Студопедия — Композиционные принципы построения сюжета
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Композиционные принципы построения сюжета






Композиционная единица – эпизод. Эпизоды в произведении (как и другие элементы: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться по принципу контраста, принципу дополнения, фрагментарному (мозаичному принципу).

 

Принцип контраста. Контрастируют смысл, эмоциональная насыщенность, размер, родовые характеристики (эпос – драма - лирика), жанровые особенности (комедия – трагедия) и т.д.

По смысловому контрасту (сцены войны и мира) располагаются эпизоды в «Войне и мире» Толстого. По жанровому контрасту – повести в «Миргороде» Н.В. Гоголя («Тарас Бульба» и «Старосветские помещики»).По различной эмоциональной насыщенности – главы в «Кому на Руси жить хорошо», в одной главе частушка может соседствовать с тоскливой песней.

 

Принцип дополнения. Согласно этого принципа один эпизод (или элемент) дополняет другой. Это происходит, как правило, в хронологически последовательных сюжетах, где главы или части дополняют (расширяют) наше представление об изображаемом в произведении.

Часто принцип дополнения и контраста совмещаются. Трудно сказать наверняка, каков принцип расположения повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Каждая повесть дополняет наши представления о Печорине, но в то же время психологически углублённый «Дневник Печорина» контрастирует с поверхностным взглядом на героя Максима Максимовича («Бэла»).

 

Фрагментарный (мозаичный) принцип. Фрагментарная композиция характерна для романтических произведений или циклов, сюрреалистических, модернистских, постмодернистских. Писатель, прибегая к такому композиционному принципу, утверждает мысль о недетерминированности, дискретности описываемых им явлений.

Каждый композиционный принцип не просто формальность, он несёт на себе эстетическую, смысловую, философскую нагрузку.

Композиционные приёмы

1. Приём рамки (или «рассказ в рассказе»).

2. Приём кольца.

3. Приём вставки.

4. Приём предварения.

5. Приём отступления.

6. Приём ретроспекции.

 

Приём рамки (или «рассказ в рассказе») весьма распространён в сюжетосложении. Основная сюжетная линия заключена как бы в «Рамку» воспоминания, спора, развлечения анекдотами, урока и т.д. Герой при таком композиционном приёме рассказывает историю, происходившую с ним в прошлом или, напротив, фантазирует, прогнозируя будущее. В хронологическом отношении такой сюжет непоследователен. Время самого рассказа не соответствует времени, о котором повествует рассказчик.

Приём очень распространён: Л.Н. Толстой «После бала», А.Н. Некрасов «Железная дорога», А.П. Чехов Трилогия «О любви», Боккаччо «Декамерон» и т.д.

 

Приём кольца. Напоминает приём рамки, но существенно отличается от него. При этом приёме последний эпизод композиционно повторяет первый. Герои оказываются в тех же обстоятельствах, в том же окружении, их одолевают схожие проблемы. Они как бы ходят «по кольцу». Но нельзя упускать из вида, что смысловая нагрузка последнего эпизода в силу развития сюжета уже иная, нежели у первого. Повторяются внешние признаки, внутренне многое меняется. Приёмом кольца пользуются сюжеты-сны (Кальдерон «Жизнь есть сон»), сюжеты-побеги (Лермонтов «Мцыри»). Этим приёмом пользовался Вампилов (пьесы «прощание в июне», «Старший сын», «Дом окнами в поле»).

 

Приём вставки элементарен. По ходу развития сюжета «вставляются», на первый взгляд, не связанные с основной коллизией сказки, мифы, истории, басни и т.д. Самый известный приём вставки встречаем в гоголевских «Мёртвых душах»: это «Повесть о капитане Копейкине». Вставками широко пользуется в своих романах Чингиз Айтматов. Вставку можно изъять из текста, это мало повлияет на фабулу (цепь событий), но принципиально обеднит сюжет в целом.

 

Приём предварения распространён в психологических и мистико-религиозных произведениях. Один из эпизодов (часто сон, гадание, предчувствие, случайная встреча, видения) оказываются пророческими и предваряют грядущие события. Таков эпизод железнодорожной аварии, наблюдаемой при приезде в Москву Анной Карениной; сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Раскольникова в «Преступлении и наказании». Такие предваряющие эпизоды, сцены, иногда просто образы (несдающийся репей в «Хаджи - Мурате Л. Толстого) находят своё точно композиционное место в развитии основной сюжетной линии.

 

Приём отступления (лирического, публицистического, научного, философского) хорошо известен по «Евгению Онегину» А.С. Пушкина и «Дон Жуану» Дж. Байрона, «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Пушкинскому дому» А. Битова. Всякого рода отступления позволяют автору полнее высказать самого себя, прокомментировать сюжет с различных точек зрения, просто «поболтать» с читателем. Отступления чаще всего обогащают сюжет, придавая ему характер энциклопедичности.

 

Приём ретроспекцииприём хронометрического возврата, поворота сюжета к прошлому. По ходу действия герой может ретроспективно вспоминать что-либо. Ретроспекция характерна для детективных сюжетов. Приём этот известен с времён фольклора: он часто встречается в русских былинах, сказках. В современной литературе к нему не раз прибегал Юрий Бондарев («Берег», «Выбор», «Игра»).

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 543. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия