Студопедия — Тема 56. Постфольклор, «примитив» («наивное искусство»), «третья культура», «промежуточная культура: сущность понятий и специфика связей с народной художественной культурой.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 56. Постфольклор, «примитив» («наивное искусство»), «третья культура», «промежуточная культура: сущность понятий и специфика связей с народной художественной культурой.






Промежуточная культура - это культурный пласт, располагающийся «в промежутке» между профессиональным «ученым» искусством и аутентичным фольклором. Для обозначения этого феномена различными исследователями был введен ряд синонимичных понятий: «пост-фольклор», «второй фольклор», «третья», или «промежуточная культура»; совершенно особое место в этом культурном пласте занимает явление, которое часто называют «наивным искусством», «примитивом».

Промежуточная культура возникает там, где происходят масштабные социальные сдвиги, меняющие структуру общества (верхи -низы, дворяне - крестьяне), появляются субкультуры. Она является способом воплощения культурных идеалов нового общественного слоя, зарождающегося на сломе традиционной биполярной социальной структуры

В России процессы становления третьей культуры активно развивались, начиная со втор. половины XIX в. и продолжаются до наших дней. В это время кроме существующих профессионального искусства и классического фольклора, начала появляться и проявляться новая традиция.

Искусствоведы первыми обратили внимание на большую группу вещественных источников, явно не относящихся ни к профессиональному искусству, ни к фольклору:

· «альбомная» культура, фамильные портреты безымянных авторов прошлого, современный бытовой примитивный портрет;

· «городской романс», частушки, песни отражающие события афганской войны др.;

· в настоящее время это и фольклор в интернете

· современный непрофессиональный дизайн - от украшения салона автомобиля до оформления собственной «страницы» в «Интернете»;

· лубочная народная картинка, живописная вывеска;

· разного рода домашние поделки.

Долгое время подобные работы рассматривались как просто низко профессиональные

Но с накоплением материала невозможно стало игнорировать тот факт, что у такого творчества есть:

· свой особый художественный язык, стереотипы;

· собственная идеология;

· своя система ценностей;

· создается, функционирует и адекватно воспринимается на уровне обыденного сознания;

· авторская индивидуальность в таких работах почти не проявлена, что роднит их с фольклором;

· автор принадлежит к той же социокультурной группе, что и его зритель или слушатель;

· отличие от аутентичного фольклора, произведения промежуточной культуры совсем не обязательно основаны на традициях.

· в отличие от профессиональной культуры, в промежуточной культуре культурный текст не предполагает множество прочтений; однозначностью своего прочтения промежуточная культура отличается и от фольклора снижением символической нагрузки.

В полной мере авторская индивидуальность проявляется в особом пласте промежуточной культуры, наивном искусстве, сочетающем противоречивые черты:

· личностное начало в виде особой художественной стилистики присутствует, поэтому может рассматриваться с позиций профессионального искусства;

· наивный художник не пользуется обычным инструментарием профессионалов: академическое обучение, чтение специальной литературы;

· произведение наивного искусства - это отражение сильной эмоции, глубокого чувства, пробившиеся сквозь напластования повседневности.

· для своего адекватного прочтения наивные работы требуют от зрителя обращения к архетипам.

Таким образом, художественная жизнь современного общества динамична, эта динамика проявляется не только в профессиональном, но и традиционном искусстве.

 

Тема 57. Народная художественная культура, промежуточная и массовая культуры постсоветской России (конец XX- начало XXI в.в.)

Бурные изменения, начавшиеся в СССР с середины 1980-х гг., отчетливо проявились и в сфере, так называемой, промежуточной культуры. Промежуточная культура возникла, чтобы заполнить расширяющийся провал между «ученой» профессиональной, элитарной культурой и фольклором.

Промежуточная культура функционально сближается с массовой культурой, которая воплощает массовые идеалы и стереотипы поведения и одновременно отражает принятые в данной национальной культуре нормы и ценности.

Промежуточная и массовая культура заимствуют образцы (язык, технологии, стиль и т.п.), как из высокой профессиональной культуры, так и фольклора. В них, как и в фольклоре, индивидуальность присутствует крайне редко.

Разница между промежуточной и массовой культурой значительна, хотя они и тяготеют друг к другу:

· масштаб распространения произведений массовой культуры качественно больше, чем промежуточной;

· массовая культура создается профессионалами для неискушенной публики, в промежуточной культуре автор и зритель более социально близки.

К концу 1980-х гг. во многих крупных городах России, прежде всего в туристических центрах, расцвело множество и уличных вернисажей, галерей, художественных салонов, где было представлено все многообразие изобразительного и декоративно-прикладного «промежуточничества».

Однако уже тогда было ясно, что из всего этого массива промежуточной культуры предстоит выделиться двум основным направлениям:

· профессиональному

· любительскому.

Этот естественный процесс эволюции был ускорен и экономическими изменениями в стране.

К началу XXI в., активно развивающаяся профессиональная (в том числе и массовая) культура, радикально изменила положение промежуточной культуры. В удел промежуточной культуре осталось сувенирное производство, например, воспроизведение образцов профессиональной массовой культуры (например, в иронически-сувенирном воспроизведении героев мультипликации, политических лидеров и др. с использованием архетипа, ассоциирующегося с матрешкой).

Само сувенирное производство также профессионализировалось. Любительство сохранилось, однако теперь оно относится прежде всего к числу личных увлечений.

Промежуточная культура частично отражает существующие нормы и ценности, идеалы и стереотипы современной народной культуры, а также степень усвоения и формы восприятия ею иных пластов культуры и иных субкультур.

Именно этот культурный пласт отбирает наиболее интересное и значительное (с точки зрения народной культуры), стереотипизирует и обобщает полученный материал и представляет его народу в понятной ему форме, помогая, таким образом без особых усилий сориентироваться в нынешней культурной многослойности и разнообразии. Благодаря этому сущностные черты различных субкультур поддаются не только прочтению, но и «применению». Каждый может примерить их на себя или отказаться от них.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 258. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия