знаменующее высвобождение личности от феод. пут. В 20—30-х гг. оформляется революц. лит-ра (публицистика Хо Ши Мина, поэзия То Хыу), худож.-документ, жанры. Реалистич. направление формировалось в связи с обращением писателей к крест, теме. В романе “Последний шаг” Нгуен Конг Хоан на фоне правдиво изображенных социальных контрастов старой деревни сделал попытку создать образ активного борца. Картину дикого произвола старост, помещиков и чиновников реалистически нарисовал Нго Тат То (повесть “Лампа гаснет”, очерки “Дела деревенские”). В нач. 40-х гг. усиливается тенденция психол. разработки образа (рассказы и роман “Изношенная жизнь” Нам Као).

 

После Августовской революции 1945, установившей нар.-демократич. строй, формируется лит-ра социалистич. Вьетнама, отражающая становление нового человека и революц. сдвиги в стране. Длит. антиколон. и антиимпериалистич. войны определили тематику и выбор персонажей.

 

В годы войны Сопротивления Вьетнам, народа 1945—54 против франц. колонизаторов происходит дальнейшая демократизация лит. языка, худож. формы произв.; усилилось внимание к нар.-песенным размерам и жанрам, к нар. театру (т е о). Освоение новых пластов жизни, находящейся в стадии революц. преобразований, обусловило появление худож.-документ. жанров: очерки, рассказы, худож. репортажи, ставшие особенно популярными в годы борьбы против империалистич. агрессии США (1964—75). Повести и романы периода войны Сопротивления тяготели к изображению коллективного героя — роты, партиз. отряда и т. п. В 1948 была создана Ассоциация деятелей лит-ры и иск-ва, работавшая под руководством Коммунистич. партии Вьетнама.

 

С сер. 50-х гг. происходит качеств, сдвиг во В. л. Писатели активно овладевают методом социалистич. реализма; важную роль играет обращение к опыту лит-ры социалистич. стран, особенно советской. В 1957 образован СП Вьетнама. Дальнейшее вызревание и углубление социалистич. идеала выразилось в создании крупных прозаич. полотен, к-рые воспроизводят размах и обществ, значимость происходящих событий, в создании психологически достоверных индивидуализир. образов. Повести, романы, многотомные эпопеи изображают историю революции во Вьетнаме, социалистич. строительство, героич. борьбу Вьетнам, народа за свободу родины. В поэзии преобладает лирика, выражающая напряженную эмоц. жизнь человека нового общества в годы социальных перемен и воен. испытаний.

 

В районах Юж. Вьетнама, находившихся в 1955—75 под контролем американо-сайгонского режима, лит-ра страдала от засилья цензуры, действовавшей в соответствии с офиц. антикомму нистич. доктриной. Прогрес. писатели, часть к-рых покинула оккупированные р-ны, стремились к правдивому воспроизведению жизни, обличали продажный режим и развращающее влияние амер. оккупации. В 1961 в освобожденных р-нах Юж. Вьетнама была создана Ассоциация деятелей лит-ры и иск-ва “Освобождение”.

 

С 1976 В. л. развивается в рамках воссоединенного гос-ва. Социалистич. лит-ра Вьетнама наиболее ярко представлена творчеством Нгуен Хюи Тьюнга, Нгуен Конг Хоана, То Хыу, Хюи Кана, Те Ханя, Нгуен Туана, Нгуен Хонга, Суан Зьеу, Те Лан Вьена, То Хоая, Нгуен Динь Тхи.

 

Лит. периодика: многополосная газ. <Ван нге” (с 1948) — орган СП Вьетнама, журн. “Ван нге куан дои” — орган воен. писателей и художников, жури. “Тап ти ван хаук” (в 1960—63 назывался “Нгиен кыу ван хаук”) — орган Ин-та лит-ры Комитета обществ. наук СРВ.

 

И з д.: Сказания Вьетнам, гор, М., 1970; Сказки народов Вьетнама, М., 1970; Из совр. Вьетнам, поэзии, [ М., 1973]; Вьетнам, повести и рассказы до 1960 г., М., 1980; Повести и рассказы Вьетнам, писателей, 60—70-е гг., М., 1980; Совр. Вьетнам, поэзия, М., 1981; Стихи молодых поэтов Вьетнама... 1964—1975 гг., М., 1982; Совр. Вьетнам, пьеса, М., 1984.

 

• Никулин Н. И., Вьетнам, лит-ра, М., 1971; егоже, Вьетнам. лит-ра...?—XIX вв., М., 1977; Ванхок Вьетнам тьонг Ми кыу ньюк, Ханой, 1979. Н. И. Никулин.

 

“ВЭНЬСЮАНЬ” (“Избранное”), первая в Китае лит. антология. Составлена в нач. 6 в. принцем Сяо Туном. Весь материал распределен по тридцати семи жанрам; отобраны лучшие произв. поэзии и прозы от эпохи Чжоу до эпохи Лян. Значит, часть “В.” составляют произв. в жанре фу, а также послания, доклады трону, эпитафии и т. п. Произв. нар. творчества, а также конфуцианских классиков в “В.” не вошли. Имеет ценный “Комментарий шести авторов”. Благодаря “В.” до нас дошли мн. произв. древности.

 

00.htm - glava08

 

Г

ГАЗЕЛЬ (араб. газаль), вид моноримич. лирич. стихотворения (обычно 12—15 бейтов). Распространена в поэзии Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Скорее всего, возникла из доисламской перс. нар. лирич. песни и окончательно сформировалась к 13—14 вв. Существует, однако, и точка зрения, что Г. возникла в результате вычленения лирич. зачина касыды, т. н. тагаззула. В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка по схеме ba, ca, da... В последнем бейте должен быть упомянут тахаллус автора. Каждый бейт Г., как правило, содержит законч. мысль и имеет как бы самостоят, значение. Высокой степени совершенства жанр достиг в творчестве перс. и тадж. поэтов Рудаки, Саади, Хафиза, Кемала Худжанди, азерб. поэта Физули, узб. поэтов Навои, Лутфи. К форме Г.

 

обращались и европ. поэты в стихах вост. тематики (напр., И. В. Гёте); в России строение формы передал В. Я. Брюсов (неоконч. кн. “Сны человечества”, 1915).

 

• Вертел ьс Е. Э., Перс. поэзия в Бухаре в? в., М.—Л., 1935; Мирзоев A.M., Рудаки и развитие газели в X—XV вв., Душ.], 1958; Рустамов Э. Р., Узб. поэзия в перв. пол. XV в., М., 1963.

 

ГАИТИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра Республики Гаити. Развивается гл. обр. на франц.Яз., а также на гаитянском креольском яз. Формировалась на основе традиций культуры местного индейского населения, а также негров Зап. Африки, ввезенных во времена

 

ВЭНЬ — ГАИТ

 

==73

 

работорговли, и европейской, преим. франц., культуры. В фольклоре сохранились афр., частью индейские элементы. Борьба за независимость, развернувшаяся в кон. 18 в., определила в дальнейшем осн. черты Г. л.— гражданственность, тяготение к истории страны, преим. к темам и образам нац.-освободит. войны. После провозглашения независимости (1804) получила развитие поэзия (И. Но). Со 2-й пол. 19 в. угроза колонизации Гаити со стороны европ. гос-в и США усилила патриотич, мотивы в публицистике (Л. Жанвье, А. Фирмин) и в худож. лит-ре, особенно в поэзии. Патриотич. поэзии О. Дюрана, к-рый первым стал писать на креольском яз., свойственны нац. сюжеты и ритмы. В кон. 19— нач. 20 вв. вокруг журналов “La Jeune Haiti” и “La Ronde” объединилась значит, группа писателей. Наметились первые попытки создания социального романа: нравы гаитян и их быт реалистически изобразили Ф. Марселен и Ж. Лериссон, острую сатиру на высшие круги гаитянского общества дал Ф. Ибер. Выступая под лозунгом “национальной литературы”, они внесли в роман нар. юмор, разг. речь.

 

Подъем нац.-освободит. движения, направленного против амер. оккупации (1915—34), способствовал утверждению революц.-патриотич. и социальной тематики в лит-ре. Журн. “La Revue indigene” (1926—27) объединил передовых писателей, в творчестве к-рых проявилась тенденция т. н. негризма (или афроамериканизма), выражавшаяся в утверждении нац. самосознания через новые социальные темы, образы героич. прошлого и нац. фольклорные формы (Ж. Румен, поэты Ж. Бриер, Э. Румер).

 

Поэт и прозаик Ж. Румен, основатель компартии Гаити (1934), оказал влияние на дальнейшее развитие нац. лит-ры.

 

В 30—40-х гг. появились романы о деревне Ж. Синеаса, бр. Ф. и П. Марселен и др. Социалистич. идеи нашли отражение в романе “Хозяева росы” Румена, где впервые дан образ революционера, а также в романе “Жатва” Ф. Мориссо-Леруа. Романы 50-х гг. Ж. С. Алексиса “Добрый генерал Солнце”, “Деревьямузыканты”, “В мгновение ока”, описывающие борьбу и страдания народа, получили мировую известность. С революц. стихами выступил Р. Депестр (сб-ки “Черная руда”, “Дневник морского животного” и др.).

 

В нач. 60-х гг. в условиях реакц. террора выступили поэт и прозаик А. Фелпс, опубликовавший в 1973 роман “Минус бесконечность”, а также поэты Р. Филоктет (поэма “Барабаны солнца”), Ж. Этьен, Давертиж, Ж. Р. Лафоре. Мн. прогрес. писатели со 2-й пол. 60-х гг. живут в эмиграции (Бриер, Депестр и др.).

 

Поэзия и драматургия частично развиваются на гаитянском креольском яз. (Мориссо-Леруа).

 

И з д.: Время пламенеющих деревьев. Поэты Антильских островов, (предисл. Е. Гальпериной], М., 1961; Взорванное молчание. Совр. поэзия Гаити, [сост. и послесл. Е. Гальпериной], М., 1968.

 

φ Gouraige G., Histoire de la litterature haпtienne, Portau-Prince, [196l]. Е.Л.Гальперина.

 

ГАВАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Гайаны (до 1966 — Брит. Гвиана). Развивается на англ. яз. Г. л. присущи Черты как лат.-амер. лит-ры, так и англоязычной лит-ры островных карибских гос-в. Специфика гайанской нац. культуры — смешение афро-креольского, инд. и индейского (автохтонного) элементов — ярко проявилась в фольклоре. Развитие письм. лит-ры началось в 19 в. и особенно усилилось в сер. 20 в. в связи с борьбой за нац. независимость. Осн. черты Г. л. — поиск нац. своеобразия, стремление осознать и отразить историч. судьбы страны. Нац. самобытность проявилась в Г. л. уже в 19 в. (антология “Поэзия Гвианы 1831—1931”, 1931). В 20 в. она нашла наиболее яркое выражение в поэзии А. Дж. Сеймура, возглавлявшего в 40-х гг. Ассоциацию писателей Брит. Гвианы, и в прозе 60—70-х гг. Т. У. Харриса, отразившего сложный процесс формирования нац. сообщества Гайаны из разл. культурно-этнич. компонентов,

 

==74 ГЛЙА — ГАРУ

 

конфликты между общинно-патриарх. традициями и наступающим на них капитализмом, почти первобытным образом жизни и цивилизацией. Мифологизир. образы, анимизация первозданной природы, тяготение к мистике и ирреализму, свойственные творчеству Харриса, типологически родственны худож. видению мн. совр. лат.-амер. писателей. Большое место в Г. л. занимают также критика колон, общества (романы 50—60-х гг. Э. Миттелхолцера), мотивы нац.-освободит. борьбы (публицистич. поэзия 50-х гг. М. Картера), расовые проблемы, тема горькой судьбы черного человека в капиталистич. мире (романы Э. Р. Брейтуэйта 60-х гг.). Жизнь эмигрантов в Англии, а также в афр. странах, привлекавших к себе панафриканистскими мифами о якобы “особом африканском гуманизме и коллективизме”, отразилась в сатирич. романах нач. 60-х гг. О. Р. Даторна. В 70-х гг. в центре внимания писателей — жизнь независимой Гайаны.

 

• The Islands in between. Essays on West Indian literature, L., 1968; Modem black novelists, [ N. Y. ], 1971.

 

Г. В. Гончарова, П. В. Грибанов.

 

ГАЙДУЦКИЕ ПЕСНИ, см. Хайдуцкие песни. “ГАЛАТЕЯ” (по имени нимфы в греч. мифологии), рус. еженед. журнал лит-ры, новостей и мод. Изд. в 1829—30 и 1839—40 в Москве С. Е. Раичем. В 1829— 1830 печатал переводную прозу, стихи Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки, нек-рые стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, В. А. Жуковского, А. И. Полежаева. Критика “Г.” (Раич) вела полемику с ^Московским телеграфом^, ^Литературной газетой”, •“Северной пчелой^. В 1839—40 среди сотрудников—А. Ф. Вельтман, Е.П. Ростопчина.

 

ГАЛИСЙЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. в ст. Испании литература.

 

“ГАНЖУР”, “Ганджур” (тибет., букв.—словеса), священная книга буддизма; собрание канонич. произв., приписываемых Будде. Переведены на монг. яз. с тибет. яз. в период правления Лигдан-хана (1604—34). Монг. “Г.” в 108 тт. включают 1161 произв. (тантры, сутры и т. д.) разнообразного содержания в прозе и стихах (беседы Будды с учениками о нравственности и философии, б. ч. в форме притчи или поучит, рассказа,— сб. “Море притч” и др.). “Г.” — своеобразная буддийская энциклопедия.

 

ГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Ганы. Письменная лит-ра (преим. на англ. яз.) возникла в кон. 19 — нач. 20 вв. Популярностью пользовалась публицистика (Р. Э. Г. Арматту и др.). Публикации на языках народов Ганы — фанти, эве, га, адангме, дагбани, хауса и др.— появились в сер. 20 в. Осн. темы лит. произв. 20—50-х гг.— историч. и этнографич. проблемы (М. Дей-Ананг). Пьесы Дж. X. Нкетия, стихи Арматту, К. Брю и др. имели большое значение для пробуждения самосознания народов Ганы. В этот же период наблюдается заметный интерес к переводам произв. мировой лит-ры на языки народов Ганы. После провозглашения независимости Ганы в 1957 в лит-ре возникли новые социальные и политич. темы. На основе нац. традиций развиваются поэзия, проза, драматургия. Популярны Э. Сазерленд, И. Хо, X. Сетсоафия, Дж. Окай, Кристина Айдо. С сер. 60-х гг. успешно развивается жанр романа (К. Дуоду и др.). В кон. 60-х гг. выступил крупнейший романист Ганы А. К. Арма, получивший широкую известность за пределами своей страны. В его прозе подняты острые социальные и политич. проблемы, актуальные для мн. стран Африки. Существует Ассоциация писателей Ганы (осн. в 60-х гг.).

 

И з д.: Голоса Ганы, Таш., I960; Поэты Ганы, пер. с англ., М., 1963 В. Н. Вавилов

 

ГАРИБЙ (чужбинные), тадж. фольклорные стихи, гл обр. рубай. Получили особое развитие в кон. 19 — нач 20 вв. как песни скитальцев — батраков, отходников нищих дехкан. Мастером Г. был нар. сказитель 20 в Бобо Юнус Худойдодзаде.

 

“ГАРУН” (“Весна”), ежемес. лит.-худож. и обществ политич. журнал, на арм. яз. Орган СП и ЦК ЛКСМ Армении. Изд. с 1967 в Ереване.

 

ГВАТЕМАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра гватемал. народа. Развивается гл. обр. на исп. яз. Сохранились памятники древней лит-ры индейцев киче, наиболее значит, из к-рых — нар. эпос “Пополь-Вух” (записан латиницей ок. 1554—58) и драма “Рабиналь-Ачи” (записана в 19 в.). Первые памятники на исп. яз. — история, хроники: “Правдивая история завоевания Новой Испании”· (написана в 1545—68) Б. Диаса дель Кастильо; это произв. принадлежит также мекс. лит-ре. В поэме Р. Ландивара “Мексиканская сельская жизнь” дано описание природы Гватемалы и быта ее жителей. Становление нац. литературы связано с Войной за независимость исп. колоний в Америке 1810—26; ее основоположниками были поэт X. Батрес Монтуфар — крупнейший представитель романтизма, господствовавшего вплоть до 70—80-х гг. 19 в., и писатель А. X. Ирисарри. В прозе ведущее место занимал костумбризм (сб. бытописат. очерков “Картины нравов” X. Мильи-и-Видаурре). Изображая нар. быт в его неповторимом своеобразии, писатели-костумбристы нередко обращались к социальной проблематике (Ф. Лаинфьеста).

 

На рубеже 19—20 вв. появились реалистич. произв. М. Сото Холла — автора первого в Лат. Америке антиимпериалистич. романа •“Проблема”. Мн. поэты и прозаики, испытавшие влияние модернизма, обратились в 20—30-х гг. к нац. проблематике. Выделяются Р. Аревало Мартинес, чьи остросатирич. романы и памфлеты имеют антиимпериалистич. направленность, и К. Вильд Оспина. Борьбу за передовую культуру в эти годы возглавили писатели, сплотившиеся вокруг журн. “Renacimiento” (M. A. Астуриас, Л. Кардоса-и-Арагон и др.). Гватемальская революция 1944—54 укрепила позиции прогрес. лит. сил; возникли лит. объединения “Каса де культура”, “Сакер-ти”, журн. “Revista de Guatemala”. К этому времени относится расцвет творчества крупнейшего гватемал. писателя Астуриаса. Его романы “ Сеньор Президент”, “Зеленый Папа” — значит, вклад в борьбу лат.-амер. народов против реакц. диктатур, засилья иностр. монополий. В романе “Глаза погребенных” он сделал попытку худож. осмысления освободит, борьбы сквозь призму фольклорно-мифол. сознания. Демократич. идеи Г. л. 40—50-х гг. развивали поэты и публицисты Кардоса-иАрагон и Р. Лейва, выступавшие за возрождение традиций индейской культуры. В лит-ре 60—70-х гг., активно участвующей в борьбе за демократию и социальный прогресс, выделяется творчество поэтов О. Р. Кастильо, Р. Обрегона Моралеса, К. Ильескаса, прозаика и драматурга М. Галича, писателяпублициста У. Альварадо Арельяно, автора литературоведч. марксист, работ. В 70-х гг. выдвинулась поэтич. группа “Нуэво сигно”, изд. журн. “La Gran Flauta”.

 

• Menton S., Historia critica de la novela guatemalteca, Guatemala, 1960. С. Н. Табунов.

 

ГВИАНЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРА. Развивается на франц. яз. В Гвиане издавна существует богатый фольклор. Письм. лит-ра возникла в кон. 19 в. Совр. лит-ра, преим. поэзия, публикуется в осн. во Франции. В стихах Л. Дамаза звучат темы негр. культуры. Известностью пользуется поэт Ж. Б. Л. Сирде.

 

ГВИНЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Гвинейской Республики (бага, малинке, фульбе, сусу и др.). Сложившаяся на основе древних традиций в 50-х гг. 20 в., Г. л. развивается на франц. яз. В 60-х гг. началась разработка письменности для нац. языков. У народов Гвинеи существует богатый фольклор. Сказания о воинах, легенды (о правителе мандингов 13 в. — Сундьяте Кейта и др.) сохранились у малинке в передаче певцов-сказителей — гриотов. Популярны поэмы из сотен стихов с аллитерацией, ассонансами, рифмами.

 

Большое место в Г. л. занимает худож. переработка фольклора (“Сундьята, или Эпопея мандинго” Дж. Т. Ньяне). Крупный писатель Гвинеи — К. Лей, автор автобиогр. повести “Черный мальчик” и романов “Взгляд короля” и “Драмус”. Для Г. л. 70-х гг.

 

характерны поиски конкретного идеала социального и культурного переустройства страны, подчас в духе просветит, утопии (романы У. Сассина и А. Фантуре).

 

В поэзии начиная с 50-х гг. доминирует революц. антиколон, направление (сб. М. Траоре и К. Ненекхали-Камара). С позиций нац.-освободит., антиимпериалистич. движения народов Африки, за сохранение и новаторское освоение культурного наследия прошлого выступает А. Секу Type.

 

И з д.: В ритмах там тама. [Вступ. ст. Е. Гальпериной], М., 1961, с. 87—106; Поэзия Африки, М., 1973, с. 154—63.

 

• Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 232— 235; Гвинея. Справочник, М., 1980. Н. Д. Ляховская.

 

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ РОМАНТИКИ, т.н. второе поколение нем. романтиков, лит. кружки 1805—09 в г. Гейдельберг (Heidelberg). Отклоняя как индивидуализм иенских романтиков, так и их поиски универсального образа мира, Г. р. обратились к истории и культуре герм. прошлого, фольклору, религии. Значит, вкладом в лит-ру стала публикация нар. песен (А. Арним и К. Брентано), нар. сказок (бр. Я. и В. Гримм). В оригинальном творчестве Г. р. неприятие бурж. тенденций сочеталось с идеализацией патриарх. уклада, охранит, тенденциями, идеей религ. отречения. Бр. Я. и В. Гримм основали мифологическую школу в лит-ведении (см. также Романтизм).

 

• Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, М., 1919; Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973. C.B. Тураев.

 

ГЕКЗАМЕТР, гексаметр (от греч. hexametres — шестимерный), в антич. стихосложении — 6-стопный дактиль, в к-ром на 1—4-й стопах дактиль (—^'^) может заменяться спондеем (— —); цезура, рассекающая (обычно) 3-ю стопу, делит стих на два полустишия, с нисходящим и восходящим ритмом. Схема Г. с наиболее употребит, цезурой: —'-'^ —^^ —|^^ —^^ —^^' ——. В силлабо-тонич. стихосложении обычно передается сочетанием дактилей (^""'^) с хореями (\л\^1), т.е. становится 6-иктным дольником (“Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына”..., “Илиада”). В антич. поэзии Г. был осн. размером эпоса, идиллии, сатир, посланий, а в сочетании с пентаметром — элегий и эпиграмм. В новоевроп. поэзии употреблялся почти исключительно в переводах или стилизациях антич. тем и жанров (идиллии — “Герман и Доротея” И. В. Гёте; эпоса — “Ундина”?.Α. Ζуковского), м.л. Гаспаров. ГЕНДИАДИС (от греч. hen diв dyoin — одно через два), фигура слова: употребление существительных вместо существительного и прилагательного (“Рим силен отвагой и мужами” вместо “отважными мужами”). По-русски редок; близки к Г. обороты вроде “тоска дорожная, железная” (вместо “железнодорожная”) (А. А. Блок), “факт, живой и трепещущий” (В. В. Маяковский), м. л. Гаспаров. ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА, порождающая поэтика, направление совр. лит-ведения, использующее методы генеративной лингвистики для моделирования лит. явлений и процессов — от частных (структура тропов, сюжет, метр) до их общей структуры и эволюции поэтич. систем. В основе Г. п. лежит представление, что вся сложность и многообразие лит. феноменов м. б. выведены из ограниченного набора сравнительно простых конструктов при помощи стандартных процедур. Г. п. различает глубинные и поверхностные структуры. Глубинные структуры порождаются по строго определ. правилам и в идеальном виде отражают наиб. существ, свойства моделируемого объекта. Поверхностные структуры выводятся из глубинных путем применения к ним правил трансформации и отражают свойства моделируемого объекта с точностью до изоморфизма.

 

Г. п. рассматривает лит. текст как сообщение на естеств. языке, в к-ром закодированы сообщения на ряде других (не выводимых из естеств. языка) языков. Примерами таких языков могут служить

 

ГВАТ — ГЕНЕ

 

==75

 

метрика (один и тот же метр может реализовываться в стихотв. тексте, танце, орнаменте и т. д.), повествование (один и тот же сюжет может реализовываться в словесном тексте, пантомиме, лубке и т. д.). Задачей Г. п. является описание глубинных структур этих языков, их трансформаций и кодирования средствами естеств. языка. Хотя разграничение глубинных и поверхностных структур проводилось в поэтике и до Г. п. (ср. понятия сюжета и фабулы, метра и ритма), эксплицитное описание соответствия между ними стало возможным лишь в Г. п.

 

Г. п. следует отличать от таких смежных дисциплин, как лингвистич. генеративная стилистика и лингвистика текста, к-рые оперируют лишь категориями естеств. яз. (т. е. предполагают, что у поэтич. и обиходной речи нет различий в глубинных структурах); Г. п. же сосредоточивается на собственно поэтич. принципах структуры текста, рассматривая естеств. яз. как средство кодирования этой структуры. Ближе к Г. п. подходит модель “тема—приемы выразительности—текст”, к-рая выводит текст из нек-рой содержат, структуры (“темы”); с точки зрения Г. п. и “текст” и его <тема” в равной мере относятся к поверхностньм структурам.

 

Интенсивное развитие Г. п. началось в 1970-х гг. и в значит, мере связано с изд. в Нидерландах жури. “Поэтика” (“Poetics”) и группирующимися вокруг него исследователями. К нач. 80-х гг. наиболее разработанная часть Г. п. — генеративная метрика (термин Дяс. Бивера), исследование к-рой начинается со статьи М. Халле и С. Кайзера (1966), хотя отд. положения высказывались и ранее (напр., В. Я. Брюсовым и В. М. Жирмунским). Генеративная метрика исходит из тезиса, что стихотворность текста определяется его соотнесенностью с нек-рой идеально периодич. структурой — метром. Порождение этих глубинных метрич. структур по законам симметрии и является первой задачей генеративной метрики. Но стихотв. текст характеризуется не только метром, но и разнообразием ритма, к-рое описывается правилами трансформации, позволяющими, кроме того, отделить словосочетания, допустимые в качестве стихов данного метра, от недопустимых, а в нек-рых моделях (напр., М. Халле и С. Кайзера) и вычислить метрич. сложность стиха. В др. моделях исследуются просодические средства кодирования метрич. информации (П. Кипарскиа, К. Магнусон и ф. Райдер) и трансформации естеств. языковой структуры под влиянием метра (Дж. Вивер).

 

В методологич. отношении аналогично строятся и технически гораздо более сложные модели Г. п., ориентированные на описание поэтич. семантики. В качестве примеров можно указать модель нарративного текста С. Т. Золяна, генеративный подход к категории трагического и эволюции поэтич. систем И. П. Смирнова и др.

 

Г. п., как и генеративная лингвистика, развилась на фоне структуралистских концепций, отчасти продолжая их (представление о структурности объекта, требование эксплицитности описания и т. п.), отчасти их отменяя (представление об имманентности структуры и соответствующие методы анализа; см. Структурная поэтика). Способность оперировать не только поверхностными, но и глубинными характеристиками лит. феноменов и использование стандартизованных моделей вывода обусловливают продуктивность применения методов Г. п. в сравнительных и сравнительноисторич. исследованиях (см. работы Д. Чисхольма о книттельверсе и М. Ю. Лотмана о гекзаметре).

 

ф Золян С.Т., Описание сюжета: генеративный подход, в сб.: Семиотика и проблемы коммуникации, Ер., 1981; К и? а р с к и и П. Ударение, синтаксис и метр, в сб.: Новое в заруб, лингвистике, в. 9 М., 1980; Лотман М., Генеративный подход в метрич. штудиях в сб.: Рус. филология, в. 4, Тарту, 1975; На 11 е М., К е у s е г S. J. English stress, N. Y., 1971; Levy J., Generative poetics, в сб.: Sign Language. Culture, The Hague—P., 1970. См. также ряд статей в журнале “Poetics” (1974, № 12 и 1975, № 16 — целиком посвящены генеративной метрике). М. Ю. Лотман.

 

ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра немцев, населяющих ГДР. В ГДР развивается также лит-ра зап.-слав. народности — лужичан (см. Серболужицкая литература).

 

После окончания 2-й мировой войны 1939—45 на терр. Вост. Германии начались демократия, преобразования, в к-рых активное участие приняли прогрес. деятели культуры, в т. ч. писатели, вернувшиеся из эмиграции и фаш. концлагерей. В послевоен. годы в стране впервые были опубл. мн. произведения писателей-антифашистов, созданные в изгнании (“Седьмой крест” и “Транзит” Анны Зегерс, “Лейтенант Бертрам” Б. Узе, романы В. Бределя, публицистика

 

==76 ГЕРМ

 

Г. Манна, лирика И. Р. Бехера, Б. Брехта, С. Хермлина). Анализ причин и следствий постигшей нем. народ катастрофы, обобщение опыта антифаш. борьбы, утверждение необходимости коренных социальных преобразований в стране содержат произв. Бехера, Ф. Вольфа, Бределя, Э. Вайнерта, Л. Ренна, Кубы, Р. Леонхарда, О. Готше, Ф. К. Вайскопфа, Л. Фюрнберга, А. Цвейга, X. Мархвицы, X. Фаллады, П. Хухеля, Э. Клаудиуса и др. Лучшие произв. этих лет, продолжая традиции нем. революц. пролет. лит-ры 1-й пол. 20 в. (см. соответствующий раздел в ст. Немецкая литература), заложили основы развития социалистич. реализма в лит-ре ГДР. Большое значение для становления новой лит-ры имели публикации переводов произв. сов. писателей: М. Горького, М. А. Шолохова, В. В. Маяковского, А. С. Макаренко и др.

 

Единению прогрес. лит. сил ГДР, создание к-рой было провозглашено 7 окт. 1949, способствовал ^Культурбунд”·, осн. Бехером. Организаторская деятельность, худож. творчество и теоретич. труды Бехера имели основополагающее значение для развития социалистич. культуры и лит-ры ГДР. Творчество Брехта и постановки основанного им в 1949 театра “Берлинер ансамбль” приобрели всемирную известность и во многом определили дальнейшее развитие театра и драмы ГДР. Политич. и социальная острота, филос. глубина, введение лит. параболы, метода “очуждения” и др. приемов “эпического театра” — гл. особенности драматургии Брехта.

 

В 50—60-х гг. лит-ра ГДР отразила разл. стороны социалистич. строительства в стране. Проблеме политич. выбора, поворота масс к социализму поев. роман Зегерс “Решение”, в к-ром также получила худож. разработку проблема “двух Германий”, развитая позднее Кристой Вольф (“Расколотое небо”) и др. Социалистич. строительство, созидательный труд рабочего класса — осн. темы произв. Бригитты Райман, Э. Нойча, И. Новотного, Э. Паница, У. Бергера и др. Широкую картину сдвигов в жизни нем. деревни нарисовал Э. Штритматтер в романах “Тинко”, “Оле Бинкоп” и др. Его творчество, сочетающее эпич. повествование с проникновенным лиризмом и нар. юмором, стало одним из крупных достижений лит-ры ГДР; особый вклад Штритматтер внес в развитие традиционного для нем. лит-ры жанра “романа воспитания” (трилогия “Чудодей”). Дальнейшую разработку получила тема расчета с прошлым; к анализу трагич. вины нем. народа, ошибок поколения, отравленного в юности ядом нацизма, обратились Ф. Фюман, Д. Нолль (“Приключения Вернера Хольта”), М. В. Шульц (“Мы не пыль на ветру”), И. Бобровский, позднее X. Шюц, Г. Кант, К. Вольф, Г. Гёрлих и др. Важное место продолжают занимать в прозе и поэзии основанные на личном опыте произв. писателей-антифашистов старшего поколения: Б. Апица, Рут Вернер, Э. Арендта, Хермлина, П. Винса, X. Лорбера и др. Появились также произв., анализирующие путь, пройденный республикой за годы нар. власти (“Актовый зал” и “Выходные данные” Канта и др.).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия